Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исходные понятия теории народной художественной культуры



Рассмотрим понятия, к которым все чаще обращаются в настоящее время исследователи народной художест­венной культуры.

Культура, ценности. Среди множества определений понятия "культура" наиболее распространенным является представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей.

Первым, кто дал определение понятию ценностей, был польский психолог Ф. Знанецкий. Произошло это в 1918 г. Он полагал, что вводимое им понятие может стать централь­ным для новой дисциплины — социальной психологии, кото­рую он рассматривал как науку о том, как культурные осно­вания проявляются в сознании человека.

Для большинства исследователей понятие "ценность" было производным от понятия "установка", которое, хотя и толковалось различными исследователями по-разному, в большинстве случаев обозначает иерархически расположен­ные и присущие индивиду (или, в иной трактовке, — при­емлемые для него) мнения, чувства, а по мнению некоторых исследователей, — и намерения совершить определенное действие.

Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. Ценности связаны с установка­ми, с одной стороны, и с нормами — с другой.

Одним из первых определение понятию "ценность" дал К. Клакхон: "... ценности — это осознанное или неосознан­ное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия". Такое определение дало воз­можность М. Смиту рассматривать ценности как установки особого рода, "действующие в качестве стандартов, посред­ством которых оценивается выбор. Личностные ценности от­носятся к области желательного и предпочтительного; они скорее сопряжены с глаголом "должен", чем с глаголами "быть" и "хочу".

М. Рокич считал, что ценности — это устойчивая вера в то, что определенные формы поведения или состояния мира (state of existence) предпочтительнее для личности и общест­ва, чем какие-либо иные. Ценности представляют собой как бы точку пересечения между индивидуумом и обществом, а ценностный подход в целом направлен на изучение и объяс­нение межкультурных вариаций.

Некоторые исследователи рассматривали ценности как квинтэссенцию личности. С такой трактовкой ценностей свя­зано, в свою очередь, понятие ценностной ориентации (value orientation), которую К. Клакхон определил как "обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения чело­века к человеку, желательного и нежелательного в межлично­стных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)".

Именно ценности, то есть то, что культивируется, осо­бенно ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляет ее главный смысл и предназначение. Философская теория ценностей (аксиология) позволяет рассматривать культуру того или иного народа как систему его духовно - нравственных ценностей и идеалов, воплощенных не только в произведениях профессионального искусства и народного творчества, но также в различных сферах его жизни (празд­никах, обрядах, бытовых традициях и т.д.). Исследования по­казывают, что в культурах различных стран, эпох, цивилизаций доминирует, как правило, одна и та же система ценно­стей, но по-разному воплощенная в художественной сфере Среди них — красота, истина, свобода, ценность родной земли, домашнего очага, родной природы, матери и материнства, опыта и культурного наследия предков и т.д. Особое место в культуре занимают образы-идеалы человека (героя, красавицы и т.д.), на которые ориентировано развитие той или национально-культурной традиции. В разные эпохи и в разных цивилизациях эти образы-идеалы имели обычно яр-Сук) национальную окрашенность (сравним образы русских богатырей и таких звезд Голливуда, как, например, Рэмбо).

Еще одна составляющая любой культуры - те качества человека или народа, которые считаются в данном обществе более значимыми, предстают как добродетели. Издревле в русской традиционной культуре, как и в культурах многих других народов, ценились доброта, милосердие, способность состраданию, трудолюбие, нестяжательство (приоритет духовных ценностей над материальными) и т д.

Утрата этих традиционных ценностей и идеалов, ярко воплощенных в традициях нашей народной художественной куль­туры, грозит российскому обществу духовной деградацией.

Художественная культура общества представляет со­бой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Таким образом, художест­венная культура включает в себя искусство (как форму отражения действительности в художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цве­та, композиции, и т.д.), но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включаются также различ­ные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей (книги, кинофильмы об искусстве, художественное образование, исследования и т.д.).

Огромный вклад в исследование истории художествен­ной культуры России внес академик Д С.Лихачев. Он подчер­кивал: "Искусство, созданное русским народом, — это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения".

Творчество - особый характер любой деятельности (художественной, научной, педагогической и т.д.). Творчест­во предполагает выдвижение новых идей, подходов к реше­нию проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности компо­зиторов, художников, актеров и т.д.). Однако, помимо твор­ческих проявлений, в искусстве имеют место тренаж, репро­дукция (копирование, воспроизведение образцов) и другие элементы, необходимые как в художественном образовании, так и в других сферах художественной жизни общества.

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде НА. Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, кра­соты, мистики и т.д.

Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. Форми­рование способностей личности к самостоятельной творче­ской деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития ее творческого потенциала – одна из важнейших целей занятий искусством, народным художественным творчеством.

Особую ценность имеют те художественные произве­дения, в которых отражен неповторимый духовный мир их создателей (народных мастеров, музыкантов и др.). Такие произведения отличаются самобытностью, своеобразием ху­дожественных образов и средств художественной вырази­тельности.

Принятая недавно программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» нацелена на то, чтобы выявить и зафиксировать в разных странах мира, включая Россию, уникальные образцы народного художест­венного творчества, поддержать их мастеров и передать бу­дущим поколениям «секреты» их творчества.

Этнос. Академик Ю.В. Бромлей рассматривал этнос как социокультурное явление Этническую общность он оп­ределял как исторически сложившуюся на территории устой­чивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подоб­ных образований (самосознанием), фиксированным в самона­звании (этнониме).

Альтернативное понимание этноса как биологической единицы, "феномена биосферы", природной общности было выдвинуто Л.Н. Гумилевым и получило популярность в 80-е гг. XX в. Этнос, как считает Л.Н Гумилев, — устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопостав­ляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличаю­щийся своеобразным стереотипом поведения, который зако­номерно меняется в историческом времени.

Каждый этнос в той или иной степени внутренне неод­нороден: в нем выделяются субэтносы, которые могут возни­кать и распадаться, причем, ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос. Этносы, по мнению Л.Н. Гу­милева, составляют этносферу Земли как часть ее биосферы.

Значение, которое в итоге закрепилось за понятием "этнос", представляет собой нечто среднее между бромлеевским и гумилевским, и в принципе вполне синонимично сло­ву "народ".

В западной науке слово ''этнос" крайне редко употреб­ляется. Одним из немногочисленных примеров этого является работа Д. Дереве "Этнопсихоанализ". Основа "этно" исполь­зуется часто в значении "народный". В этом контексте пред­стают такие научные направления, как этномузыкознание, этнография, этнология и др.

Широкое распространение получили термины "этниче­ский", "этничность", но и они имеют в западной нау­ке в своем значении особый нюанс и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам В русском языке термин "этнический" тесно связан с понятием "этнос". А вот термин "этничность" пришел к нам с Запада и, как правило, сохраняет свое первоначальное значение. Культурологиче­ский словарь дает определение этничности как совокупности характерных культурных черт этнической группы, что соот­ветствует англоязычному значению этого термина, когда эт­ническая группа непременно понимается как часть более ши­рокого социокультурного окружения.

Под действие закономерностей, обусловливающих су­ществование и деятельность этноса, попадают общества, воз­никшие в результате ассимиляционных процессов, т.е. имеющие среди своих членов людей различного, если исхо­дить из вопросов "крови", происхождения. Таков, например, русский этнос и этнос американский. И в том, и в другом случае этносы имели некое ядро, соответственно, славянское и англосаксонское, но собирали вокруг себя, вбирая в себя, представителей других народов. Смешанные браки доверши­ли дело, сцементировав обе эти общности в более или менее прочные целостности. Конечно, ни в России, ни в Америке процесс ассимиляции не дошел до конца, не собрал воедино всех представителей всех народов и племен, живущих еди­ным обществом. Поэтому американцы, долго сравнивавшие Америку с "плавильным котлом", уничтожающим все этни­ческие различия, стали выражаться более осторожно и гово­рить о своем обществе как о "салате", т.е. беспорядочной смеси различных этнических групп и меньшинств. Однако и русские, и американцы представляют собой этносы, которые имеют тенденцию к расширению путем ассимиляции других.

Ту же тенденцию в большей или меньшей степени имеют все народы. Именно поэтому ученые полагают, что говорить об этносе как о биологической общности бессмыс­ленно. С точки зрения современной этнологии, этнос облада­ет внутренними механизмами, обеспечивающими его устой­чивость, и выражаются они в особом распределении культур­ных черт и характеристик между членами этноса. Этносу присущи определенные поведенческие и коммуникативные модели, которые типичны для всех членов этноса; поведенче­ские, коммуникативные, ценностные, социально-политические модели и культурные элементы, свойственные только определенным группам внутри этноса, и другие осо­бенности Надо подчеркнуть, что этнические процессы сти­хийны, бессознательны, они не зависят от желания и воли членов этноса.

В этом контексте современный российский этнолог С.В.Лурье дает следующее определение этноса: "Этнос — это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений". В этом значении С.В.Лурье рассматривает этнологическую культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада.

Понятие "традиция", так же как и "культура", имеет несколько значений, причем исключающих друг друга. Так, возможно понимание термина "традиция" в узком значении, как наследие прошлого, которое принципиально не изменчи­во, не гибко.

Можно рассматривать традицию как нечто, находящее­ся в процессе постоянного изменения. В традиции присутст­вуют в двуединстве креативная (творческая) и консерватив­ная составляющие. Однако характер изменений в традицион­ном обществе не произволен. Он задан традицией изнутри.

Для объяснения своего понимания термина "традиция" С. Эйзенштадт прибегает к предложенной в начале 60-х гг. XX в Э. Шилзом концепции "центральной зоны культуры" — неподвижного, неизменяющегося стержня культуры, во­круг которого сосредоточивается подвижная, изменчивая культурная "периферия".

Если исходить из этой трактовки, традиционная народ­ная художественная культура может рассматриваться как ус­тойчивое "ядро" художественной культуры общества, а этнос как носитель традиции Таким образом, понятия "этнос" и "традиция" тесно сопряжены друг с другом.

По мнению Л.Н Гумилева, этническая традиция вклю­чает в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповто­римые особенности. Фундаментом этнической традиции слу­жит стереотип поведения,

Понятие "менталитет". В последние годы в широкое употребление вошло слово "менталитет". Оно звучит в рус­ской речи как иностранный термин, и большинство исследо­вателей было вполне чистосердечно уверено, что это просто иностранное заимствование, и для того чтобы уточнить его значение, достаточно открыть любой иностранный словарь Однако в зарубежной науке слово "менталитет" вообще не употребляется, а английское слово "mentality" не выступает в качестве термина и не имеет закрепленного за ним определе­ния (или хотя бы различных вариантов определений).

Изредка в качестве термина употребляется французское слово "mentalite", однако и оно не имеет устоявшегосязначе­ния. "Словарь общественных наук" определяет менталитет следующим образом: "Термин имеет различные значения, близкие к понятиям установки, умственной функции и даже мышления (последнее — у Л. Брюля (1922 г.). Только в 1994 г. российскими исследователями были сделаны первые по­пытки дать новому термину (который наконец-то был осоз­нан как неологизм) адекватное наполнение. С точки зрения С.В.Лурье, использование слова "менталитет" в принципе может выступать в паре с понятием "традиция" постольку, поскольку подразумевает подвижность, соотнесенность как с прошлым, так и с настоящим, возможность сколь угодно глу­боких внутренних противоречий. В этом смысле можно ска­зать, что традиция выражается в менталитете народа, или, точнее: менталитет — нематериализуемая составляющая традиции.

Структуру менталитета, как считают некоторые иссле­дователи, образуют "картина мира" и "кодекс поведения". Поле их пересечений, очевидно, и есть то, что называют "па­радигмой сознания". Речь идет о присутствующем в сознании человека стержне, который может при разных внешних усло­виях выступать в разных обличиях, но который является еди­ным для всего этноса и служит как бы его внутрикультурным интегратором.

Определение понятия "этнический менталитет" дает "Краткий этнологический словарь". Здесь этот термин опре­деляется как "свойственный данному народу склад мышле­ния; представляет собой устойчивый изоморфизм (постоян­ство, неизменность, инвариант), присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимает­ся в этой культуре как естественный; он не поддается изме­нениям под воздействием идеологического давления. Знание этнического менталитета имеет, в частности, значение для определения пропорций между эмоциональным и рациональ­ным уровнем сознания и принятия этнической группой (в ли­це тех или иных ее представителей) решений, о также меры в воспроизводстве ею дуальной оппозиции — противопостав­ления "мы"- "они", "свои" — "чужие".

Наиболее кратким является определение менталитета как совокупности сознательных и бессознательных устано­вок, сопряженных с этнической традицией

Понятие "этническая картина мира" является наибо­лее близким к понятию "менталитет". По определению С.В.Лурье, этническая картина мира представляет собой осо­бым образом структурированное представление о мирозда­нии, характерное для членов того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой — воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре данного народа. Этническая картина мира не тождественна этнической культуре или этнической традиции. Она меняется с течением времени, более того, различным группам внутри эт­носа в один и тот же период могут быть присущи разные карти­ны мира. Этническая картина мира представляет собой каждый раз как бы определенный ракурс этнической культуры и опре­деленный вариант кристаллизации этнической традиции.

Понятие "национальный характер". Введение этого понятия в научный оборот связано с признанием того факта, что каждому народу присущ свой, отличный от других пси­хологический склад. Художественная культура народа во­площает национальный характер в самобытных материаль­ных и духовных формах. Особенности национального харак­тера проявляются не только в произведениях народного твор­чества (песнях, танцах, сказках, изделиях декоративно-прикладного творчества и т.д.), но и в традиционных формах их бытования (календарных и семейных праздниках, обрядах, ритуалах и т.д.).

Научная школа исследования "национального характера зародилась в середине XX в. Однако современные исследования в области этнологии свидетельствуют, что попытки литературного описания характеров различных народов имели место еще в далекой древности. Описания жизни народов систематизировались даже в Римской империи. Они сделались базой "искусства управления народами", служили пособием для властей по вечно актуальному национальному вопросу. Традиция такого целенаправленного изучения из со­ображений политических была доведена до совершенства в Византии, в частности в труде императора Константина Багрянородного "Об управлении империей" (IX в.). Внешняя политика Византии строилась, в первую очередь, как политика приграничная, а потому предполагала манипулирование мас­сами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и "модели поведения", как сказал бы современный этнолог. Византийцы тщательно со­бирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах "варваров", об их военных силах, о торговых связях, об отношениях между ни­ми, о междоусобицах, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведе­ний строилась византийская дипломатия. Разумеется, поступала так не только одна Византия, и можно смело утверждать, что изучение национальных характеров проводилось на протяжении всей последующей истории.

Попытки определить понятие «национальный харак­тер» заняли у ученых несколько десятилетий. Но и по сей день, как считает С.В.Лурье, оно порой кажется мифо­логемой. По его мнению, широко распространенное убежде­ние, что члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики, могло быть неоспо­римым, если бы между учеными существовало согласие в том, о каких собственно "некоторых психологических харак­теристиках" здесь идет речь. "Наблюдение, что народы различны, — общее место. Но без ответа остается вопрос: дейст­вительно ли эти различия являются национальными разли­чиями, т.е. характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, т.е. разнятся ли они от одной нации к другой?" — задавали вопрос в 1960 г. антропологи X. Дайкер и Н. Фрей­да. В конце же 60-х гг. А. Инкельс и Д. Левенсон делали уже вполне пессимистичный вывод: "При нашем нынешнем огра­ниченном состоянии познания и исследовательской техноло­гии нельзя утверждать, что какая-либо нация имеет нацио­нальный характер". И сегодня состояние научных поисков в этой области большинство ученых характеризует как кризис­ное. Однако это вовсе не означает, что в ходе исследования психологических особенностей в поведении, стиле мышле­ния, мировоззрении, особенностях восприятия и реакций чле­нов различных этносов не было сделано никаких существен­ных открытий или было высказано мало плодотворных гипо­тез. Знание этих открытий и гипотез необходимо для понима­ния теоретических положений, составляющих основу исто­рической этнологии, а потому внимательно осмыслим исто­рию поиска тех составляющих национального характера, ко­торые можно было бы считать присущими всем членам этно­са. (См. книгу Лурье С.В. Историческая этнология).

Ф. Боаса утверждал, что не только наш язык, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим.

Особенности русского национального характера рас­крывались многими отечественными философами (Н.А.Бердяевым, И.А. Ильиным, В.С.Соловьевым и другими). Среди современных трудов назовем книгу К. Касьяновой "О русском национальном характере". Автор раскрывает не только характерные черты русского национального характера в исторической динамике, но и сосредотачивается на акту­альных проблемах развития национального самосознания русского народа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.