Самостоятельная работа – высший тип учебной деятельности, требующий от обучающегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий студенту удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. СРС – ведущая и активизирующая форма обучения, так как знания, навыки, умения, убеждения, духовность не передаются от преподавателя к студенту, и каждый овладевает ими путём самостоятельной познавательной деятельности.
Самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе самостоятельной работы наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, способности критического мышления, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Самостоятельная работа студентов - один из наиболее сложных моментов организации учебного процесса, так как по сравнению с контактными формами (лекциями, практическими занятиями, семинарами, консультациями) самостоятельная работа оказывается наименее поддающаяся управлению извне. Однако СРС является едва ли не наиболее эффективной формой учебной работы студентов и адекватная, рациональная ее организация – один из наиболее мощных резервов совершенствования образовательного процесса.
Самостоятельная работа развивает мотивационную составляющую образовательной деятельности студентов, акцентируясь на самообразовании и самовоспитании, осуществляемых в интересах повышения профессиональной компетенции. Она развивает систему общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации:
· планировать собственную образовательную деятельность,
· четко ставить систему задач,
· вычленять среди них главные направления работы,
· избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,
· осуществлять оперативный контроль за выполнением задания,
· оперативно вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать промежуточные и общие итоги работы,
· сравнивать полученные результаты с намеченными в начале работы целями, выявлять причины отклонений и определять пути их коррекции в дальнейшей работе.
Самостоятельная работа формирует готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Изменяется роль преподавателя в http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_5самостоятельной http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_7 работе http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_6студентовhttp://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_8. С традиционной, контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_7самостоятельной http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_9контролируемой http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_8работы http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_10и т.д.), выбор методов http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_9работы http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlov-ne.ru%2Forgsamostoyatrabot%2Findex.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=4f3411a1d34a480b420ca7877652ed16&keyno=0 - YANDEX_11в соответствии с намеченными целями и т.п.
Таким образом, преподаватель сопровождает самостоятельную работу студентов: предлагает задания различного типа, консультирует студента в процессе его работы, помогает преодолеть возникающие затруднения, оценивает совместно со студентом трудоёмкость и качество выполненной работы, организует публичность обсуждения результатов (на практических занятиях, конференциях).