Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приобретенное поведение



 

Этот раздел трудно писать, потому что здесь пересекаются области этологии, физиологии животных и эмпирических технологий тренинга. Каждая область имеет своих специалистов с собственной терминологией и скептицизмом в отношении других подходов. Каждая область вносит свой вклад в понимание общей проблемы, и в то же время сама по себе каждая область слишком специализирована или слишком поверхностна. Я приведу лишь упрощенное резюме того, что является чрезвычайно сложным, взаимосвязанным, частично понятым предметом, который на самом деле недоступен научному исследованию.

Я считаю, что существует два аспекта обучения: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное обучение вырабатывает непроизвольную реакцию или отсутствие реакции через автономную нервную систему, которая не имеет отношения к сознательной деятельности. Выработанное поведение предсказуемо, автоматично и не требует мыслительной деятельности. Сюда входит привыкание, классический условный рефлекс, оперантное обучение, ассоциативное обучение и травматическое обучение.

Произвольное обучение вырабатывает осознанные, произвольные реакции, которые не являются автоматическими и неосмысленными. Сюда относится обучение, основанное на понимании и на опыте. Интеллект в упрощенном смысле можно считать способностью к обучению; продукт интеллекта и опыта - мудрость.

В главе 5 мы приступим к рассмотрению практических элементов обучения и мотивации хищных птиц. Здесь в главе 4 мы обсуждаем теорию и принципы, лежащие в основе поведения и обучения. Понимание этих принципов сделает очевидным решение многих практических проблем, а также поможет сделать весь процесс обучения эффективным и отлаженным, требующим гораздо меньше усилий.

 

Привыкание

 

Привыкание это процесс при котором частое воздействие стимула на птицу вызывает отсутствие реакции на него. Она «привыкает» к нему. Это происходит при традиционной выноске. Птицу просто привязывают к руке, и носят круглые сутки, пока она физически и психически не устанет реагировать. После этого дикий ястреб спокойно сидит на руке, несмотря на все окружающие стимулы, которые вначале его пугали.

Большая проблема привыкания это его недолговечность, как и классического условного рефлекса. Это значит, что работа над процессом привыкания никогда не прекращается. Елизаветинский сокольник обычно вынашивал своего тетеревятника по утрам, пока он трижды не слетал с руки, прежде чем идти с ним на охоту. Наиболее трудная работа по обучению дикопойманного ястреба - это привыкание. В основном, обнашиваемую птицу подвергают воздействию неприятных для нее стимулов, таких как люди, машины, клобучки и т.д., это повторяется часто и до тех пор, пока птица не перестает на них реагировать. Раз нет ответа, то нет и вознаграждения.

Одна из основных проблем птиц, содержащихся в открытых вольерах, их «постоянная выноска» или привыкание, но правильное размещение окон вольера часто позволяет сохранять птицу достаточно прирученной без риска и ущерба, которые имеют традиционные открытые вольеры.

Привыкание очень помогает в обучении тетеревятника не реагировать на белых хорьков. После того, как в течение нескольких дней птица видит хорьков в клетках, она перестает обращать на них внимание. Привыкание можно использовать для борьбы с «перманентными страхами». Мой старый тетеревятник очень нервно реагировал на пластиковые контейнеры, такие как ведра, птичьи ванночки и клетки для хорей. После того, как все эти предметы были подвешены на резинках в его комнате для линьки на весь ее период, причем они двигались и постукивали на ветру, птица полностью «излечилась». Если причиной нервозности является травматическое обучение (см. раздел 4.18), привыкание часто способствует долговременному, почти перманентному излечению. Конечно, эффект длится дольше, когда привыкание используется против каждодневных стрессирующих стимулов.

Вот пример непреднамеренного злоупотребления привыканием: мой друг позвонил и спросил, почему его сокол настойчиво игнорирует вабило. Он приучал сокола к вабилу, привязывая к нему мясо и бросая рядом с соколом, сидящим на присаде. Так рекомендовали его книги. Сокол прыгал на вабило, съедал мясо, проверял вабило на наличие спрятанного мяса и возвращался обратно на присаду. Сокольник оставлял вабило там на весь день, пока она был на работе. На следующий день, и позже, сокол игнорировал вабило и шел только на руку. Сокольник успешно выработал у птицы привыкание, она стала игнорировать вабило. Чтобы исправить ситуацию, пришлось начинать работать с другим вабилом, которое выглядело иначе, и переманивать сокола с вабила на кусочек мяса в перчатке сразу после того, как он съест мясо на вабиле.

В общем, привыкание более эффективно и более устойчиво у молодых птиц, чем у старых. Молодые птицы продолжают вырабатывать привычки. Старые птицы, как и собаки, лошади, люди, часто уже имеют сформировавшееся эго, которое сложно изменить. Если процесс привыкания останавливается, например, в конце сезона, когда ловчую птицу отправляют на линьку, в следующий раз он идет проще. С каждым годом ловчей птице для восстановления забытого требуется намного меньше выноски.

Привыкание на один стимул часто приглушает ответ и на другие сходные стимулы. Например, тетеревятник, который не реагирует на белых хорей, может не реагировать и на белых кроликов. С другой стороны тетеревятник может быть очень разборчивым и хорошо ладить с одной собакой, сильно шокируясь присутствием другой, даже если обе собаки одной породы.

Чтобы ускорить и усилить эффект привыкания, можно использовать какие-нибудь позитивные подкрепления, например, класть пищу в клобучок для птиц, которые его боятся, или кормить птицу в процессе выноски. Следует обращать пристальное внимание, чтобы птица не билась в процессе носки, иначе у нее может возникнуть ассоциация между рукой и неприятными ощущениями, а это приведет к тому, что она станет еще более дикой. Здесь основную роль играет чуткость сокольника, а не его терпение.

 

Условный рефлекс

 

За условные рефлексы отвечает автономная часть нервной системы, не связанная с сознанием, при этом реакция на раздражитель возникает быстро и машинально. Примером является ситуация, когда вы видите, как кто-то зевает, и прежде чем он закончит зевать, начинаете зевать сами. Понаблюдайте за этим, когда будете поздно вечером ехать в поезде или машине. Таким же образом звук льющейся в жестяную банку воды вызывает очень быстрый смущающий рефлекс! Рефлекс запускается менее чем через секунду после предъявления стимула и не требует мыслительного процесса вообще. Часто именно рефлекторные реакции привлекают наше осмысленное внимание к чему-нибудь.

Классический Павловский условный рефлекс происходит следующим образом: стимул, или раздражитель (т.е. свист), ответ (т.е. прилет на руку), вознаграждение (т.е. пища) - все это происходит быстро, одно за другим. Это положительное или подкрепленное кондиционирование.

Раздражитель может быть очень слабым и кратковременным. Если учесть, что хищные птицы лучше нас слышат и видят, они могут заметить раздражитель, недоступный для нашего восприятия. Если вы заметили, что ловчая птица делает что-то непонятное, внимательно изучите ситуацию, возможно, птица реагирует на раздражитель, которого вы не замечаете. Помню, однажды я принес свою самку тетеревятника в жилую комнату, чтобы она пообсохла после вечерней охоты на кроликов. Дело было ранней весной. Я посадил ее на спинку стула в алькове. Она почистила перья и успокоилась, а затем начала делать странные вещи: она стала бросать взгляды на кусок провода, висевший у стены. Я подумал: «Ее интересует шнур. Она, должно быть, думает, что это ветка. Может, она хочет устроить гнездо». Я вышел на улицу, принес несколько веток и свалил их на стул. Естественно, она спрыгнула и провела прекрасный вечер, строя гнездо на стуле! Если вы смотрели видео Стива Мартина, вы видели, как его попугаи четко реагируют на слабые раздражители, которые мы обычно даже не замечаем. На соколиной охоте мы используем большое количество раздражителей, например, свист или зов, сигналы, подаваемые рукой и кручение вабила. Фактически мы используем больше раздражителей, чем на самом деле хотим, и ловчая птица часто реагирует на них, когда мы этого не осознаем. Обычно это не проблема, ловчая птица научается понимать наши индивидуальные привычки. Когда это становится неуместным, это называется "суеверное" поведение (реакции, закреплённые при их случайном совпадении с подкреплением). У нас есть самец Харриса. Его тренировали лишь пару недель, пользуясь темно-коричневой перчаткой. Мы пошли с ним охотиться в тростники и обнаружили, что он летит к любому, кто поднимет темно-коричневую перчатку, перчатки другого цвета его не интересовали. Нам пришлось избавляться от этого случайно выработавшегося суеверного поведения!

Когда животное заметило раздражитель и отреагировало на него должным образом, его действие должно быть подкреплено. Как сказали бы Karen Psyor или Steve Martin, «положительное подкрепление - это то, что происходит в связи с выполняемым действием и повышает вероятность того, что это действие будет произведено снова». Положительное подкрепление является лучшим способом обучения хищных птиц. Вознаграждением обычно является пища или добыча, но существует множество других, более тонких способов вознаграждения. Когда вы поймете, что двигает хищной птицей в конкретной ситуации, что она действительно хочет, вы сможете предложить ей соответствующее вознаграждение.

Негативное подкрепление - это то, чего животное стремится избегать. Оно происходит в связи с выполняемым действием и уменьшает вероятность, того что это действие будет производиться снова. Например, если вы махаете клобучком вокруг головы птицы, а затем быстро и грубо его надеваете, у ловчей птицы вскоре возникнут ассоциации между видом клобучка и последующими неприятными ощущениями, и она начнет слетать, как только его увидит. Заметьте, что действие и подкрепление происходят быстро друг за другом, поэтому птица может своим действием или бездействием изменить подкрепление. Хищные птицы хорошо обучаются посредством негативного подкрепления (см. травматическое обучение) и при слабом негативном кондиционировании, например, когда сокол начинает отказываться от добычи, которую он считает невкусной. Но сокольник должен быть крайне внимательным, чтобы негативное подкрепление не было связано с ним. Иначе это разрушит те хрупкие связи, которые он с таким трудом выстроил. Кроме того, обучение негативным подкреплением является самоограниченным, потому что животное будет делать только то, что необходимо, чтобы избежать негативного подкрепления, в то время как при позитивном подкреплении оно будет прилагать все большие и большие усилия, чтобы получить больше вознаграждения.

Оперантное кондиционирование - это когда сначала следует поведенческая реакция без стимула, а затем идет подкрепление. Это сложная часть обучения, поскольку сначала нужно, чтобы птица сделала то, что необходимо, а потом вы даете подкрепление. Птица может сделать это случайно или ее можно спровоцировать, создав нужную ситуацию. Здесь весьма важны естественные врожденные инстинкты. Например, когда сапсан ходит на кругах какое-то время, вы стараетесь поощрить его, бросая под него дичь. День за днем сапсан ходит выше, дольше и увереннее. Сокольник все время должен искать способы мотивировать птицу сделать то, что от нее требуется, чтобы затем дать положительное подкрепление. Часто это означает, что нужно разбить требуемое поведение на множество промежуточных стадий, а не пытаться сделать все одним махом.

Пример оперантного негативного подкрепления - когда собака прыгает на новый диван и сразу получает шлепок. После нескольких попыток нежелательное поведение исчезает. Нужно, чтобы сначала собака сделала нежелательный поступок, а затем вы научите ее этого не делать.

Любое подкрепление - позитивное, негативное, реальное или подразумеваемое должно быть дано как можно ближе к действию, иначе оно не будет с ним связываться. Если вы накажите собаку, за то, что она убежала, когда она прибежит, собака свяжет наказание с возвращением. Это будет наказание, а не негативное подкрепление. Иногда можно принимать в расчет интеллект, поскольку человек или животное могут связать причину и следствие во времени, пространстве и абстрактно. В целом, чем короче связь, тем эффективней обучение. Сравните с игрой в шахматы, когда вы пытаетесь продумать серию ходов, каждый ход может вести к победе или поражению.

Пока вы вырабатываете и формируете нужное поведение, лучше давать положительное подкрепление каждый раз при правильном выполнении. Но затем, если поведение не подкрепляется, оно может ослабеть. Если вы не будете поощрять птицу, когда она к вам прилетает, то со временем она будет приходить все медленнее, а затем перестанет прилетать вообще. С другой стороны, если вы поощряете ее каждый раз, она начнет принимать поощрение как само собой разумеющееся и станет самодовольной. Лучше давать подкрепление по разным схемам, на практике это означает поощрять примерно на каждый пятый раз. Но схема поощрения должна быть непредсказуемой, нерегулярной. Другими словами, на десять приходов вы можете поощрить всего 2-3 раза, эти поощрения должны быть произвольно разделены в течение этих десяти подзывов. Вы можете дать подкрепление два раза подряд, а затем 6-8 раз не давать ничего. Контролировать систему поощрений должны вы, а не птица. То же происходит, когда ловчая птица преследует дичь. Вы можете подумать, что птица была бы менее озадачена, если бы вы поощряли ее каждый раз, но это не так. Представьте выключатель света. Всякий раз, когда вы его включаете, загорается свет. Затем, однажды, ничего не происходит. Вы пробуете еще пару раз. Опять ничего. Вы отказываетесь от затеи. Или, например, фонарь. Вы его включаете, ничего не происходит. Это необычно для фонаря! Поэтому вы пробуете еще несколько раз, начинаете проверять контакты, батарейки, лампу и т.д., уверенные, что в конце концов он загорится.

Некоторое время назад я охотился с другом и заметил, что он дает птице прикорм каждый раз, как она приходит на зов. Если прикорма не было, птица не прилетала; он научил ее не прилетать без прикорма. Я спросил: «Почему ты не зовешь ее без прикорма?». Он попробовал и птица не пришла. Я подумал: «Это странно, если бы это была одна из моих птиц, она бы прилетела. Как бы я это сделал? Я бы просто заставил ее прийти». Но, анализируя более детально, я понял, что я всегда обучал, используя различную схему подкреплений (вероятно, потому что мне было лень возиться с мясом!). Кроме того, когда ловчая птица обучена, я никогда не привязываю к вабилу мясо. Мясо на вабиле - фактор риска, оно стимулирует собственнический инстинкт, и всегда есть риск, что птица его утащит.

Самое эффективное обучение - когда подкрепление дается как можно ближе к действию, желательно в течение миллисекунд. Но, возможно, это физически невыполнимо, а любое промедление грозит тем, что у птицы не сложится связи между действием и поощрением. Промежуток может быть заполнен словесным поощрением, например, похвалой, похлопыванием или улыбкой. Это лучше работает с общественными животными, но может с успехом использоваться и для птиц, возможно, в этой области сокольники отстают. Steve Martin в качестве моста между действием и поощрением говорит слово «Хорошо» перед тем, как фактически поощрить своих попугаев. Мы используем в качестве моста вабило без мяса. Мы свистим и крутим вабило (раздражитель), ловчая птица хватает вабило (мост), мы подходим и поощряем птицу за то, что она прилетела и в то же время позитивно подкрепляем собственное приближение. Это также решает проблему, которая возникает, когда ловчая птица ассоциирует наше приближение с воровством ее добычи (негативное подкрепление).

Кроме обучения птицы прилетать на зов и поощрения ее поведения, есть еще один аспект, который следует учитывать - синхронность. Когда вы обучаете птицу, она должна приходить немедленно. Она вполне на это способна, ведь если бы раздражителем был кролик или другая жертва, птица бы бросилась за ним стрелой. Чтобы этого добиться, с самого начала никогда не зовите птицу дольше трех секунд. Если она не пришла, уберите руку и вабило и ничего не делайте. Не зовите ее снова. Отвернитесь от нее, поставьте точку на этом эпизоде и перейдите на другое место. Не идите по направлению к ней (кто кого обучает?). Если вы хотите подойти поближе, идите по касательной. Дайте понять птице, что у нее был шанс, а она его упустила. Ошибка была ваша, потому что вы приняли неверное решение. Опытный сокольник понимает птицу и, зная ее историю, может предсказать ее поведение. Он всегда аккуратен в том, чтобы то, что он просит, выполнялось. Поэтому обучение идет быстро, как человек, бегущий по камням через реку. Он наметил свой путь, проверил камни и идет быстро и уверенно от камня к камню. Менее опытный сокольник доходит до середины и падает или обнаруживает, что расстояние до следующего камня слишком большое, и тратит время на поиски другой дороги.

Таким образом, хотя ловчая птица может быть «обучена», существует огромная разница между птицей, которая идет только за пищей, которая вялая и капризная,у которой укоренилась манера отказывать и птицей, которая мгновенно приходит на зов. Ловчая птица, которую с самого начала обучали равномерно и правильно, будет лучше той, которую неопытный сокольник в течение часов и недель пытался чему-то научить с помощью неопределенных методик. Важно уметь «читать» ловчую птицу, чтобы уметь предвосхищать события. Когда сокол летает, по различным знакам вы «знаете», что он «думает» и ведете себя соответственно, чтобы урок шел гладко, без препятствий. Опоздание на полсекунды в осознании происходящего - это все, что нужно чтобы провалить урок или даже потерять птицу. По мере того, как вы будете лучше понимать птицу, она покажется вам более интеллектуальной. Некоторые люди понимают эти знаки лучше, чем другие; странно, но у большей части наших сокольников симптомыдислексии (словесная слепота), они, кажется, лучше понимают животных, чем написанные слова. Проблема в том, что хотя эти люди дрессировщики «от природы», они не могут выразить словами или проанализировать то, что они делают.

Наказание - это та особенность, которой обучение хищных птиц, за исключением, возможно, некоторых орлов, отличается от обучения общественных животных, таких как лошади и собаки. Наказание следует за действием, оно не ассоциируется напрямую с действием и животное не имеет возможности контролировать происходящее; оно не может остановить выполнение действия, чтобы избежать наказания, потому что действие уже совершено ранее. Наказание производится сокольником персонально. Наказание не работает на хищных птицах, потому что большинство ловчих птиц не общественные животные. Они не принадлежат к социальной структуре, это только в социальных структурах существует мораль, совесть и доминирование (способ насаждения морали).

Собака, например, является общественным животным, у которой все наследуемые биологические программы направлены на социальное поведение. Мы говорим, что собака «хочет угодить», т.е. 0на согласна, чтобы ее поведение было модифицировано более доминирующими особями в обществе. Мы можем внести в ее мозг понятие «греха». Если мы решаем, что воровство из помойного ведра это «грех», то когда она сделает это впервые, мы хватаем ее за загривок, встряхиваем, строго смотрим ей в морду и рычим «нельзя» (негативное оперантное подкрепление). Мы связываем слово «Нет!» с нашим активным неодобрением и доминирующей встряской. Вскоре слово «Нет!» становится достаточно, чтобы держать собаку вдали от помойного ведра. Поскольку собака - общественное животное, она готова выполнять наши команды, не отвергая нас как лидера ее стаи. Когда собака вырастает, она считает, как и мы, что воровать из помойного ведра это грех и ее можно оставить одну. Если иногда кусок пищи оказывается слишком большим соблазном для нее, она демонстрирует все признаки виновности, когда ее застукают.

У ловчей птицы нет совести, потому что она не является общественным животным. Значит ей нельзя привить понятие греха, а значит и наказывать за грех бессмысленно. И не только это; т.к. ловчая типа не принимает наше доминирование любое наказание с нашей стороны просто отчуждает ее. Она связывает наказание с нами, а не с гипотетическим грехом или нежелательным поведением. Следовательно, нам следует соблюдать осторожность, чтобы наши отношения с птицей постоянно были доброжелательными и позитивными. Это необходимо для поддержки сложившихся связей, которые у птицы, не имеющей импринтинга на людей, весьма непрочны. Собака очень редко бросает своего хозяина, как бы жестоко он с ней не обращался, но ловчая птица, если только она не импринт, не имеет социальных связей и быстро продемонстрирует свое недовольство очень практическим образом.

Эта дикая свобода от общественного сознания является чертой хищных птиц, которая веками очаровывала людей. Вероятно, это позволяет сокольнику через своего крылатого друга убежать от того, к чему его обязывает положение в жизни - надежное, но временами стесняющее.

Будучи территориальными животными, хищные птицы имеют сигналы доминирования и подчинения, но обычно они длятся недолго. Поскольку человек сильно отличается от птиц по размеру и моторике, ему трудно имитировать эти сигналы. Тем не менее, сокольникам следует их знать, чтобы избегать. Полет или присаживание на присаду над птицей является сигналом доминирования. Если вы стоите, возвышаясь над птицей, которая сидит на низкой присаде или на добыче, она будет чувствовать угрозу. Прямой взгляд, удерживаемый более секунды - это угроза. Проникновение на личную территорию не привязанной птицы, которая не считает вас партнером, родителем или сибсом - это угроза. Эта дистанция варьирует от 10 метров до примерно полуметра, в зависимости от множества факторов. Понятно, что для обучения птицы, вам нужно сократить это расстояние, и когда птица сидит у вас на руке и смотрит на что-нибудь, а не на вас, это знак того, что она начинает считать вас менее угрожающим фактором.

Поскольку хищные птицы не могут быть обучены посредством наказания, то все основанные на нем методики обучения невозможны. Например, когда вы ранее обучали собаку не прыгать на софу, вы сначала использовали оперантное негативное подкрепление. Это развило у нее совесть и усилило ваши позиции как лидера группы. После этого, если вы увидите, что собака хотя бы смотрит на софу и прорычите «Нет!» , собака поймет, что вы не одобряете ее намерения. Затем мы идем в спальню. На этот раз нет необходимости начинать с того, что собака прыгнет на кровать, поцарапает ее и т.д. Вы просто смотрите на кровать, собака понимает, что вы хотите сказать, вы рычите «Нет!» и собака все понимает. У нее расширилась область недозволенного. Вскоре у вас будет собака, которая «понимает каждое ваше слово». Она сильно отличается от бездомных собак, которые никак с вами не связаны и вас не понимают.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.