1) Процессуальный статус иностранных граждан и организаций
2) Процессуальный статус иностранных государств и их представителей (Институт судебного иммунитета)
3) Международная подсудность
4) Судебные поручения
5) Признание и исполнение судебного решения (Институт экзекватуры)
Субъекты спорных правоотношений могут быть в следующем статусе:
1. Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ, но обладающее гражданством иного государства;
2. Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином РФ, не обладающее гражданством иного государства или сведения о гражданстве которого неизвестны;
3. Иностранная организация;
4. Иностранные государства
5. Международная организация.
Субъекты с иностранным элементом обладают теми же правами, что и субъекта из РФ, также вправе обращаться в суд, защищать свои права, участвовать в доказывании, представлять документы. Здесь следует отметить, что документы, которые выданы за границей иностранными властями должны пройти процедуру легализации через Минюст, если только соответствующим договором между РФ и этим государством не предусмотрено освобождение от легализации. Гаагская конвенция 1961 года отменила необходимость легализации в связи с ее сложностью и длительностью. В соответствии с конвенцией документы заверяются апостилем.
Особенности статуса субъектов с иностранным элементом:
1. Их права в суде могут представлять консулы – консулы осуществляют представительство без доверенности;
2. Могут быть освобождены от уплаты расходов;
3. В отношении иностранных граждан могут быть установлены реторсии – ответная мера, когда в иностранном государстве так же ограничиваются права российских граждан;
4. Применимое законодательство:
а. Бипатриды – российское законодательство;
б. Бипатриды без российского гражданства – по месту жительства;
в. Лица без гражданства – по месту жительства;
г. Иностранный граждан – законодательство страны гражданства;
д. ин.гражданин имеет место жительство в РФ - российское законодательство
е. Процессуальная правоспособность международной организации определяется в международном договоре в соответствии, с которым эта организация учреждена, либо в учредительных документах этой организации либо в соглашении с компетентными органами РФ.
ж. ин.организации - место учреждения
5. Вопросы о право- и дееспособности регулируются на основе личного закона –это правило, в соответствии с которым право- и дееспособность определяются в соответствии с законодательством того государство, к которому он принадлежит. Есть определенные исключения из правила – если лицо по законодательству своей страны не является дее- и правоспособным, но по российскому законодательству оно таковым является, то оно признается право- и дееспособным.
Правовое регулирование базируется на двух принципах:
1. принципе приоритета международно-правовых норм-если международно-правовые нормы, созданные с участием Российской Федерации, содержат иные правила, чем те, которые закреплены внутренним национальным законодательством, применяются правила международного договора или соглашения
2. принципе национального режима-означает, что иностранные лица независимо от места их постоянного жительства или места нахождения пользуются на территории РФ гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами и организациями.
Судебный иммунитет
Это полное, частичное или условное в предусмотренных внутренними или международными актами случаях освобождения какого-либо лица, заинтересованного в разрешении спора от стандартных процессуальных обязанностей.
Государство (принцип суверенитета)
a. Иммунитет от предъявления иска
b. Иммунитет в отношении предварительных обеспечительных мер
c. Иммунитет от принудительного исполнения судебных актов
М.б. предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета.