Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Росписи Северной Двины



Замечательный и обширный круг предметов художественного творчества представляет собой народная роспись Русского Севера, долгое время известная под общим названием северодвин­ской. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление о своеобраз­ном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы, отраженных в до­шедших до нас памятниках русской национальной культуры.

Разнообразие и характер росписи, особенностьих жи­вописных и графических приемов позволяют выделить само­стоятельные школы народного мастерства, локальность кото­рых можно проследить на традиционных для каждого края форме и характере украшения прялок. Пермогорская, борецкая, пучугская, ракульская, мезенская, шенкурская, уфтюжская росписи - все они входят в «золотую кладовую» русско­го народного искусства, составляют особый пласт северной художественной культуры России.

Пермогорская роспись. Пермогорье - это группа дере­вень Красноборского района Архангельской области. Харак­тер пермогорской росписи очень своеобразен. Характерными декоративно-орнаментальными элементами пермогорской росписи являются красные травные завитки. Это белофонные росписи, основу которых составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным орна­ментом. Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цве­ты, напоминающие по форме растение крин. Обычные пред­меты быта - ковши, короба, прялки - роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный — узора. Зеленый и желтый являются допол­нительными. Большое значение в росписи имеет тонкий чер­ный контур.

Особенностью пермогорской росписи является вклю­чение разнообразных жанровых сцен. Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеют много общего' с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт нано­сится пером контур, потом его заполняют цветом, разводя краски на яичном желтке. Манера передачи человеческих фи­гур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышно­стью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов.

Борецкая роспись. Свое название роспись получила по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, са­мый крупный из которых находится в Борке. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок. Такой важный в

обиходе предмет украшали особенно тщательно, вкладывая все свое мастерство.

В росписях Борка много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем». Однако из иконописи масте­ра перенесли в роспись прялки только внешние признаки Содержание росписи самобытно.

Наиболее распространенной была композиция с изо­бражением сцены сватовства. Схема росписи со сватовством древних борецких прялок оказалась очень стойкой и сохра­нилась на прялках до XX в.

Прялки пользовались огромным успехом за парадную форму, яркость росписи, позолоту. Формы растительного ор­намента борецкой росписи объединены друг с другом в об­щем мотиве цветка «древа жизни». Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетере­вов, декоративны и разнообразны по форме и пластическому решению

Пучужская роспись. Пучужская роспись хотя и имеет свои особенности по цветовому решению и композиции, очень похожа на борецкую и вместе с ней составляет единый вид белофонной росписи.

Так же, как и борецкая, лопаска пучужской прялки де­лится на три части. Вверху располагаются окна с цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами, ниже - сце­на катания. Вместе с тем в пучужской росписи имеются от­личия, свои особенности, которых мастера строго придержи­ваются.

Так, характерный для всех видов северной росписи трилистник имеет свой вариант. Верхняя часть листа перехо­дит в круглую ягоду, а нижняя более тонкая, чем у борецкой, и загнута к стеблю. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками- капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет.

Ракульская роспись. Ракульская роспись имеет глубо­кие самобытные традиции и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья, Борка и Пучуги. Это орнаменталь­ная роспись прялок в виде крупной изогнутой ветки на жел­том фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. По фасаду ракульская прялка делится на три части. В верхней большей части лопаски расположена цветистая, изогнутая ветвь с округлыми листьями. В нижней части рису­ется условная декоративная птица, обведенная несколькими квадратами из линий разной толщины, полосами из геомет­рических и растительных мотивов.

Начиная свое движение от основания ножки прялки, орнамент тянется вверх, создавая образ «древа жизни». Коло­рит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричнево-красный яв­ляются сопутствующими, акценты намечаются синей крас­кой. В характере орнамента ракульской росписи имеются черты, которые говорят о близости к миниатюрам старинных поморских рукописей.

Мезенская роспись. По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с нарядным красочным ор­наментом пермогорской, борецкой и ракульской росписей. Предельная скупость изобразительных средств, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех из­вестных в народном искусстве росписей. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. Худо­жественная немногословность и цветовая сдержанность ме­зенской росписи говорят о большом художественном вкусе Среди множества разнообразных предметов быта - лукошек, коробов, сундуков - выделялись прялки.

Роспись прялки имела всегда строгий порядок. Она многоярусная. В верхнем ярусе выделяются птицы, в нижнем и среднем - главными фигурами являются кони и олени.

Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоеди­няются контуры птиц. По всей вероятности, ярусы соответст­вуют трем мирам: подземному, наземному и небесному, широко извнстным в искусстве многих народов мира. Геометри­ческие знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагружу. В них отражается круг очень ранних земледельческих представлений крестьян. Здесь можно увидеть изображения семян, плодов, шишек, заклю­ченных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаментам разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры - это символы ог­ня, солнечного божества, языческие очистительные и охрани­тельные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показы­вают их причастность к небу. Зооморфные образы в древних узорах - олень, конь, водоплавающие птицы - далеко не слу­чайны. Образ оленя в русском искусстве получил широкое распространение. Олень почитается многими народами Севе­ра и Сибири. Он приносит счастье и веселье и связан с аграрно-скотоводческим культом, в частности с праздником бога-громовика Ильи-пророка. Мезенские мастера изображали ко­ня и оленя обобщенно. Отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы у оленя был изображен черной краской один ветвистый рог. Образ птицы в фольклоре и орнаменте имеет широкий спектр значений. Птица символизировала те­пло, свет, урожай, богатство. Одна из наиболее почитавшихся птиц на Севере - лебедь - органически связан с водной сти­хией, с небом, солнцем, и это нашло свое отражение в мезен­ской росписи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.