Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 13. Размещение заказов через торги



 

Одним из наиболее распространенных методов современной торговли является размещение заказов через внутренние и международные торги. Торги — метод заключения договоров купли-продажи или подряда*, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар на более выгодных для покупателя (заказчика) условиях.

* Кроме заключения договоров купли-продажи и подряда торги могут применяться при заключении договоров поставки, арендных и лизинговых соглашений, компенсационных и других видов договоров и соглашений, а также при проведении инвестиционных и других конкурсов.

 

В современных условиях торги являются распространенным способом размещения заказов на поставки машин и оборудования, крупных партий сырья, выполнение научных, проектных и изыскательских работ, сооружение промышленных и социальных объектов. Торги проводят покупатели и заказчики государственного и частного секторов экономики развивающихся и промышленно развитых стран. Законодательства большинства развитых стран разрешают организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги. Исключение может составлять оборудование уникальных технологических процессов, не имеющее конкурирующих аналогов. Размещение заказов без торгов разрешается в случае заказов запасных частей, при необходимости экстренных закупок для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также приобретений в счет специальных межправительственных соглашений.

Под влиянием современной НТР растет масштабность и сложность предметов торговли, что не позволяет с необходимой эффективностью вести согласование их технических условий традиционными методами — путем многочисленных встреч технических представителей покупателей и продавцов. В настоящее время заказчиками обычно привлекаются инжиниринговые фирмы, специализирующиеся в определенных отраслях производства, для разработки технических условий заказов на сооружение промышленных и других объектов с учетом последних достижений НТР. Размещение таких заказов наиболее целесообразно осуществлять через международные торги, которые позволяют привлечь к конкурсу широкий круг наиболее квалифицированных поставщиков и подрядчиков.

Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организаций, производящих закупки. Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов. Они публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решения о передаче заказов.

Условия торгов обычно представляют собой отпечатанные типографским способом документы, содержащие порядок представления предложений, рассмотрения их тендерным комитетом и принятия решений о передаче заказов. Они включают технические и коммерческие условия контрактов, которые будут подписаны между заказчиками и выигравшими торги поставщиками, а также перечни специальных гарантий, подлежащих представлению участниками торгов.

В современной международной торговле применяются различные виды торгов, различающиеся между собой способами привлечения участников и гласностью результатов.

Виды торгов

Открытые торги

 

Объявления о проведении открытых торгов публикуются покупателями в газетах или специализированных журналах. Поэтому часто такие торги называют публичными. Однако понятие «открытые торги» происходит не от того, что об их проведении даются открытые публикации, а в связи с возможностью участия в них всех желающих фирм. Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на массовые товары, относительно несложное оборудование и услуги, которые могут предложить многие фирмы.

Продавцы, принявшие решение об участии в объявленных торгах, выкупают их условия у тендерных комитетов. Стоимость условий торгов составляет условную величину от десятков до нескольких сотен долларов, не покрывающую затрат на их разработку. В последние годы устроители торгов стали в некоторых случаях поднимать стоимость выкупа условий до нескольких тысяч долларов, стремясь тем самым отсечь от участия в торгах слабые фирмы. Выкуп условий торгов не накладывает никаких обязательств ни на продавцов, ни на устроителей.

Закрытые торги

 

Приглашения к участию в таких торгах рассылаются их устроителями непосредственно наиболее известным поставщикам и подрядчикам, имеющим достаточно высокий авторитет на внутреннем или мировом рынке. Получив такие приглашения, продавцы выкупают условия торгов у тендерных комитетов.

Закрытые торги обычно проводятся на поставки дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные подрядные работы, требующие высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки технологического оборудования, на проведение исследовательских или проектных работ, а также на сооружение комплектных промышленных и других объектов, в том числе на условиях «под ключ». Поскольку выполнение таких работ связано с высокой ответственностью поставщиков и подрядчиков за должное исполнение принятых обязательств, заказчики стремятся ограничить круг участников компетентными фирмами с устойчивым финансовым положением.

Для объектов, которые представляют для заказчиков особую важность, закрытые торги проводятся в два этапа: первый — открытые предквалификационные торги, второй — закрытые торги. На этапе предквалификационных торгов продавцы представляют в тендерные комитеты материалы, подтверждающие их высокую компетентность и опыт в выполнении подобных заказов. В материалах перечисляются объекты, в сооружении которых принимали участие продавцы, приводятся отзывы покупателей и заказчиков. На основе анализа представленных материалов тендерные комитеты определяют круг фирм, которых они допускают к участию в закрытых торгах. Часто для принятия решений члены тендерных комитетов посещают объекты и знакомятся с качеством работ, ранее выполненных участниками предквалификационных торгов.

При объявлении как закрытых, так и открытых торгов на сложное оборудование, при значительных объемах поставок и работ продавцы обычно объединяются в консорциумы, состоящие из нескольких иностранных фирм — поставщиков основного оборудования и одной или нескольких национальных фирм, привлекаемых в качестве поставщиков вспомогательного оборудования или исполнителей строительных и монтажных работ.

Открытые торги дают возможность бороться за получение заказов гораздо большему числу фирм и консорциумов. Обычно в открытых и предквалификационных торгах принимают участие до нескольких десятков фирм и консорциумов, в закрытых торгах число участников сокращается до 5—7.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.