Сторонники узкого толкования относят к гражданскому процессу только деятельность суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия по гражданским делам. Тем самым мы исходим из природы правоприменительного органа - Конституция РФ – правосудие осуществляется в форме уголовного, административного и гражданского судопроизводства. Гражданское судопроизводство – более общее понятие по отношению к Третейскому и Арбитражному процессу
Сторонники широкого толкования гражданского процесса включают в него деятельность как суда, так и других органов (третейского суда, административных органов, АС). Тем самым ГПП охватывает деятельность всех юрисдикционных органов, т.к. они применяют единые ГП-нормы материального права и рассматривают споры, вытекающие из ГП-отношений, где участники находятся между собой в горизонтальных взаимоотношениях.
Предмет – система гражданско-процессуальных норм, регулирующих правоотношения связанные с деятельностью всех юрисдикционных органов, возникающие по поводу применения этими судами норм гражданского, семейного права и иных родственных отраслей, с целью защиты и охраны субъективных прав, законных интересов участников этих отношений.
Такое понимание предмета приводит к выводам:
Что предметом ГПП (в широком смысле) - выступают процессуальные отношения, в рамках которых применяются нормы гражданского, семейного права и т.д.)
Что эти процессуальные нормы применяются группой юрисдикционных органов
Единый предмет так же говорит о единой цели – защиты и охраны.
Единые принципы организации гражданского процесса
Единые процессуальные институты (институты иска/доказательственного права и т.д)
Метод правового регулирования ГПП представляет собой совокупность юридических способов и средств воздействия гражданских процессуальных норм на отношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением гражданских дел общими, арбитражными, третейскими судами.
Значение состоит в том, что с использованием определенных средств воздействия государство старается добиться желаемого для него поведения участников процессуальных отношений.
В целом метод правового регулирования характеризуется как императивно-диспозитивный. Проявляется это в 4-х элементах:
1. правовое положение субъектов общественных отношений, регулируемых гражданским процессуальным правом:
Участники могут находиться либо в отношении власти и подчинения, либо в отношениях юридического равенства, автономии. В гражданском процессе только суд обладает всей полнотой власти по отношению к иным участникам процесса.
2. характер юридических фактов, выступающих в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения отношений, регулируемых ГПП:
Типичным юридическим фактом является процессуальное действие. Диспозитивное начало проявляется в том, что возникновение, изменение и прекращение гражданско-процессуальных отношений происходят только по добровольному волеизъявлению заинтересованного лица; императивность – проявляется в том, что заинтересованное лицо должно соблюсти ряд требований, установленных законом.
3. характер и содержание субъективных прав и юридических обязанностей субъектов регулируемых отношений:
Субъективные права и обязанности участников характеризуются диспозитивностью (они свободно могут ими распоряжаться), но под контролем суда; также их права характеризуются состязательностью (каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений); а также они характеризуются процессуальным равенством.
4. характер и содержание санкций – т.е. это те меры воздействия, ответственности за нарушения гражданско-процессуальных норм.
1) финансовые (штраф, возмещение убытков):
- предусматривает право истца требовать возмещения убытков, причинённых неисполнением определения суда об обеспечении иска.
2) Принудительный привод
- за неявку в суд без уважительных причин по вторичному вызову суда – только в отношении свидетелей.
3) отмена неправильных судебных постановлений в апелляционном, кассационном, надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам;
Принцип права – это руководящая идея, основополагающее начало, отражающая сущность и характерные черты отрасли. Отличается от научных и философских принципов тем, что требует закрепления в нормах права, потому что нуждается в специализированной защите со стороны государства путем принуждения к исполнению.
Существует 2 формы закрепления принципов:
1. текстовое закрепление – характерен тем, что непосредственно закрепляет принцип в норме права. При этой форме закрепления мы получаем принципы-нормы (гласность разбирательства, независимость судей).
2. закрепление смысловое – это когда содержание конкретного принципа права выводится из анализа содержания отдельных правовых норм или институтов (косвенное закрепление). (принцип судебной истины).
Значение принципов:
1. принципы представляют собой такие руководящие начала, которые играют роль несущей конструкции права, вокруг которой формируются все иные правовые нормы;
2. они дают понять необходимость изменения того или иного правового положения, т.е. необходимость совершенствования законодательства;
3. принципы помогают уяснить значение действующих правовых норм, т.е. имеют важное значение при толковании норм (аналогия права, аналогия закона);
4. Принципы играют воспитательную роль и формирует профессиональное сознание, как судей, так и участников правоотношений.