Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классики социологии религии



Начало собственно социологических исследований религии связывают с именами Э. Трёльча, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

 

Э. Трёльч сочетал деятельность протестантского теолога либерального направления с социологическими исследованиями. Не считая возможным полностью объяснить религиозные феномены в рамках социологии, он исследовал христианство как одну из мировых религий. Человек априорно религиозен, хотя при этом ни одному проявлению религиозной жизни мы не можем приписать качества абсолютности. В работе «Социальные учения христианских церквей» (1912) разработана типология религиозных групп, показано, что и религиозная догматика, и религиозная этика историчны, складываются под влиянием социально-экономических условий своего времени. Для Трёльча важно показать и обратное влияние — как та или иная религиозная идея, претворенная в церковной организации, формирует нормы жизни общества.

 

Э. Дюркгейм исследует религию как реальность саму по себе. Религиозные представления и символы не являются иллюзиями; они конституируют общество, они существуют в сознании индивида для того, чтобы препятствовать эгоцентрическим импульсам и дисциплинировать его, давая возможность объективно относиться к внешней реальности. Религиозные представления с их способностью управлять и контролировать личные мотивации — это то, что делает общество возможным. Дюркгейм подчеркивает огромное значение религиозной деятельности для стимулирования позитивного участия индивида в социальной жизни.

Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала. Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

 

М. Вебер, считающийся подлинным отцом социологии религии, дистанцируется от какого-либо религиозного учения. В своих исследованиях условий формирования современного общества («Протестантская этика и дух капитализма») он проясняет влияние религиозных установок на экономическую деятельность, не ставя вопрос об истинности или сущности религии.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

В «Хозяйственной этике мировых религий» также анализируется прежде всего соотношение религиозно-этических принципов и определенных типов ведения хозяйства, речь идет о чистом «составе» религии. Ставится вопрос, как можно обосновать определённый способ европейского культурного развития, в какой мере это связано с развитием религии, особенно религиозной практики. Вебер строит типологию смыслов, как они проявились в истории, показывает, что идеальные предпосылки играют решающую роль в мотивации хозяйственного поведения.

Религиозность и её измерение

Существует понятие «религиозность», которое отражает состояние сознания верующих. Религиозность — это степень влияния религии на отдельного человека и группы, а также процессы и тенденции, которые происходят в религиозных представлениях и в деятельности.

 

Каковы же показатели религиозности современных верующих? Существуют разные методики оценки уровня религиозности. Среди общих показателей можно выделить следующие:

1. вера в Бога

2. идентификация себя с какой-либо конфессией

3. знание основных положений веры

4. участие в религиозных обрядах

5. исполнение религиозных предписаний

6. отношение к представителям других конфессий и атеистам

Религия в Беларуси

Республика Беларусь является светским государством. Многоконфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячелетней истории народа, она стала важным фактором, который оказал большое влияние на формирование культуры, ментальности, государственных традиций современной Беларуси.

 

За последние два десятилетия значение религии в Беларуси существенно возросло. В нашей стране нет точной статистики религиозности. Всего в Беларуси зарегистрировано 25 конфессий. Как показывают проведённые социологические исследования, ок. 58% белорусов считают себя верующими. Из них ок. 80% - православные, 11-14% католики, 6% - представители иных конфессий. Как показывают те же опросы, для части белорусов характерна идентификация себя с конфессией при отсутствии веры в Бога, что свидетельствует скорее о культурной, а не религиозной идентификации (в СМИ этот феномен иногда называют "православным атеизмом"). По подсчётам социологов, среди тех, кто называет себя верующим, исполняют большинство религиозных обрядов и предписаний не более 5,5%.

 

Свобода вероисповедания гарантирована Статьёй 31 Конституции Республики Беларусь. Каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещённых законом.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.