Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Декорирование берестяных изделий



Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или че­канов, При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая свое­образную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры -круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно располо­женные на украшаемой поверхности. Инструменты для тис­нения — набор штампиков — чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла.

В зависимости от размера и вида изделия бересту наре­зают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший на­ружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кла­дут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара.

Мастера чусовских городков, что в Прикамье, слави­лись тиснением бураков. Их изделия отличались чистотой работы и красивыми узорами. Чусовские бураки имеют ха­рактерный рисунок тиснения, который наносился костяными чеканами на наружный слой бересты.

Тагильские бураки похожи на чусовские, только от­дельные элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка (ряды бусинок, звездочки в розет­ках, ромбах). Иногда вместо розетки в центр квадрата ставит­ся цветок или куст с птицами. Известен другой рисунок тис­нения, построенный на ином композиционном принципе, когда по всему полю в определенном ритме разбросаны звез­дочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки.

Резьбу по бересте русские мастера применяли доволь­но широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорез­ная или просечная береста на русском Севере. По праву пер­вое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй по­ловине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХУ111-Х1Х вв. на го­родской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портси­гары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Посте­пенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются ос­новные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага.

В качестве инструментов используется нож-резак, хо­рошо заточенный на одну сторону, шильце, притупленное и отшлифованное. Подготовленную бересту разрезают на заго­товки по шаблонам и наносят шильцем рисунок. Сначала ре­жут орнамент каймы, затем центральное поле. Закончив ра­боту, берестяные детали приклеивают на деревянную основу шкатулки, поставца, чайницы и т.д.

Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выде­ляются туеса, расписанные пермогорской росписью, полу­чившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным соче­танием белого, золотисто-кремового фона с мелким расти­тельным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди ко­торых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д.

Материалы для подготовки поверхности к росписи: для грунтовки - очищенный мел, столярный клей и белила; для росписи - темперные краски из сухих порошков — пигмен­тов (красный, зеленый, желтый, черный), разводимых на яй­це. Поверхность туеска расчерчивается на ярусы: верхний и нижний - узкие обрамления, каймы, в которых черной крас­кой тонкой кистью рисуют треугольники или полукруглые фестоны. В центральном поле рисуют сцены, а свободное пространство заполняют кружками, мелкими листочками. После нанесения рисунка красной краской окрашивают поя­ски, ручку,каемки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.