Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расчеты с зарубежными партнерами



 

Платежи по международным контрактам купли-продажи с партнерами из дальнего зарубежья осуществляются через банки-корреспонденты, которыми являются российские банки, имеющие право на ведение международных валютных операций и подписавшие с иностранными банками соглашения, предусматривающие взаимное открытие корреспондентских счетов и использование компьютерных сетей для передачи поручений, документов и данных.

Крупные российские банки имеют по несколько десятков банков-корреспондентов за рубежом. В тех случаях, когда российский участник контракта международной купли-продажи имеет валютный счет в банке, не имеющем корреспондентских соглашений с банками страны его торгового партнера, он может поручить провести платежную операцию своему банку через банк, имеющий такие отношения.

Порядок осуществления международных расчетов регулируется различными унифицированными правилами, конвенциями и другими документами, к применению которых присоединилась Российская Федерация.

Введение странами СНГ собственных национальных валют означает необходимость образования между ними системы валютно-финансовых и кредитных отношений. Одной из главных причин, сдерживающих развитие взаимной торговли между странами СНГ, является отсутствие системы многостороннего валютного клиринга по типу действовавшего в бывших социалистических странах Совета экономической взаимопомощи, который значительно экономил платежные средства, что особенно актуально в настоящее время.

В середине 90-х гг. начали образовываться биржевые и межбанковские валютные рынки с рыночным курсовым регулированием, сложились системы сотрудничающих банков различных стран СНГ. Все это обусловило специфику Платежного союза, Соглашение о создании которого главы государств СНГ подписали 21 октября 1994 г. Поскольку обмен валют выступает стержнем новой системы взаиморасчетов, Россия к концу 1996 г. подписала двусторонние соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют с Белоруссией, Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном и Киргизией. Однако Платежный союз не решил основных проблем по причине неустойчивости курсов валют входящих в него стран, и основной объем в расчетах во второй половине 90-х гг. осуществлялся путем бартера, клиринга на уровне предприятий и банков, а также в долларах США.

В 1995 г. странами СНГ был создан Межгосударственный валютный комитет (МВК), который призван содействовать развитию интеграции валютно-платежных и кредитных отношений. Развитие интеграции пошло по пути создания крупнейшими банками ряда стран СНГ совместных и дочерних банков в других странах. На укрепление интеграционных процессов указывает создание межрегионального Межгосударственного банка правительствами и центральными банками стран СНГ (за исключением Грузии и Азербайджана).

В октябре 1996 г. полномочные представители правительств и центральных банков многих стран СНГ подписали Протокол об условиях деятельности Межгосударственного банка, на основе которого заинтересованные центральные банки стран СНГ могут заключать с ним двусторонние соглашения о порядке и правилах совершения расчетов по платежам и кредитам.

В октябре 1996 г. на совещании министров финансов Армении, Грузии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана, Украины и представителя МВФ принято решение о создании Совета министров финансов государств — участников Содружества для согласования действий в области бюджетно-налоговой политики. Таким образом, созданы первые элементы основы экономической интеграции и развития валютно-платежных и кредитных отношений, которые неизбежно пойдут по пути совершенствования расчетов с применением цивилизованных форм, принятых в мировой практике.

После некоторого оживления в 1996 г. объемы взаимной торговли Содружества вновь сократились. Модель макроинтеграции в 1997 г. так и не заработала. Практически все соглашения оказались не выполненными. Товарообмен России со странами СНГ в настоящее время строится преимущественно на прямых связях, с расчетами через коммерческие банки или на принципе бартера. Внешняя торговля стран СНГ переориентируется на рынки дальнего зарубежья за счет снижения внутреннего оборота до 20%. Несмотря на то, что в рамках таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии удалось согласовать 95% таможенных тарифов, это соглашение не выполняется. Необходим переход к принципиально новым соглашениям с созданием единого расчетного клирингового банка и введением общих условий торговли и расчетов между странами.

При заключении и исполнении международных коммерческих сделок полезно помнить о некоторых понятиях.

Цена единицы одной валюты, выраженная в количестве единиц другой валюты, является валютным курсом. Валютный курс может устанавливаться на свободном рынке под влиянием спроса и предложения или регулироваться правительством стран обмениваемых валют.

Валютные курсы, зафиксированные в определенные промежутки времени на свободных рынках валют, которыми являются биржи или внебиржевые рынки, называются котировками валют. Обычно публикуемые котировки показывают курсы продавца и курсы покупателя. Кроме того, в специальных биржевых изданиях публикуются курсы сделок «спот» — с немедленными расчетами в течение не более 2 дней — и форвардные курсы — для сделок с расчетом через определенный промежуток времени в фиксированную дату. Форвардные курсы отражают их ожидаемую динамику.

В статистической информации публикуются рассчитанные на базе реальных котировок кросс-курсы валют, которые не являлись непосредственными объектами биржевых торгов.

Если правительство страны не вводит ни количественных, ни курсовых ограничений при обмене валюты своей страны на любую другую, то такая валюта относится к категории свободно конвертируемых валют.

Если правительство страны вводит какие-либо количественные, курсовые или любые другие частичные ограничения, такие валюты называют частично конвертируемыми валютами.

Если правительство монополизирует конвертацию валюты в государственных учреждениях по устанавливаемому им курсу и в определяемых им объемах, то такая валюта является неконвертируемой.

Соотношение стоимости определенного набора товаров в валюте одной страны со стоимостью аналогичного набора товаров в валюте другой страны называется паритетом валют.

Чем представительнее наборы товаров и условия их оценки в валютах других стран, тем ближе паритеты к реальным курсам валют. Этот подсчет имеет существенную условность, заключающуюся в том, что сравниваемые наборы товаров должны иметь одинаковые цены в одной и той же валюте, что весьма трудно смоделировать на практике.

Контрольные вопросы по темам 1—2

 

1. Какие вы знаете функции денег?

2. В каком виде применяются безналичные деньги?

3. Какова разница между финансовым и коммерческим кредитом?

4. Каково различие в функциях центральных и коммерческих банков?

5. Является ли валютой внешняя задолженность России?

6. Является ли курс российского рубля рыночным?

7. Как влияет на величину паритета валют падение курса одной из сравниваемых валют?

8. Являются ли валютные операции в России монополизированными государством?

9. В чем отличие банков-корреспондентов от обычных банков?

10. Каковы главные условия создания и функционирования единой платежной системы стран СНГ?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.