Психологический эволюционизм попытался дополнить социал-дарвинистскую эволюционистскую схему изучением психологических механизмов развития и функционирования общества.
Л. Уорд (1841−1913) − американский социолог, первый президент Американского социологического общества. Основополагающим общественным запросом, по Л. Уорду, является стремление к увеличению наслаждения и уменьшению страдания. Желание быть счастливым − основной стимул всех социальных движений, основа общественных систем. В основании действий личности лежат первичные «желания» (утоление голода, сексуальных потребностей и т.д.) и вторичные потребности и интересы (интеллектуальные, моральные, эстетические). Человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и секса, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками человеческой жизни. Обман − разновидность труда: сначала человек обманывает животных, заманивая их в яму, затем начинает обманывать других людей.
Инстинктивизм
Психологический эволюционизм оказался малозаметным в истории социологической мысли, гораздо более влиятельным стал инстинктивизм. Идея «социальных инстинктов» появилась из стремления психологии XIX в. сконструировать социум по образу и подобию индивида, т.е. из попытки выявить такие психологические детерминанты, которые могли бы объяснить не только индивидуальное, но и групповое поведение. Так, психологи Вюрцбургской школы ввели в научный оборот понятие установки, т.е. такого состояния сознания, которое плохо поддается логическому анализу, но регулирует отбор и динамику умственных операций. Стержень инстинктивизма – теория инстинктов социального поведения. Все представители инстинктивизма выделяли «базовые» инстинкты (З. Фрейд – 2, У.Мак-Дугалл – 20, У. Джемс – 38).
Инстинктивизм оказал влияние на развитие социологии тем, что привлёк внимание к неосознаваемым компонентам человеческой психики, а также своей конфронтацией с методологией бихевиоризма. Ограниченность инстинктивизма состоит в том, что он подменяет социальные закономерности психическими факторами, а последним пытается придать исключительно биологический характер.
Психоанализ
З. Фрейд (1856−1939) – австрийский врач, психолог. Духовное развитие индивида вкратце повторяет ход развития человечества, отсюда каждый несёт бремя переживаний своих отдалённых предков. Начало и основа психической жизни человека – инстинкты, влечения и желания. Существуют два главных, «космических»инстинкта: 1. Эрос – инстинкт жизни, самосохранения, секса. Носитель полового инстинкта – всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо, половой голод). Энергия сексуального влечения может сублимироваться: преобразовываться и переноситься на различныеобъекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом (от физиологического акта до поэзии научной мысли). У З. Фрейда государство, религия, мораль и т.п. – всё есть сублимация сексуальной энергии. 2. Танатос – инстинкт смерти, агрессии, разрушения. Человеческая жизнь – результат борьбы этих двух сил. Психоаналитическая техника направлена на выявление бессознательных импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов и восстановления душевного равновесия.
Природа человека изначально конфликтна, так как представляет собой противоречивое единство трёх сфер, трёх основных компонентов структуры личности:
«Оно» (Ид) – вместилище бессознательных, иррациональных реакций. В нём идёт бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса. Это поставщик энергии для других сфер личности. Удовлетворение потребностей наталкивается на сопротивление других людей, поэтому они вытесняются, образуя область бессознательного в структуре личности.
«Я» (Эго) – это организованное начало личности. «Я» как носитель запретов и морали, с одной стороны, вынуждено служить требованиям Ид, а с другой – учитывать внешние условия.
«Сверх-Я» (Суперэго) – возникает на основе «Я», продукт культуры. Благодаря Суперэго, «Я» контролирует «Оно»: как только «Я» качнётся в сторону Ид, тотчас заговорит Суперэго (укоры совести и т.д.).
Психоанализ подчеркнул роль бессознательного в психической и общественной жизни, показал, что психика и сознание – это разные вещи: сознание решает вопросы, не только связанные с отношением к миру, но и свои, внутренние проблемы. Недостатками психоанализа являются: пансексуализм, т.е. чрезмерное внимание к либидо; антиисторизм, т.е. личность и общество по структуре неизменны во все времена; личность и общество находятся в конфликте и противопоставляются друг другу; личность саморазвивается лишь за счёт собственных своих потенций.
Теория подражания
Ещё Аристотель отводил подражанию важнейшую роль в формировании человека. Основная идея теории подражания состоит в следующем: социальное поведение невозможно объяснить без идеи подражания.
Г. де Тард(1843−1904) – французский криминалист и социолог. С точки зрения Г. Тарда, беда социологии как раз в том и состоит, что она смешивает «законы общества »(законы воспроизведения явлений) и «законы истории» (законы развития явлений). Одна из главных задач социологии – изучение социального взаимодействия. Существует три формы подражания: подражание другому человеку, подражание современному (мода), подражание привычному образцу (обычай).
Существует три основных социальных процесса:
1) повторение (подражание) − главнейший акт общественной жизни, который совершается на основе примера (взаимное подражание, подражание обычаям, идеалу и т.п.);
2) противоположение (оппозиция) − приватная, частная форма социального конфликта;
3) приспособление (адаптация) − преодоление социального конфликта.
В обществе появляются и распространяются нововведения, которые являются продуктом индивидуального творчества. Любое новшество распространяется путём подражания в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. В обществе действует закон всемирного повторения. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наткнётся на встречную волну другой новации. Встречные потоки подражания вступают в конфликт, а подражание сменяется оппозицией.
Теория подражания позволила проследить один из механизмов поведения человека (подражание как форма социализации, приобщения индивида к социальному опыту; подражание как механизм влияния и др.). Однако она не учитывает другие социально-психологические механизмы воздействия и взаимодействия. Здесь социальный процесс ограничен рамками психологического взаимодействия, поэтому возникает логический круг в объяснении поведения человека: индивид следует внешним образцам-новшествам, а последние являются продуктом творческой активности индивидов.