Во введении этой книги я упомянул, что мне хочется наиболее глубоко и ярче осветить историю моего народа и отразить это на страницах одной из книг. Тем более книги такого характера пишутся редко. А может быть, таких случаев еще не было. По крайней мере, я не встретил таких работ среди башкирских изданий. Имеются работы о родном крае, они опираются на рассказы очевидцев или на художественные фантазии автора.
Но мы решили отнестись к этому делу вполне серьезно и «изобразить» происшедшее на научной основе. Изложение фактов происходило на основе нормативно-правовых актов, зафиксированных в исторических документах, архивных делах, а также в работах известных ученых и исследователей. Поэтому история моей деревни приобрела вполне солидный и действительно реальный вид. Ведь до сих пор был только один взгляд на эту историю. Но со временем появилось другое представление о Алагузе. Даже древнее название деревни «Алагуз» было неведомо многим моим односельчанам. Я скажу, что в историческом документе оно зафиксировано как деревня Бакыново. Так что это название звучит еще ярче и ностальгически, чем название «Алагуз». Изложу еще одну немаловажную деталь. Когда мы рассказывали об обосновании деревни Алагуз, то утверждали, что Алагуз создавался в 1733 году[34]. Это не было так. Деревня обосновалась давно. Наша ошибка была в том, что мы принимали за веру только одно-два названия нашей деревни. А было еще очевидней. Какое было имя старшины деревни таким и было название деревни: во время Бакына – Бакыново, Киекчи – Киекчино, Иргали – Иргалино, Алтынбая – Алтынбаево, Алагуза – Алагузово, Кабыла – Кабылово. В результате анализа предыдущих работ мы обнаружили в ранее изданных книгах две ошибки, которые мы с удовольствием теперь исправили. Обнаружили мы еще несколько неточностей, хотя как посмотреть. За место Бакына мы писали Баки. Эти имена нас постоянно сопровождают в трудах исследователей, но чаще встречается слово «Бакын», поэтому эту корректировку можно ввести также без особых усилий и лишних эмоций. Наряду с уточнениями мы со временем углубились еще на несколько поколений Бакына. Ямиля Сайфетдинова – одна из лучших знатоков истории нашего села, во время своего рассказа несколько раз предупреждала меня, чтобы я старался опираться на известные письменные и устные источники. Вначале я немного скептически отнесся к этому предложению. Думаю, но ладно, человеку 90 лет. Наверно некоторые вещи забыла, а о некоторых событиях помнит слабо. Однако я жестоко ошибался. Все данные, о которых говорила Ямиля эбей, позже были подтверждены архивными источниками. Я сожалею, что в свое время еще раз не встретился со старожилами-супругами Ямилей и Йэлэй Сайфутдиновыми. Уникальные были люди. Большое количество материала о моей малой родине смог бы я тогда накопить. Вспоминаю, как февральским днем 1997 года я вел размеренную беседу с четой Сайфутдиновых в их доме. Старался не мешать их рассказу. Только иногда задавал уточняющие вопросы. А дальше лился и лился их рассказ. С особым трепетом и добрыми чувствами они вспоминали об односельчанах и о тех, кто был отцом, дедом, матерью и бабушкой их друзей и ровесников. Во время рассказа иногда эмоции перехлестывали их, Ямиля эбей, уронив несколько слез и говоря: «Аллакайым», со временем успокаивалась и продолжала свои воспоминания, а Йэлэй быуай, со вздохом произнеся «Ох», то огорчался, то радовался событиям прошлых лет. В ходе долгих рассказов я ясно понял одно из их главных напутствий – «Ничего не перепутай!», «Мы говорим абсолютную правду». В какое-то время мы отвлекались. Однако очень быстро возвращались к главной теме – к рассказу о наших предках. На мой главный вопрос: «Кто был отцом Мусы?» прозвучал конкретный ответ Ямили эбей: «Киекчи, а отцом Киекчи был Иргали». Я не поверил такому ответу. Имя человека не должно быть связано с животным. И «изрек», что ответы моих собеседников больше смахивают на рассказы о лихих индейцах. Позже всегда я чувствовал себя неуверенно, когда речь заходила о нашем родиче Киекчи. Неужели в нашем роду были люди с таким именем? Однако, подозрения мои были напрасными. Мне сопутствовало определенное везение. Случилось так, как в поговорке: «На ловца и зверь бежит». На мои руки попали до сих пор мне неизвестные материалы по истории Башкирии (благодаря любознательности моего брата Зуфара к историческим документам), где Бакын в аннотации книги упоминается под фамилиями Какчаев и Кинкчин. Новые сообщения взбудоражили мой ум. Чтение получилось увлекательным. Мы когда начали знакомиться с содержанием некоторых документов, то увидели, что имя Бакын проходит также под фамилией Киекчин. Это означало, что старожилы Ямиля и Йэлэй Сайфутдиновы дали в свое время очень точный и исчерпывающий ответ. По их словам отцом Мусы, одного из основателей родов нашей деревни, был Киекчи. Таким образом, сведения старожилов совпали с архивными материалами. Следовательно, Киекчи был реальным историческим лицом. Кроме этого, внезапная находка помогла открыть новую страницу истории деревни Алагуз. До сих пор мы констатировали, что Алагуз был продолжателем одного из родов. Такую же роль приписывали и Мусе. А вся действительность была другая – Бакын и Муса были родными братьями. В один из свободных дней этой зимы я поднял записи 1997 года и обнаружил, что по рассказам Ямили эбей отцом Киекчи является Иргали. На основе простых математических исчислений установил, что он родился в начале XVII века. Первые письменные данные о моих предках относятся к 1736 году и упоминаются в лице старшины Бакына Киекчина. Так как рассказчики о нашем генеалогическом древе увязывают нас еще с именем Алтынбая, то, вероятно, он был отцом Иргали. Это утверждение носит интуитивный характер. В таком случае Алтынбай-отец Иргали родился в конце XVI века и является самым «дальним» и единственным нашим родственником, живший в том славном веку. Думаю, что в ближайшее время эта гипотеза окажется обоснованной архивными данными. В таком случае окажется, что на сегодняшний день известно тринадцатое поколение моих предков. На самом далеком временном расстоянии находится сам Алтынбай. Тогда мое генеалогическое древо заимеет следующий вид.
В самой верхушке древа находится мой сын – Тагир.
Тагир Каюмович Тагиров родился в 1992 году в городе Уфе. В настоящее время он учится в лингвистическом классе гимназии №3. Владеет пятью языками: башкирским, русским, английским, татарским и французским. Призер районных, городских олимпиад по языкам. В 2009,2010 годах участвовал в республиканских олимпиадах по английскому языку. Занимается в школе модели «Премьер». Тагир любит путешествовать, играть в футбол, баскетбол, теннис, кататься на коньках. В свободное время старается посетить бассейн. Обожает компьютерные игры. Посещает занятия по паркуру и хип-хоп.
Мою супругу зовут Зиля Рашитовна. Она училась и выросла в Архангельском районе. Под моим руководством в Кигинском районе прошла комсомольскую школу, была секретарем первичной комсомольской организации местного отделения Сбербанка СССР. Труды мои не прошли даром. После переезда в 1983 году в Национальный банк Башкирии она была вновь избрана секретарем, но уже первичной комсомольской организации финансового учреждения республиканского уровня. Любит путешествовать, изучать иностранные языки.
В генеалогическом древе по нисходящей линии в третьем поколении нас представляет мой отец Тагиров Кавый Тагирович, 1928 года рождения, многие годы работал в колхозе имени Фрунзе и Алагузовском отделении совхоза «Абдрезяковский» Кигинского района. Ныне занимается пчеловодством. Любит играть в шахматы. Односельчане знают его как добродушного, доброжелательного человека.
Мою мать зовут Тагирова Канифа. Мама родилась в деревне Алагуз в 1929 году. В детском возрасте осталась сиротой. Их было четверо детей: Галима, Ахат, Канифа и Валима. С малых лет она работала в колхозе. Росла в лишениях и голоде. Трудовой стаж составляет около 40 лет. Любит петь, слушать народную музыку. Моя мама – замечательный человек, женщина с большим сердцем и большой душой. Бабушка Мухтарама, мать моей матери, была представителем одного из состоятельных семей Белокатайской волости. Его брат Ахметсафа являлся очень предприимчивым человеком, нажил еще в советское время немалое богатство. В лихие 20-е годы XX века прадедушка и прабабушка по линии матери моей мамы были раскулачены и отправлены в Сибирь. О дальнейшей их судьбе пока моим родственникам и мне ничего неизвестно. Со временем мы внесем ясность в эту историю. Дедушка по материнской линии является одним из отпрысков рода Алазуз. Был красногвардейским командиром.
Кавый и Канифа имеют пятерых детей: дочь Зухру, сыновей – Зуфара, Каюма (автора книги), Саммата и Барыя.
Зухра окончила Башкирский государственный университет. Многие годы своей жизни посвятила партийной и профсоюзной работе. Прекрасно поет, неплохо владеет сценической речью. Ее муж – Талгат-врач, возглавлял одну из крупных больниц города. В настоящее время продолжает свою трудовую деятельность. Лилия – дочь Зухры – врач- педиатр, вышла замуж за хайбуллинского парня Фаяза. Сегодня воспитывают сына Рамазана. Зульфия – ее вторая дочь, имеет высшее экономическое образование, работает в одном из крупнейших предприятий Стерлитамака. Ее муж Альфред, выходец из Стерлибашевского района. Их сына зовут Искандер.
Зуфар – второй ребенок в семьи Тагировых. Трудился в сфере нефтяной промышленности, теперь – коммерсант. Много времени уделяет социально-культурному спонсорству. Под его руководством в деревне Алагуз построена мечеть «Тагир». В молодости увлекался национальной борьбой. Его жену зовут Лена, уроженка Миякинского района. По специальности – медик. В настоящее время трудится в одном из предприятий пищевой промышленности города Стерлитамак. Зуфар и Лена имеют двух дочерей. Айгуль – адвокат, Альмира – экономист. Айгуль имеют семью. Ее муж Артур родился в морском городе Калининград.
Саммат – четвертое дитя. С детства был старательным и прилежным ребенком. Закончил, как и его супруга, Резеда, Башкирский сельскохозяйственный институт. Саммат проработал во многих сельскохозяйственных предприятиях Кигинского и Белокатайского районов. Сегодня занимается предпринимательской деятельностью в своей родной деревне. Увлекается шахматами и национальной борьбой. Резеда, уроженка соседнего села Абзаево. Она трудолюбивая женщина, доброжелательна, мягка в общении с односельчанами. Много времени уделяет воспитанию детей. Их сын Ирек окончил Башкирский государственный педагогический университет. Он является компьютерщиком, неплохо разбирается в системном администрировании. Розалия завершила Республиканский экономический лицей, поступила на математический факультет Башкирского государственного университета. Зульфира – учащаяся Северо-восточного республиканского башкирского лицея, расположенного в селе Месягутово. Учится прекрасно. Зульфира является участницей нескольких республиканских конкурсов: «Урал-батыр». В 2009 году она завоевала Гран-при республиканского конкурса. Молодец. Первый крупный успех рода Алтынбаевых в последнее время на этом поприще.
Барый – самый младший ребенок Кавыя и Канифы. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Одним из первых на северо-востоке Башкортостана открыл производственный кооператив и ставил малый бизнес. Сегодня возглавляет КФХ «Ик», находящееся в нашей деревне. Его любимым занятием является куреш. Жену Барыя зовут Альбина. Она родилась в селе Ново-Белокатай. Окончила Башкирский государственный педагогический университет. Трудовую жизнь начала на освобожденной комсомольской работе. Ныне трудится в качестве заведующей одного из детских садов села Ново-Белокатай. Их сын Марсель – студент второго курса Уфимского государственного нефтяного технического университета. Увлекается баскетболом и футболом. Дочь Эмиля – учащаяся местной школы. С желанием ходит в музыкальную школу.
Мнавара эбей – сестра отца, 1924 года рождения, недавно мы отметили ее 85 летие. Ее мужем был Сабирьян быуай, мудрый и умный человечище своего времени. Мнавара эбей воспитала семерых детей.
Старшая дочь Танзиля живет в городе Кемерово. Ее дети Сергей и Лена имеют сына, дочь и дочь соответственно. Она прабабушка. Внучка Крестина родила дочурьку. Ей дали имя Дарья. Мнавара эбей сейчас прапрабабушка.
Талгат агай живет в Сибае. Жена Талгата агая, Джавгара, родилась в станции Альмухаметово Абзелиловского района в многодетной семье, по призванию учитель. Их дочь зовут Светлана, которая в настоящее время проживает в городе Стерлитамаке. Имеет сына. Второй ребенок Талгата – Ринат, после школы отслужил, женат, растит дочь.
Тавкалин – окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Квалификация – инженер-механик, работает в сфере нефтегазовой промышленности. Его жену зовут Тансылу, а дочерей – Лейсан и Айгуль. Лейсан обучается в Башкирском государственном медицинском университете, замужем, растить дочь, а Айгуль – студент Стерлитамакской государственной педагогической академии.
В семьи Ахмедьяновых четвертой является Зульфия. С сыном Раяном и дочерью Розалией живет в Уфе, работает в республиканской художественной гимназии-интернате имени Касима Давлеткильдеева в качестве учителя математики. Недавно она отмечена почетным знаком «Отличник образования Российской Федерации». Зульфия – человек творческий, увлекается лыжным спортом. Она становилась неоднократной чемпионкой Кигинского и Дуванского районов по лыжам. В молодости увлекалась художественной гимнастикой.
Последующим представителем клана Ахмедьяновых является Рафиля. Окончила Саткинское медицинское училище. Работает в Уфе. Имеет сына и дочь – Владислава и Раушанию. Владислав женат. Имеет ребенка.
Сания – единственный ребенок моей тети Мнавары, кто связала свою судьбу с родной деревней Алагуз. В настоящее время является социальным работником. Мужа Сании зовут Фанис. Свои умения и навыки он отдает малому предпринимательству. У них трое детей – Ришат, Ильгизар, Неркес.
Фанзия самая младшая дочь Мнавары. По профессии – продавец и повар. От первого брака – сын Альберт, дочь Алия, от второго брака – сын Вадим. Фанзия в молодости увлекалась лыжами.
Газизьян – младший в троице родных отца, мой родной дядя. Родился Газизьян Тагирович 1937 году, учился в Алагузовской начальной и Абзаевской средней школах. После армии окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Продолжил трудовую биографию в Альмухаметовском элеваторе Абзелиловского района главным инженером, затем – директором этого же предприятия. В 70-е годы трудился инженером в Бирском хлебоприемном пункте, главным инженером Сулеинской межрайонной органиции «Сельхозкомплект», в 80-е годы – директором Сулеинской межрайонной базы Башпотребсоюза. В студенческие годы Газизьян Тагирович защищал честь института в республиканском масштабе по борьбе самбо. Он является сильным шахматистом. Несколько лет подряд был ведущим тренером в школе Бориса Спасского в городе Сатка. Жена Газизьяна Тагировича – Гаугара, воспитанница школы-интерната №1 г.Уфы, окончила географический факультет Башкирского государственного университета. Они воспитали сын и дочь. Гульнара обучает детей. Ее сын Идель – школьник. Он увлекается многими видами спорта, часто выступает в составе команды города Стерлитамака на республиканских соревнованиях. Сына Газизьяна Тагировича зовут Азамат. Азамат имеет высшее образование. Работает в одном из предприятий города Сатка Челябинской области. Супругой Азамата является Азалия. Воспитывают сына Салавата и дочь Аделину.
По линии моей матери выстраиваются следующие ветви. Моего дедушку звали Фазлиахмет, который был самым старшим сыном Байрамгула. Остальные дети Байрамгула – Гайнисафа, Хажиахмет, Гайни и Валиахмет. Расскажем подробнее о детях каждого из них.
Как уже мы написали, у Фазлиахмета и Мухтарамы (о ее генеалогическом древе мы вкратце тоже изложим в этой книге позже) родились дети: Галима, Ахат, Канифа, Валима.
Галима родилась в 1924 году. Во время войны была призвана в трудовую армию, где потеряла здоровье. Мужа звали Агзям. Жили в деревне Васелга Белокатайского района, которая находится в 4-х километрах от деревни Алагуз. От Галимы родился сын Рамиль. Рамиль живет в селе Майгазы Белокатайского района, по профессии тракторист широкого профиля. Имеет дочь.
Ахат быуай родился в 1927 году. Многие свои годы отдал трудовой армии и в результате этого приобрел болезни дыхательных путей. Трудился Ахат быуай в ферме Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза животноводом. Был передовиком производства. Жену звали Гарифа эбей. Она уроженка нашей деревни. Ахат воспитал двоих детей: сводную дочь Райму, 1951 года рождения и сына Миндуллу, 1963 года рождения.
Райма закончила Алагузовскую восьмилетнюю школу и приобрела профессию крановщицы. Добросовестно трудилась в строительном комплексе города Златоуста. Ныне живет в городе Миассе. Ее старший сын только что отслужил в Российской армии, младший успешно закончил учреждение среднего профессионального образования.
Миндулла родился, воспитывался и вырос в деревне Алагуз. В 1989 году переехал в город Златоуст, в 1991 году женился на девушку по имени Вазифа из деревни Новояушево Мечетлинского района. Сейчас Миндулла работает на кирпичном заводе в городе Миаас, расположенный в 40 километрах от города Златоуст. Имеет профессию тракториста. Миндулла и Вазифа «поднимают на ноги» двух дочерей. Старшую из них зовут Леной, а младшую Юлией. Вазифа трудится в одном из детских дошкольных учреждений города Златоуст. Семья живет в частном доме.
Валима апай родилась в 1939 году. Большую часть жизни прожила в Алма-Ате. Трудовую жизнь начала в городе Златоусте. Затем переехала жить в город Наманган. Со временем переселилась в Алма-Ату. Жизнэй Равиль родился в Китае. Это объясняется очень просто. После Октябрьской революции в целях сохранения собственных жизней его родители были вынуждены выехать за рубеж, так как представляли людей из богатых элит Казани. Ведь тогда разговор с богатыми был короткий – к стенке и расстрел. Жизнэй Равиль любил технику, был таксистом. Валима апай и Равиль жизнэй воспитали дочь Альфию и сына Шамиля. Сегодня Альфия и Шамиль – стерлитамаковцы.
Альфия работает в частной фармацевтической аптеке. Мужа зовут Радик. Они воспитывают сына Анвара. Альфия трудолюбивая, старательная женщина. Любит слушать и вести разговор на различные темы жизни.
Шамиль трудится в сфере предпринимательской деятельности. Дела у него идут неплохо. Недавно построил хороший коттедж, имеющий современный дизайн и высокую техническую оснащенность. Его жена Руфина тоже выросла в Алма-Ате. Она медик. Признавалась лучшим врачом-гинекологом города Стерлитамака. Детей зовут Диляра, Тагир, Амир. Диляра и Тагир школьники. Они серьезно занимаются музыкой. В этом году закончили класс фортепьяно. Амир родился в 2008 году. Ему еще расти да расти.
Хочу несколько предложений посвятить родственникам мамы по ее отцовской линии.
Гайнисафа самый старший ребенок Байрамгула. У Гайнисафы был сын Хурмат.
Следующий родной человек деда – Хажиахмет, который младше Фазлиахмета. Продолжателями хажиахметовского наследия выступили Фатхия, Зекер, Мунир. От Фатхии родились Люция (с.Майгазы), Ида (г.Златоуст). От Зекера – Альфира (с. Верхние Киги), Юлай, Эльвира (г.Златоуст), Рамиль, Юрис, Ильшат. Последние двое трудятся в Сибири. Зекер быуай работал управляющим Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза. Работал умело и продуктивно. Самое цветущее время деревни приходится на время его руководства. Супругу Зекера быуая зовут Бану. Она живет в деревне Алагуз.
Второй сын Хажиахмета – Мунир, который всю свою жизнь посвятил лесному хозяйству. Перед пенсией возглавлял Кигинский межколхозлесхоз. Спутник его жизни Роза апай. Учительствовала в Верхнекигинской средней школе №2. Вела уроки математики. Имя старшего сына Мунира агая – Марат. В его семьи еще несколько сыновей. Все они успешно трудятся и ведут семейную жизнь.
Гайни, дочь Байрамгула, создала семью в деревне Старая Маскара Белокатайского района. Дети – Загит, Гуфра, Миндигуль, Рамиль. Больше всего в этой ветви я знаю Миндигуль апай. Живет с мужем в Уфе. Ее сына зовут Фаниль, дочь – Гульнара.
Валиахмет – самый плодовитый представитель Байрамгуловского рода. Он женился трижды. От первой жены родился Нутфулла. Сыновья Нутфуллы – Нуриман, Данис, Данир, Галхайдар, Айдар. Из них трое живы. Данир и Галхайдар имеют семьи. Данис холост. От второй жены Валиахмета родились четверо, от третьей трое детей. Эти его отпрыски преимущественно живут в Челябинской области.
Со стороны бабушки Мухтарамы известны для меня Ахметсафа, Зулькарнай (его сын Зуфар с семьей проживает в Новом Белокатае). Бабушка жила в деревне Новая Маскара Белокатайского района. Ее родители были богатыми людьми. В советское время их семья была раскулачена. Из Сибири, кроме Ахметсафы, никто не вернулся. Ахметсафа жил достаточно прилично. Держал пчел, достаточное количество скота. Любил заниматься садоводством.
Моего деда по отцовской линии звали Сахаутдинов Тагир. Он родился в 1889 году. Прожил 87 лет. Умер 27 ноября 1976 года. В деревне его уважали за смелость и силу. Участвовал в гражданской войне 1917 года. Во время Великой отечественной войны (к началу войны ему было 52 года) работал на лесозаготовках. Всю жизнь посвятил колхозному делу. Моя бабушка выходец из деревни Сагирово Кигинского района, дочь муллы. Она была женщиной ни из робкого десятка. Была очень смелой и трудолюбивой женщиной.[35]
Моего прадеда зовут Сахаутдин. Их было 10 братьев. Сахаутдин родился четвертым в 1840 году. Состоял на службе в Алагузовской мечети в качестве мазина.
Шестое поколение по нисходящей линии представляет наш род Мухаметшарип Иралин. По моему мнению, он был единственным ребенком. Родился Мухаметшарип в 1802 году. В 14 лет женился на 18летнюю девушку. Служил в царской армии. Вернулся в звании хорунжия, младшего офицера. Имел 4 жен, от которых родились 10 сыновей. Самый младший из них Мухаметхази родился в 1856 году. Мухаметхази был отцом Ямили Сайфутдиновой, помогавшей в 1997 году мне составить шежэре жителей деревни Алагуз.
Отцом Мухаметшарипа является Ирали, жившей в первой половине XVIII века. К сожалению, в исторических документах отсутствуют документы, упоминающие об Ирали.
На истоке рода в восьмом колене стоит имя Мусы. Полное имя Мусы звучит как Мусакалим, который был сыном Киекчи. Мусакалим родился где-то 1710 году. Он был самым младшим сыном Киекчи, а Бакын был самым старшим. Так как Кабыл родился в 1734 году, то Алагуз родился где-то в 1700-1704 годах. Такое утверждение под собой имеет логичное обоснование.
Анализ истории рода Киекчи показывает, что во многих случаях первые дети рода Киекчи рождаются, когда их отец достигает возраста от 30 до 40лет. Например, Тагир Сахаутдинов родился в то время, когда его отцу было 49 лет. Когда Тагиру Сахаутдинову было 39 лет, тогда родился сын Кавый. Мой Тагир родился, когда мне было 35 лет. По всей вероятности Алагуз родился не позже 1704 года, Бакын – 1670 года, Киекчи – 1640 года. По устным источникам (рассказы Ямили Сайфутдиновой) Киекчи был сыном Иргали, а Иргали – Алтынбая. Следовательно, Иргали родился в начале XVII века. Логически выстраивая ряд до первого приближения, мы переступаем в XVI век, в котором жил Алтынбай. Алтынбай родился в 1570-1575 годы.
Киекчи стал известен нам благодаря своему сыну Бакыну. Киекчи, как я уже писал, первым упоминается в исторических документах в 1736 году как отец Бакына. Семья у него была большая. Неслучайно в одном из обращений башкирских старшин к провинциальному начальству только его дети упоминаются как Киекчины дети. Нам известно, по крайней мере, четверо сыновей Киекчи. Это братья Бакын (1674), Сабан, Субак, Мусакалим (1710). Старшина Киекчи был одним из представителей пассионарной элиты северо-восточных башкир. Он участвовал во многих восстаниях второй половины XVII века.
Иргали, как и его отец Алтынбай, жил в бурное время. Именно поколение Иргали выросло в период формирования новых общественно-политических условий жизнедеятельности северо-восточных башкир и получения ими подданства русского государства.
Алтынбай остается для нас самой легендарной личностью по ряду причин. Он был одним из вождей объединения башкир-дуванцев, которые в конце XVI века не зависели ни от какого царства и ханства, жили самостоятельно и сами определяли характер жизнедеятельности населения северо-восточного края. Во-первых, северо-восточные башкиры не входили ни в какое государственное образование. Во-вторых, имели свою территорию расселения. Они сами определяли политику взаимоотношений с соседними территориями. Эта территория имела свою экономическую базу, она самостоятельно определяла внешнеэкономические отношения, вела свободную торговлю, имела свои меры исчисления, «деревянные» деньги.
Войско представляло собой объединение войск этнических групп. Управление осуществлялось через совет старейшин трех этнических групп. Высшим органом правления являлся канаш. Все важные политические и социально-экономические проблемы северо-восточных башкир рассматривались и решались в канаше.
Итак, в конце XVI века и начале XVII века жизнеустройство северо-восточных башкир было организовано на основе стандартов государственности. В связи с этим можно говорить о локальной государственности северо-восточных башкир на протяжении более полувека. Можно с уверенностью утверждать, что северо-восточные башкиры имели в этот период свое государство, отвечающее всем канонам этого понятия. Неплохо бы, исследуя данный период истории северо-восточных башкир, более подробно написать об этих событиях их жизни. Как писали историки, башкирцы-дуванцы были многочисленным и сильным объединением башкир и поэтому другие консорции башкирского этноса опирались на их могущество. Поэтому добровольное вхождение северо-восточных башкир к российскому государству происходило постепенно с учетом интересов и соседних башкирских объединений – протекторатов Руси. Башкирцы-дуванцы-алагузы в этом процессе сыграли немаловажную роль.
4. Историко-документальные исследования развития деревни Алагуз[36] [37] [38] [39]
Далее мы будем писать о документально известной истории моего края.
Перейдем к изложению и анализу фактического материала. Вначале приведем несколько документальных данных о Киекчи.
1736 г. февраля 21. – Допросные речи башкира Сибирской дороги Сабангула Баракова о посылке его от Юсупа Арыкова к зауральским башкирам, о походе башкир против отряда А.И.Тевкелева и их намерении напасть на провиантский обоз.
1736 г. февраля 21 дня. Против приводу ясашных татар Масковых Уфинского уезду, Сибирской дороги, деревни Ыкулбаевой башкирец Сабангул Бараков допрашиван, а в допросе показал:
Вопрос:
1) Кто тебя посылал в зауральские волости и зачем и с кем имени?
Ответ:
1) Посылал меня с товарыщи Дуванской волости з башкирцом Бакыном, Кушнийской волости Кулаем Аиповым Юсуп вор с товарыщи в зауральские все волости, живущие на Сибирской дороги и близ русских жильев, о совокупление, что с весны идти на русские слободы и деревни войною, рубить и раззорять всех русских, також мешеряков и ясашных татар.
Вопрос:
5) Означенные товарыщи от тебя где отстали и зачем?
Ответ:
5) Означенные товарыщи Бакын и Кулан остались в Мекетинской волости у башкирца Кулакая Букаева. А оттоле хотели ехать в ту же волость Июхамбету-сарту о показанной же подготовке к возмущению войны, А едут под видом торга, дабы не могли протчие кто из мещеряков и чюваш дознатца.
Мой комментарий:
Как уже было указано выше, Бакын участвовал в восстании башкир 1736 года. Он стал одним из идейных вдохновителей этого восстания. По данным, хранящимся в архивах, под видом организации торговых дел, Бакын Киекчин выезжал в зауральские волости и призывал башкир этих территорий подняться к восстанию. Эти события показывают, что доверие руководителей восстания к Бакыну было абсолютным и он пользовался особым доверием среди башкир. Восстание было направлено на недопущение захвата земель и против политики разорения башкирских сел.
Воспитать пассионарную личность – личность Бакына могли только люди с особым подходом к воспитанию. Мугаллимами Бакына были его отец-старшина и мать, и конечно, его собственный родной народ. Родители Бакына сумели привить ему умение слушать, общаться и убеждать людей. Об этом говорят исторические документы, подтверждающие его особый дар вести умелый диалог с башкирскими старшинами и башкирами разных родов, убеждать их в необходимости тех или иных действий в зависимости от сложившейся исторической ситуации. Родители Бакына серьезно отнеслись к воспитанию у него черт лидера, организатора. Поэтому, благодаря полученным в детстве знаниям, Бакын Киекчин продолжительное время был одним из авторитетных старшин Дуванской волости. О нем хорошо знали и в других башкирских волостях, часто советовались, а когда становилось необходимо, обращались к нему и за помощью.
Продолжим изложение исторических документов.
1736г. Августа не позднее 21. – Письмо башкир Сибирской дороги Чураш батыра Келдышева с товарыщами в Уфимскую провинциальную канцелярию о причинах их восстания и о поставленных ими условиях его прекращения.
Токмо ныне за неволею в таком замешании пришлись, что
1) Учинилось боле от трех башкирцов, которые были в Москве без ведома всех 4-х дорог и получали от е.в. жалованья.
2) От строения в нашей земле городов.
3) От напрасного разорения мурзою (от автора – в сноске говорится о А.И.Тевкелеве) находящих по присяжной должности в верности башкирцов, собрав к себе мещеряков и черемис и горных татар, которые живут на нашей земле, от чего и принуждены были мы в замешани притти.
Имена башкирнских разных волостей: Илинской волости Чюраш-батырь, Кудейской волости Елдаш-мулла, Трукменской Юсуп, Кудейской же Девлатали, Мурзаларпской Рыскозан, Тюбеляцкой Мусакай, Юсуп-тархан, Дуванский Баки.
Мой комментарий:
Башкиры остро переносили проявления несправедливости. Переселенцы из других краев Российского государства не только не отблагодарили их за предоставленное убежище на земле дуванцев от преследования царских властей, а со временем стали разорять этот добрый и благодушный народ. Мещеряки и черемисы и горные татары забыли недавние свои беды и принялись притеснять коренной народ – дуванцев. Такое положение не устраивало автохтонцев. Поэтому они и обратились с письмом в Уфимскую провинциальную канцелярию.
Интерес представляет также следующее описание минувших событий.
1736г. октября 11. – Сказка мишаря Сибирской дороги Айлина А.И. Тевкелеву о нападении башкир Айлинской волости под руководством Тюлкучуры Алдагулова на деревни мишарей.
1736г. октября 11. При Челяби явился полковнику Тевкелеву Уфинского уезду, Сибирской дороги, деревни Юкалы-куль мещеряк Муслюм-мулла Айлин и словесно объявил:
Ныне, тому недели з 2, слышал он Тырнаклинской волости от Хозеяра Баксынова, Байбулата Иткусюкова и от сына Салиха Байбулатова, что призывали вора Тюлькучуру Айлинской волости Заит Минлигозин, Абубекир Кулачев, Тырнаклинской волости Кучук Чернакеев, Сартларской волости Калмаккул, Дуванской волости Мандар, Бакын Киикчин… для того, что приехали де мещеряки и Рахмангул с сыном Козяшем в свои жилищы, и отом, собравшись подумаем. И оной де Тюлькучура, собравшись в дву стах человеках, приехал в деревню Аликееву и поймав оной деревни сарта Аликея и свезав ево, били и гоорили: но что де ты, Аликей, ездил в Кунгури возил письма?... И они, Тюлькучура с товарыщ, промеж собой предложили, что де впредь, кто башкирцы или мещеряки будут ездить в городы и возить письма и с нами не будут соединяться, тех бить до смерти.
Мой комментарий:
Представители некоренных этносов продолжали притеснение автохтонных народов. Они постоянно выезжали в уездные центры, чтобы информировать власти о «неблаговидных действиях» дуванцев по отношению к ним. При этом с жалобами выходили не рядовые представители переселенцев, а духовные лидеры этих диаспор. В данном случае, как указано в письме, мещеряк из деревни Юкаликуль Мюслим-мулла Айлин.
Со временем отношение к повстанческому движению постепенно изменялось. Об этом говорят такие факты.
1737 г. февраля 10. – Письмо Килмяка Нурушева с товарищами башкиром Сибирской дороги Елдашу Сыярембетову с товарищами с призывом к презду их в г. Уфу.
От дального разстояния ближним сердцем Нагайской дороги, Юрматинской волости от меня, бедного Кильмяка-муллы Нурушева, от Шекыра Еменеева, от Елдаша Егулова… с товарыщи Сибирской дороги, Кудейской волости Елдашу-мулле Сыямбетеву, Исмаил-тархан Сунгурову…Дуванской волости старику Мандару да Бакыну, Кощинской волости Аипу-старику, всем, большим и малым ниской поклон.
Ежели про нас станите спрашивать – слава богу, ныне приехали с некоторыми Нагайской дороги старшинами город Уфу, и получа от е.и.в. матерную к себе всемилостивейшую в винах прощение и милости господ судей, находимся во всякой радости. При сем Объявляем вам: Нагайской дороги к оставшимся старшинам послали, чтоб вам приехать в город Уфу в скором времени; також де и вам по полученеи сего письма, не умедляя, посылая исвести другим, без всякой опасности приехать, что всемилостивейшая государыня нашу вину подлинно всемилостиво соизволоила простить, дабы неприезжанием т вашим в делах наших от е.и.в. всемилостивейшей государыни нашей не принять вам гнева.
1737 году февраля 10 дня к сему письму во уверение за себя и за товарищей я, Кильмяк-мулла.
Мой комментарий:
В начале 1737 года российские власти решили смягчить влияние повстанческого движения. Они провели ряд «успокоительных» мероприятий. Например, пригласили старшин Юрматинской волости в Уфу, чтобы сообщить им о прощении е.и.в. всемилостивейшей государыни за участие в восстаниях. Прощение всемилостивейшей государыни юрматинцы приняли охотно: «и получа от е.и.в. матерную к себе всемилостивейшую в винах прощение и милости господ судей, находимся во всякой радости». После этих событий, конечно не без подсказки уфимских властей, юрматинец Кильмяк-мулла обратился к старшинам Сибирской дороги с просьбой последовать примеру старшин Юрматинской волости и приехать в Уфу.
Ход дальнейших событий показал, что создание условий толерантного отношения к башкирам могло стать наиболее эффективной политикой построения взаимоотношений между властями и башкирами. Однако время было упущено. Кровавые бойни 1737 года, устроенные царскими властями, не имели аналогов во всемирной истории и оставили глубокий след в памяти башкирского этноса. И тогда, и сегодня, и когда-нибудь в будущем эти незаживающие духовные раны нации вряд ли будут стерты из генетической памяти башкирского народа.
1737 г. марта 23. – Письма старшины Козяша Рахмангулова А. Лихачеву о силах и намерениях восставших башкир под руководстом Мандара Карабаева.
В Красноярскую крепость господину маэору Лихачеву. Здравствуй на множества. А затем у нас по Аю реки от господина генерала и полковника Тевкелева зауральские жители по указу е.и.в. старшины выбраны, в сотники 15 человек. Кусямыш, Таймас по ту остались за Уралом, и обжидаем, что и им быть с указом в Кущинскую волость, а мы поехали б к господину генералу. И нам де навстечу Дуванской волости главной же вор Мандар, Кудеской волости главной вор Авесь, Айлинской волости главной же вор Кядрясь Калдышев, Дуванской волости Яман-сотник Ахметов сын в собрании в 300-х человеках в деревне Мандаровой. А нашу де Кущинскую волость хотять вырубить меня, а меня де, Козяша, на свет не пустить, Дуванской волости Мендиара Аркаева хотят изрубить же, Упейской волости Кандралю Бакшина изрубить же, Дуванской волости Субака, Бакына Киикчиных детей хотят убить же, а домы наши разорить, жен и детей в полон взять, черемис и вотяков и Красноярскую крепость хотят вырубить и разорить. И вы извольте жить в великой осторожности, и поставьте караул крепкой по сю сторону Уфы в разъезды. А у нас де в деревне Рахмангуловой в собрании сотники и старшины и все верные е.в., стоим на карауле крепко, Катайской волости старшины Котлогузя Кузенбетев, Абдулла Касканов, Сулейман Чермышаков, Мекотиской волости Янгильда Бегишев, Катайской волости Калмакчюра Менлигулов, Саргинской волости сотник Алкей Каракусюков с протчими со всеми товарыщи днем и ночно стоим на карауле и за е.в. стараемся, и воров до российских жилищ не допускаем. Я Козяш, довас ведомость чиню оного месяца во 2 числе.
По повелению старшины Козяша писал мулла Кошай и руку приложил. И я, старшина Козяш, руку приложил. Подлинное письмо переводил татарин Усейн-мулла и руку приложил. Толмачил красноуфимский толмач Герасим Савин.
Во втором.
Господину маэору Лихачеву.
Здравствуй намножества. Мы, Рахмангул, Козяш и все старшины, малые, стары, в собранье приехали Дуванской волости старшина Мендияр, Бакыя, напротив воров, Киикчины дети, Упейской волости Кандраля Бакшины З братьями и с сыном, Саргинской волости Алкей-мулла Карак3учюков з братьями и з детьми, Катайской волости Кутлугузя Кузембетев да сотник Ягнильда Бегишов, Шуранской волости сотник Кузябак, - все собрались оной вор Мандар и Котрас, собравшись, приехали в 300-х с ворами, был у них со оным вором Мандарой бой, промеж нами Ик река и мы их не перепустили, и брод не дали, и стоим в осторожности на каркуле, з зауральскими старшинами и с сотниками вопче стоим на карауле. А от господина генерала указ прислан, чтоб их, воров, в покорение привести. И ежели оные воры вторично будут, то ведомость будем чинить, а вы извольте жестоко и крепко караул поставить. А нынешная пора – черная стопа, куды нада, туды и поедут, и с котороу сторону нада, и без дорогу будут; а буде великий збор станут збирать, то доносить будем. А здесь де у нас чюваша и мещеряки нам способу не чинят, и на карауле не стоят.
В нынешнем месяце в 3 числе я, Козяш, руку приложил. Переводил татарин Усейн-мулла и татарским письмом руку приложил. Толмачил толмач Герасим Савин.
Мой комментарий:
В 1737 году Бакын повел себя уже по-другому. Он не поддержал повстанцев. Вместе с другими башкирскими старшинами принял сторону царских властей. Объясняется это просто. Во-первых, наверно, он, получив послание старшин Юрматинской волости, приехал в конце февраля 1737 года в Уфу и подтвердил ранее данную клятву о верности центральной власти. Во-вторых, он не поверил успеху повстанцев, так как слишком были раздроблены силы башкирских войск и выступления не были направлены на решении насущных и стратегических задач башкирского этноса.
1737 г. не позднее мая 1. – Письмо башкирских старшин Сибирской дороги Козяша Рахмангулова и Мендияра Аркаева В.Н.Татищеву о вооруженных столкновениях их с восставшими башкирами под руководством Тюлкучуры Алдагулова и Мандара Карабаева и о сборе «верных» башкир на р. Ай.
…А мы, старшины, я, Козяш, и Мендияр со семи нашими сотниками, ехали к вашему превосходительству и Дуванской волости в Бакиновойдеревне
увидели вышеупомянутого Абдуллу с товарисчи (от автора – 13 человек приехавших из зауральских волостей на помощь), где приехали Кутлузя. И тут, слышали мы, что Айлинской волости вор Котрас Елдышев, Кара-Табынской волости вор Исламгул Елдышев с товарысчи, Кудейской волости вор Санагул Урусов с товарысчи, Дуванской волости вор Мандар с товарысчи, вор Яминь Акомбетов той же Дуванской волости у Бакына отогнали оные воры 30 лошадей и говорили: для чего де он, Бакин, от Кодзяша на карауле стоит?
А айские народы намерение имеют к воровству и на Красный Яр ехать хотят, и по Таныпу реке месчеряков разорить ехать хотят же. И говорят де меж собою, что ж Казачьей орды едет Шемеки-хан, и отдадимся де ему. И мы уже не знаем что делать, с нашею Кусчинскою волостью и з другими такими же верными рабы е.и.в., в одном месте собравшись в осаде сидим при реке Аю в крепком месте. С нами же Дуванской волости Бакын, Сабан Киекчиевы, …
Мой комментарий:
Факты указывают о происшедшем расколе в башкирском движении. Одни башкиры терпимо относились к проводимой царскими властями политике, а другие вообще не воспринимали эту политику. Часть башкир была готова переехать в земли Шемеки хана и стать их подданными. А некоторые готовились покинуть родные земли и направиться в Китай, где ранее некоторые из них уже находили прибежище. Эти факты указывают на возросшее недовольство со стороны коренного населения.
1737 г. мая 27. – Письмо башкирских старшин Сибирской дороги Рахмангула Зиямбетева с товарищами С.В.Шемякину о столкновениях с восставшими башкирами, о разделении башкирского населения между ними и восставшими и с просьбой о помощи войсками и оружием.
Стацкому советнику Шемякину много, много кланяемся мы, Сибирской дороги, Кущинской волости Рахмангул Зиямбетов, Козяш Рахмангулов, Дуванской волости Мендияр Аркаев, Упейской волости Кадрале Баишев, Катайской волости Кутлугозя –бай Узюмбетев, Балачинской волости Кашкай Акчюрин, Дуванской волости Бакый Какчаев е.и.в. в правде и в верности служим, с тремя стами с ворами дрались из ружей и луков.
Мой комментарий:
Письмо башкирских старшин подтверждает факт столкновения башкир между собой. Произошло не только идейное противоречие между ними, а также обнаружилось отсутствие единства между башкирами по многим вопросам. Например, если одни из них поддерживали строительство городов на своей земле, то другие нет. Мои предки поступили осмысленно. Их желание идти в ногу со временем, вместе с цивилизацией были абсолютно правильное. Ведь после этих повстанческих выступлений на нынешнем месте проживания дуванцев в течение третьего столетия не появилось ни одного города. Поэтому сегодняшние условия жизнедеятельности дуванцев не совсем оптимальные. Если бы в свое время остальные башкирские объединения поддержали Бакына и его сторонников, то сегодня наш край выглядел бы совсем по-иному. Северо-восточный регион Башкортостана имел бы достаточно развитую промышленность и социальную инфраструктуру. Сегодня северо-восточные башкиры предпочитают покинуть свою малую родину и испытать свое счастье в другом уголке страны или выезжают за пределы российского государства.
Как известно, разногласия присутствовали между башкирами всегда, что мешало реализации их коренных интересов. Одним из них было вопросы государственности. Разобщенность башкирских объединений в свое время привело потери государственности на северо-востоке современного Башкортостана. Отсутствие этнических институтов власти привело к упадку его культуры и тем самым и отсталости всего башкирского этноса. Никакой этнос не будет заботиться о развитии другого этноса больше, чем сам этнос о самом себе.
После 1736 и 1737 годов упоминания о алагузах всплывают в исторической литературе в связи с народно-освободительным движением 1773-1775 годов.
Перейдем к изложению этих материалов и авторских экспертиз приводимых текстов.
Повеление атамана И.Н.Зарубина-Чики старшинам башкир-повстанцев волостей Сибирской дороги о высылке в повстанческие отряды под Уфу новых пополнений
28 декабря 1773 года
По силе присланного от его императорского величества указа:
Повелевается вам, Сибирской дороги, а имянно: Илинской волости – старшине Таишу Чинукаеву, Дуванской волости – Алакузю, оной же волости –Мянгуяру Арукаеву, Кощинской волости старшине – Ильчугулу Иткулову, Сарцкой волости –старшине Уметею Уразмабетеву в том, чтоб в самой краиней скорости и поспешением для противоустояния против строющих в городе Уфе злодеиства выслать вам, вычтя тех, от коих посланы в Сибирскую сторону, да находятся в Оренбурге и в протчих местах, достальных тем, годных и достойных храбрых людей, с трех домов по одному чедлвеку со оружьями и по одной добрыми лошедьми и, сколько взять можно, съестными запасами …
Мой комментарий:
Значительным явлением в истории башкирского народа стало его участие в национально-освободительном движении 1773-1775 годов. В нем приняли участие все без исключения башкирские объединения. Движение было направлено на освобождение населения от усиливающегося гнета со стороны царских властей, а также на улучшение жизненных условий проживания всех слоев населения. Поэтому это движение было поддержано и северо-восточными башкирами. Не случайно к ним обращается один из руководителей движения И.Н.Зарубин-Чика и просит выслать пополнение. Старшина Алагуз, сын бывшего старшины Бакына Киекчина, с пониманием отнесся к обращению атамана и оказал ему помощь. Об этом расскажем чуть позже.
Следующий документ рассказывает о непосредственном участии наших предков в восстании 1773-1775 годов.
Протокол показаний башкирских старшин-постанцев Субхангула Килтякова и Чюри Рясулева на допросе в Пермской провинциальной канцелярии об участии их в боевых действиях отрядов Салавата Юлаева под Красноуфимском и Кунгуром
4 февраля 1774 г.
1774 году февраля 4 дня в Пермской провинциальной канцелярии пойманные при Суксунском заводе башкирцы Допрашиваны и показали.
1.Сунгангул Картиков … И взяв с собою команды своей башкирцов 50 человек, обще с предписанным называемым полковником Салаватом и з другими, походным старшиною Серюй Расулевым и тамошними юртовыми старшинами ж, в том числе Тырнаклинской волости Заун Чювашев, Куевской волости Истыгул Иткуев, Сарской волости Умитяй Уразметев, Дуванской волости Алагус Бакынов…, итого з десятью человеки. При всех сих как с Салаватом, так и с ним Субгангулом и с протчими именуемыми старшинами находилось башкирцов и татар с восемь сот человек, некоторые с копьями, а другие со стрелами и с саблями.
Мой комментарий:
Так описывается поход Салавата в Красноуфимск и Кунгур. Как видно из сведений, Алагуз Бакынов был в числе десяти самых приближенных людей Салавата Юлаева. В комментарии к происшедшим событиям указано, что дуванцы были самыми активными воинами при захвате Красноуфимска и Кунгура. Вооружены были они копьями, стрелами и саблями. Хотя они были вооружены слабее противника, но их боевой дух намного был выше и сильнее. Не случайно войско Салавата легко захватило эти крепости.
Рапорт старшин-повстанцев Сибирской дороги атаману Н.И. Зарубину-Чике об отправлении к нему недоукомплектованных по наряду команд из-за необходимости иметь силы для собственной обороны
февраль 1774 г.
Высокородному и находящемуся на высоком месте почтенному графу Ивану Никифоровичу Чернышеву
от старшин Сибирской дороги Алакуза Бакина, Мангуяра Арукаева, Ильчугула Иткулова, Уметя Уразмабетева
Покорнейший рапорт
Почтеннейший ваш указ мы получили и силу поняли. Почему, в знак повиновения нашего тому вашему повелению, по мере силы нашей, выслали команду с добрыми лошедми и с оружьями, а имянно я, Алакуз, – 8 человек, Мангуяр Арукаев – 6, Ильчигул Иткулов – 15, Уметей Уразметев – 10 человек. А хотя повеление ваше было выслать с трех домов по человеку, а токмо несостояние наше оному в том: естли мы выедем все без остатку, то могут неприятели государя нашего Петра Федоровича, находящиеся в городе Кунгуре, в Екатеринбурге и в городе Красноярску, дав друг другу известие и усиливаясь, чинить домам разорение. Да при том просим вас для сопротивления против государевых неприятелей пушку, без коей силы у нас недостанет. Под тем письмом две тамги приложены таковы.
Мой комментарий:
Ранее мы писали, что повстанческому движению было оказано серьезное содействие в комплектовании войск. Одновременно, оказывая повстанческому движению помощь, старшины Сибирской дороги просят выделить пушку для организации защиты оставшихся в деревнях людей. Была ли выделена пушка по просьбе старшин неизвестно. По крайней мере, сведения об этом отсутствуют.
Из 19 старшин Сибирской дороги присоединились к Салавату Яуын Сыуашев, Собхангул Килтяков, Илсегул Этколов, Уметей Уразымбетов, Аллагужа Бакынов, Сулейман Кусякеев, Каныкай Яшпохтин (Из книги Гвоздиковой И.М. Салават Юлаев, страница 143).
Мой комментарий:
Первоначально к призыву Салавата Юлаева явиться в его войско откликнулись представители разных этнических групп, но вместе с тем он натолкнулся на определенные трудности. Например, братья Аптыраковы из деревни Юлай Шайтан-Кудеевской волости напрочь отказались участвовать в боевых действиях, оказали посланцам Салавата сопротивление и были убиты. Такое положение зародило определенную неуверенность у старшин Сибирской дороги. Из 19 старшин на первоначальном этапе повстанческого движения активное участие приняли только 7 старшин.
Следующие эпизоды относятся к вопросу непосредственного участия Бакына и его односельчан в боях против команды Михельсона.
Рапорт подполковника И.И. Михельсона генерал-поручику Ф.Ф.Щербатову о боях с повстанческими отрядами в окрестностях Катавских заводов, о планах боевых действий против отрядов Салавата Юлаева, И.Н. Белобородова и Е.И.Пугачева
Сего месяца 8-го числа вашему сиятельству рапортом моим о разбитии Салавата неподалеко деревни Ерал имел честь доносить.
…Часу в 5-м пополудни усмотрено было идущих з горы по другой стороне Ерюзеня человек до шестисот башкир, которые хотели мне мешать переправу. Я приказал, чтоб на них не стрелять, и послал к ним с увещеванием. Оне, приближась, возле берегу, противу самаго того места, где делали плот, увидав стоящия там для прикрытия переправы пушки, отъехали в луг, где и остановились. Я к ним выслал еще несколько человек верных башкир и мещеряков со обещанием, что ежели старшины ко мне явятся и людей распустят в домы, то не только получат прощение в своих проступках, но, свех того, охранительные листы. Оне ко мне прислали со обещаним, что будут. Однако, кроме старшины Тушанги Ивашкина и повереннаго от старшины Алагус Батунова Дуванской волости да сего числа бывшей в той же шайке сын старшины Игупа Чувашева, ко мне не явились…
Подполковник Иван Михельсон.
Майя 13 числа 1774 году.
Деревня Мисибаш.
Мой комментарий:
В мае месяце 1774 года произошли столкновения между правительственными войсками и войсками Салавата Юлаева. Регулярные войска теснили силы башкирских войск. Бои шли с переменным успехом. В это же время подполковник И.И. Михельсон обратился к башкирским старшинам прекратить всякое сопротивление и явиться в расположение его войск. К его просьбе откликнулись несколько старшин. От Алагуза Бакынова был направлен поверенный. Я не думаю, что Алагуз Бакынов, не советуясь с Салаватом Юлаевым и другими старшинами, послал своего поверенного к неприятелю. Тем более он был одним из близких людей Салавата. Поверенный Алагуза появился в расположении правительственных войск с определенной целью – получить сведения, которые интересовали повстанцев. Тем более, после возврата от Михельсона, никто из повстанцев не ушел из войска Салавата.
Следующий документ рассказывает об участниках освободительного движения по всем четырем дорогам, составленным местными администрациями царской власти. Мы приведем данные только по Сибирской дороге.
Ведомость Уфимской провинциальной канцелярии, присланная в Оренбургскую губернскую канцелярию, об участии нерусского населения Уфимской провинции в восстании
1 ноября 1774 г.
Ведомость, учиненная в Уфимской провинциальной канцелярии, с показанием, кто именно из башкирских и других иновеческих старшин совсем не были причастны нынешнему возмущению, и которые из иного возвратились в прежнее повиновение, и кто ж еще остаются в своем бунтовщичьем возмущении; а именно:
Сибирской дороги
Башкирские Исекей Садыров
Таиш Ченыкаев Илчигул Иткулов
Яун Чувашев Яхъя Якшиев
Юлай Андалин Уметей Уразымбетев
Супхангул Килтяков Медияр Аркаев
Туманча Ювашкин Алагузя Бакынов
Мещеряцкой
Сюлейман Кусекеев
Ясашные
Шерып Алкин
Каникей Яшпохтин
Алексей Бекметев
Халиль Якупов в злодействе убит оными
Сии Сибирской дороги старшины с командами их и поныне находятся в злодействе, ис которых в провинцию с повиновением, окроме нижепоказанного ясашного старшины Алексея Бекметева, никого еще не явилось и проезда по той Сибирской дороге, на которой известной вор и злодей Салават Юлаев с отцом ево, таким же злодеем, жительствуют, по сие время нет и никто из них сюда не являются.
Мой комментарий:
К 1 ноябрю 1774 года никто из 12 башкирских старшин Сибирской дороги не пришел с повиновением к властям. Не поддержал повстанцев только один старшина – Халиль Якупов. Это свидетельствует о потери доверия к властям со стороны башкирского населения. Политика, проводимая ее императорским величеством, никак не учитывала интересы аборигенного населения, да и пришлого населения, вытесненного из центральных и соседних губерний империи на башкирские территории. Такая политика проводилась и ранее. Башкирский этнос со дня своего присоединения к русскому государству неустанно боролся на свои права и продолжает это делать постоянно, по сей день, независимо от того, какая форма государственности действует на территории России. Но не следует ограничиться только этим утверждением. Права башкир ущемлялись и до вхождения башкир в Русь. Отличие заключается только в том, что тогда они были подданными трех государств. Реализация политико-экономических, социально-культурных потребностей одного этноса в любом государственном образовании другого этноса неэффективна, она эффективна только в государственном образовании самого этноса. Для этого этнос должен развиваться и «взрослеть». Если это не происходит, то этнос ассимилируется с другим этносом и постепенно уходит с исторической сцены.
Заканчивается наш обзор повстанческого движения 1773-1775 годов. 16 февраля 1775 года ставит точку моим повествованиям об этом.
Ведомость Уфимской провинциальной канцелярии, присланная в Оренбургскую губернскую канцелярию, о нерусском населении Уфимской провинции принимавшем участие в восстании
16 февраля 1775 г.
Ведомость, учиненная в Уфимской провинциальной канцелярии, в силу присланного от его высокопревосходительства генерал-порутчика Оренбургской губернии губернатора и разных орденов ковалера Ивана Андреевича Рейнсдорпа от 8 числа декабря минувшего 1774 году предложения и прописанного в нем его сиятельства господина генерал-аншефа и разных орденов ковалера графа Петра Ивановича Панина повеления о причастных к ныне минувшему бунту башкирских и других иноверческих селениях, состоящих в Уфимской правинции, с нижеявствуемым объяснением.
Сибирской дороги
Дуванской волости башкирских [старшины] Мендиара Аркаева 104. Тое же волости башкирских [старшины] Алагузи Бакынова 148. ( от автора – числа означают по трактовке летописцев книги «души протчих иноверцев, по переписи 1764 году показанные по каждому селению»).
Мой комментарий:
Материал несет немалую информационную нагрузку. Данные подтверждают завершение башкирского восстания и начало мирной жизни. Вырисовывается еще одна немаловажная деталь. В сведениях приводятся численность жителей деревни в 1764 году – 148 человек. По данным VI ревизии, которые приведены в моей книге «Мои истоки», в 1816 году в Алагузе проживало 183 человека, что в 1.2 раза больше численности моих односельчан, чем в 1764 году. Конечно, часть людей деревня потеряла в войне 1812 года. Но потери с 1764 по 1816 годы (за 52 года) остаются большими. Огромные потери приходятся на период восстания. Деревня потеряла во время пугачевского восстания порядка 60 человек, что сравнимо потерями села во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Если бы не было восстания в 1773 году, то при благоприятных социально-экономических условиях население Алагуза к началу XVIII века могла бы достичь численности 300 человек. Численность населения в начале XIX века составила бы 1200 человек. А если пренебречь событиями 1917-1919 годов, 1941-1945 годов, то население Алагуза к сегодняшнему дню составила бы порядка 5000 человек. Численность населения Алагуза и численность лиц, выходцев из Алагуза, проживающих за пределами деревни вместе сегодня составляет примерно 1000 человек. Аналогичное рассуждение о численности башкир в масштабе республики и субъектов России, где проживают представители башкирского этноса, привело бы к такому выводу – на территории Российской Федерации, при благополучном стечении жизненных обстоятельств в последние три века, численность башкир сегодня могла бы подняться до цифры 6.5 млн. человек.
После гражданской войны 1773-1774 годов дуванский край постепенно возвращался к мирной жизни. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в Уфимской провинциальной канцелярии записи.
1776г. марта 16. – Заемная запись башкира Сибирской дороги, Дуванской волости Буранчи Даутова уфимскому купцу С.А.Жулябину.
… По сей записи означенное число денег 145 руб. при нижеподписавшихся по мне свидетелях взял. В том я, Уфимского уезду, Сибирской дороги, Дуванской волости, команды бывшаго старшины Мендияра Аркаева, деревни Козяковой Башкирец Буранча Даутов, своеручно и тамгу свою приложил №1. По вышеописанном башкирце Буранче Даутове, в случае несостояния платежа предписанного числа денег 145-ти руб., в платеже ручаемся: тое ж Сибирской дороги, Дуванской волости башкирцы бывшего старшины Алагузи Бакынова сын ево Кабыл Алагузин, да команды объявленного старшины Мендияра Аркаева, деревни Козякуовой Чеченбай Кучуккулов своеручно тамги свои приложили таковы…
Мой комментарий:
В данном случае Алагуз Бакынов выступает поручителем башкира Дуванской волости Сибирской дороги Буранчи Даутова перед уфимским купцом С.А. Жулябиным. Действие старшины говорить о том, что башкиры доверяли ему и он не отказывал им в помощи. Запись приходится на начало 1776 года. Это означает об активном переходе дуванцев из агрессивных настроений к созидательному труду. Такая ситуация устраивала не только башкир, но и представителей власти.
1778 г. января 11. – Запись башкир Сибирской дороги, Дуванской волости сотника Мунаса Иманова с братом уфимскому купцу С.А.Жулябину о займе денег с условием уплаты части долга медом.
Лета 1778 гогда генваря в первы на десять день. Уфимского уезду Сибирской дороги, Дуванской волости, команды правящего старшинскую должность Кабыла Алагузина, деревни Сапеевой башкирцы сотника Мунас да редовой Адзитер Имановы занели мы [у] уфимского купца Степана Алексеева сына Жулябина денег 20 руб., в число которое заплатить нам деньгами 10 руб. меду сырцу с вощиною самого чистого и без примеси 10 пуд сроком сего 1778 году ноября// к 1 числу без всяких наших отговорок…
Уфимская провинциальнакя канцелярия, д. №670. Записные книги г Уфы 1778г.
Мой комментарий:
В 1778 году поручителем заемщиков выступает сын Алагуза Бакынова Кабыл Алагузин. Заем берется у того же купца. Это говорить о том, что между башкирами Дуванской волости и уфимским купечеством сложились деловые отношения. Последующая запись говорить тоже об этом.
1778г. февраля 14. – Подрядная запись башкир Сибирской дороги, Дуванской волости Токбая Байрямова уфимскому купцу И.Д. Иконникову на поставку бревен.
Лета 1778-го февраля в четверть на десять день. Уфимского уезду. Сибирской дороги, Дуванской волости, команды правящего старшинскую должность Кабыла Алагузина, деревни Каранаевой башкирец Токбай Байрямов дал сию запись уфимскому второй гильдии купцу Ивану Данилову сыну Иконникову в том, что занел я, Токбай, у него, Иконнникова, денег 16 руб. с тем, что б поставить мне, Токбаю, ему, Иконникову, за оные взятые мною деньги 200 бревен сосновых, длиною каждый 14 аршин, а толщиною в отрубе не меньшее 6 вершков, сего 1778 году маия к пятому на десять числу без всяких моих отговорок…
Уфимская провинциальнакя канцелярия, д. №670. Записные книги г. Уфы 1778г.
1779 г. февраля 21. – Подрядная башкира Сибирской дороги, Дуванской волости Бекбова Карабаева вдове отставного квартирмейстера Т.М. Третьяковой на заготовку теса.
1779 г. февраля в 21 день. Уфимского уезду. Сибирской дороги, Дуванской волости, команды правящего старшинскую должность Кабыла Алагузина, деревни Каранаевой башкирец Бекбов Карабаев отУфимских крепостных дел дал сию запись отставного ротного квортирмистра Сенена Иванова сына Третьякова жене ево вдове Татьяне Матвеевой дочери в том, что взял я, Бекбов, у нее, Татьяны, на свои надобности денег 6 руб.25 коп., за которые мне, Бекбову, вырубя 25 шестисаженных дерев и ихз них вытесав на самом том месте 50 тесин, которые б в отрубе были не менее 8 вершков, из лесу ж вывесть и приплавить ей, Татьяне, самой, а мне до того дела нет
Уфимская провинциальная канцелярия, д. №684. Записные книги г.Уфы 1779г.
Более поздние документальные данные о деревне Алагузе, о которых мы уже рассказывали, относятся к ревизским сказкам 1816 года, 1859 года и переписям 1920 и 1926 годов. Моя книга «Мои истоки» написана на основе этих документов и представляет собой первый вариант шежэре деревни Алагуз. Имеются и другие исторические данные, которые не вошли ни в одну из моих повествований. Поэтому считаю полезным об этом вам рассказать. В 2002 году Томашевская Н.Н. выпустила книгу о развитии башкирского этноса. Она пишет: «Восьмая ревизия проводилась 1834 году. По данным этой ревизии в Дуванскую волость Троицкого уезда входили деревни: Юсупово, Масяково, Гумерово, Таишево, Аккинино, Мещярово, Мунасово, Соколино, Медятово, Яныбаево, Азнагулово, Куршалино, Абзаево, Алагузово (всего 1886 человек). В Дуванскую волость Уфимского уезда входили деревни: Исмагилово, Янушево, Ст. Мещярово, Трубкальдино, Бутиково, Апшаново, Каранаево, Буранчино, Тукбаево, Дуван-Мечетлино (всего 1303 чел.)[40]. Кроме этого дуванцы были представлены деревнями Байталлы, Сеитово, Бакаево, Мавлютово (всего 333 чел.) Дуванейской волости Уфимского уезда; деревнями Тартышево, Талбазино (всего 140 чел.) Дуванейской волости Бирского уезда; деревнями Каракучуково, Ст. Калмашево, Новое Калмашево, Иксаново, Аблаево, Калмаш Башево, Ст. Биккинина, Репатова, Чакмагушево, Кучербаево (всего 1417 чел.) Дуванейской волости Белебеевского уезда. Итак, дуванцы располагались в сорока деревнях. Из них 13деревень были этнически смешанными, а 4 – с припущенниками». Автор убедительно доказал, что дуванцы оставались могущественным башкирским объединением и в XIX веке. Башкиры-дуванцы представляли грозную силу. Чтобы рассеять их силы они были перетасованы в 5 волостях 4 уездов. Только таким образом, частично, можно было погашать пассионарную активность одного из крупных объединений дуванцев.
Еще одно упоминание о деревне Алагузе я обнаружил в фундаментальном труде Юлдашбаева Б.Х. «История формирования башкирской нации (дооктябрьский период)», изданный в Башкирском книжном издательстве в 1972 году. Оказывается, что в конце XIX века алагузы хотели отделиться из Абзаевского общества и стать наиболее самостоятельными. Об этом уважаемый профессор цитировал так:
«В январе 1893 года башкиры д. Аллагузово возбудили ходатайство о выделении в самостоятельное сельское общество из Абзаевского общества (Дуван-Мечетлинской волости, Златоустовского уезда), но ввиду возражения двух селений общества просьба аллагузовцев удовлетворена не была»[41]. На этом исчерпывается известный только мне кладезь об истории деревни Алагуз.