1 . В случаях , установленных законом , Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека , органы государственной власти , органы местного самоуправления , физические и юридические лица могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав , свобод и интересов других лиц и принимать участие в этих делах. При этом Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека , органы государственной власти , органы местного самоуправления должны предоставить административному суду доказательства , подтверждающие наличие уважительных причин , делающих невозможным самостоятельное обращение этих лиц в административный суд для защиты своих прав , свобод и интересов .
2 . С целью представительства интересов гражданина или государства в административном суде прокурор в пределах полномочий , определенных законом , обращается в суд с иском ( представлением) , участвует в рассмотрении дел по его искам , а также может вступить по своей инициативе в дело , производство в котором открыт по административному иску других лиц , на любой стадии его рассмотрения , подает апелляционную , кассационную жалобу , заявление о пересмотре судебного решения Верховным Судом Украины , о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам для представительства интересов гражданина или государства . При этом прокурор должен предоставить административному суду доказательства , подтверждающие невозможность гражданина самостоятельно осуществлять представительство своих интересов.
Прокурор , обращающийся в административный суд в интересах государства , в исковом заявлении ( представлении) самостоятельно определяет , в чем состоит нарушение интересов государства , и обосновывает необходимость их защиты , а также отмечает орган , уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных правоотношениях . В случае отсутствия такого органа или отсутствия у него полномочий по обращению в административный суд прокурор отмечает об этом в исковом заявлении и в таком случае прокурор приобретает статус истца.
3 . Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве законных представителей или вступить в дело по своей инициативе в целях выполнения возложенных на них полномочий.
комментарий :
Предмет регулирования и цели статьи
1 . Статья определяет особую категорию законных представителей - органов и лиц , которым законом предоставлено право защищать права , свободы и интересы других лиц. Их представительство , в отличие от других законных представителей , не основывается исключительно на том обстоятельстве , что лицо , в интересах которого действует представитель , имеет недостатки в административной процессуальной дееспособности . Статья закладывает процессуальную основу для реализации соответствующих законов , которые предоставляют возможность определенным органам и лицам действовать в интересах другого лица .
Органы и лица , которым законом предоставлено право защищать права , свободы и интересы других лиц
2 . Право на обращение в суд с иском и ( или) участвовать в административном деле с целью защиты интересов других лиц принадлежит органам и лицам , которым право защищать права , свободы и интересы других лиц в суде предоставлено законом или на основании закона. Такое право предоставляется в ограниченных случаях, в частности , для защиты лиц , которые самостоятельно вследствие уважительных причин не могут обратиться в суд за защитой своих прав , свобод или интересов , кругу лиц (например , членов объединений граждан ) , интересов государства.
3 . Согласно части первой комментируемой статьи в случаях , установленных законом , обращаться в административный суд с административными исками о защите прав , свобод и интересов других лиц и участвовать в этих делах могут :
1 ) Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека ;
2 ) прокурор ;
3 ) органы государственной власти;
4 ) органы местного самоуправления;
5 ) физические лица;
6 ) юридические лица.
Принимая во внимание положения части восьмой статьи 56 КАСУ , все они действуют в административном процессе в качестве законных представителей .
4 . Эти органы и лица самостоятельно определяют основания для участия в административном процессе в пределах соответствующего закона , но суд в каждом случае должен проверить наличие установленных законом оснований и в случае обнаружения, что у них нет полномочий обращаться от имени определенного лица , - должен вернуть исковое заявление (пункт 4 части третьей статьи 108 ) или в случае открытии производства по делу - оставить ее без рассмотрения (пункт 2 части первой статьи 155 КАСУ).
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека
5 . Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека имеет право обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина , которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно , а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке , установленных законом ( пункт 10 статьи 13 Закона Украины " Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека" от 23 декабря 1997 года). Поэтому законодательной основанием для участия Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в судебном процессе для защиты интересов другого лица является указанное положение . Такое участие реализуется в порядке , установленном процессуальным законом, в частности КАСУ.
Нужно обратить внимание на то , что на основании доверенности от Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в судебном процессе имеет право участвовать его представитель. В этом случае законным представителем физического лица будет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека , но его компетенцию по защите прав , свобод и интересов реализовывать представитель Уполномоченного . От самого физического лица в этом случае доверенности ни Уполномоченному , ни его представителю не нужно .
прокурор
6 . Статья 121 Конституции Украины уполномочивает прокуратуру осуществлять функцию представительства интересов гражданина или государства в суде в случаях , определенных законом .
В соответствии со статьей 361 Закона Украины " О прокуратуре " представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в суде заключается в осуществлении прокурорами от имени государства процессуальных и иных действий , направленных на защиту в суде интересов гражданина или государства в случаях , предусмотренных законом. Основанием представительства в суде интересов гражданина является его неспособность из-за физического или материального состояния или по другим уважительным причинам самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия , а интересов государства - наличие нарушений или угрозы нарушений экономических , политических и других интересов вследствие противоправных действий ( бездеятельности) физических или юридических лиц , которые совершаются в отношениях между ними или с государством .
7 . С учетом статьи 56 Закона Украины " О прокуратуре " в контексте комментируемой статьи прокурором являются: Генеральный прокурор Украины и его заместители , подчиненные прокуроры и их заместители , старшие помощники и помощники прокурора , начальники управлений и отделов , их заместители , старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов , действующие в пределах своей компетенции ( то есть к их служебных полномочий входит осуществление указанной выше функции прокуратуры в административном процессе ) . Полномочия указанных прокуроров , действующих в пределах своей компетенции , как законных представителей в административном судопроизводстве подтверждаются служебным удостоверением ( часть вторая статьи 58 КАСУ). Но суд также быть предоставлена информация о наличии компетенции у соответствующего прокурора ( обычно органы прокуратуры направляют в суды перечень соответствующих прокуроров за подписью руководителя ) . Полномочия других работников прокуратуры , осуществляющих от имени прокуратуры представительство интересов государства или гражданина в административном процессе , должны быть подтверждены доверенностью , выданной руководителем прокуратуры .
8 . Прокурор может участвовать в административном деле не только по собственной инициативе , а может быть вовлеченным и судом на основании части седьмой статьи 59 КАСУ - в случаях , если законный представитель лица вопреки его интересам , при условии , что прокурор уполномочен законом действовать в интересах такого лица.
9 . Необходимо иметь в виду , что согласно статье 21 Закона Украины " О прокуратуре " в случае отклонения протеста прокурора или его заместителя или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным . В этом случае прокурор по административному делу является истцом , а не законным представителем , а потому не должен определять орган или лицо , в интересах которого он обращается в суд с исковым заявлением ( см. пункт 2 постановления Пленума Высшего административного суда Украины " О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел " от 6 марта 2008 года N 2). Комментируемое статью в таких случаях применять не принадлежит.
Другие органы и лица
10 . Органами государственной власти и органами местного самоуправления , которым законом предоставлено право защищать права , свободы и интересы других лиц , является, в частности , органы опеки и попечительства .
В соответствии с пунктом 1.3 Правил опеки и попечительства, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по делам семьи и молодежи , Министерства здравоохранения Украины , Министерства образования Украины , Министерства труда и социальной политики Украины от 26 мая 1999 года N 34/166/131 / 88 , органами, принимающими решения по опеке и попечительству , являются районные , районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации , исполнительные комитеты городских , районных в городах , сельских , поселковых советов . В поселках и селах делами опеки и попечительства непосредственно ведают исполнительные комитеты сельских и поселковых советов .
Так , на основании статьи 65 ГКУ соответствующий орган опеки и попечительства осуществляет опеку или попечительство над физическим лицом в установлении опеки или попечительства и назначения опекуна или попечителя , что предусматривает также защиту прав , свобод или интересов такого лица в суде. Другим основанием участия органа опеки и попечительства по административному делу может быть часть седьмая статьи 59 КАСУ - в случаях , если законный представитель лица вопреки его интересам , суд может привлечь такой орган , если он уполномочен защищать интересы такого лица.
11 . Вот примеры законов , уполномочивающие юридических лиц без какой-либо доверенности участвовать в интересах другого лица , в том числе и по административным делам . Так , согласно статье 66 ГКУ , если над физическим лицом , которое находится в учебном заведении , учреждении здравоохранения или учреждении социальной защиты населения, не установлена опека или попечительство или не назначен опекун или попечитель , опеку или попечительство над ней осуществляет это учреждение . Похожее положение в отношении детей содержит статья 245 СКУ : если ребенок постоянно проживает в заведении здравоохранения , учебном или другом детском учреждении , функции опекуна и попечителя относительно нее возлагаются на администрацию этих учреждений .
В соответствии со статьей 20 Закона Украины " Об объединении граждан" от 16 июня 1992 для осуществления целей и задач , определенных в уставных документах , зарегистрированные объединения граждан пользуются правом представлять и защищать интересы своих членов ( участников) в государственных органах , то есть и в суде. В частности , профсоюзы , их объединения осуществляют представительство и защиту трудовых , социально - экономических прав и интересов членов профсоюзов , а также имеют право представлять интересы своих членов при реализации ими конституционного права на обращение за защитой своих прав в судебные органы ( статья 19 Закона Украины " О профессиональных союзах , их правах и гарантиях деятельности " от 15 сентября 1999 года). В вопросах индивидуальных прав и интересов своих членов профсоюзы осуществляют представительство и защиту в порядке , предусмотренном законодательством и их уставами . Очевидно , что во всех этих случаях подтвердить свои представительские полномочия в отношении лица объединения граждан имеет своими уставными документами , а также следует подтвердить факт членства лица в соответствующем объединении.
Закон Украины " Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 года предоставляет право общественным природоохранным объединениям подавать в суд иски о возмещении вреда , причиненного в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды , в частности здоровью граждан. Поэтому если эти требования объединены с требованием решить публично - правовой спор , то это будет административный иск ( часть вторая статьи 21 КАСУ).
12 . А вот примеры законов , уполномочивающие физических лиц без какой-либо доверенности участвовать в интересах другого лица , в том числе по административным делам . Согласно СКУ представлять совершеннолетнего трудоспособного человека могут на основании закона :
1 ) отец и мать ( часть вторая статьи 154 ) ;
2 ) баба и дед ( часть вторая статьи 258 ) ;
3 ) сестра , брат , мачеха , отчим ( часть вторая статьи 262).
А совершеннолетние дочь , сын могут быть законными представителями нетрудоспособных , немощных родителей ( часть вторая статьи 172 СКУ).
Во неработоспособной соответствии с частью третьей статьи 75 СКУ необходимо понимать лицо , достигшее пенсионного возраста , установленного законом , или является инвалидом I , II или III группы .
Законным представителем лица , признанного судом безвестно отсутствующим , является опекун , назначенный для опеки над его имуществом , - но только по делам , связанным с имуществом такого лица , или если по результатам рассмотрения дела на такое имущество может быть обращено взыскание ( часть третья статьи 44 ГКУ). В соответствии со статьей 44 ГКУ на основании решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим нотариус по последнему месту его проживания описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку . Опекун над имуществом физического лица , признанного безвестно отсутствующим , принимает исполнение гражданских обязанностей в его пользу , погашает за счет его имущества долги , управляет этим имуществом в его интересах. При обращении опекуна в суд за защитой прав , свобод и интересов безвестно отсутствующего лица такое лицо в заявлении отмечается стороной , третьим лицом и т.п. .
Законным представителем наследников умершего или объявленного умершим , если наследство еще никем не принято , является исполнитель завещания или другое лицо, принимает меры по охране наследственного имущества , - но лишь по делам , связанным с имуществом такого лица , или если по результатам рассмотрения дела на такое имущество может быть обращено взыскание ( статьи 1283, 1284 ГКУ). Наследники как участники процесса в таких делах не обязательно должны быть персонифицированы , если их круг еще неизвестно . Исполнителем завещания является лицо, которое назначил наследодатель . Согласно статье 1286 ГКУ завещатель может поручить исполнение завещания физическому лицу с полной гражданской дееспособностью или юридическому лицу ( исполнителю завещания) . Если завещание составлено в пользу нескольких лиц , выполнение завещания может быть поручено любому из них. Если завещание составлено в пользу одного лица , выполнение завещания может быть возложено на лицо , которое не является наследником по завещанию . Если завещатель не назначил исполнителя завещания или если лицо , которое было им назначено , отказалось от исполнения завещания или было отстранено от исполнения завещания , наследники имеют право избрать исполнителя из числа наследников или назначить исполнителем завещания другое лицо. Если наследники не могут достигнуть согласия относительно назначения исполнителя завещания , он по требованию одного из них может быть назначен судом. Кроме того , согласно статье 1288 ГКУ , исполнитель завещания может быть назначен нотариусом по месту открытия наследства , если завещатель не назначил исполнителя завещания или если исполнитель завещания отказался от исполнения завещания был отстранен от его выполнения и если этого требуют интересы наследников . Полномочия исполнителя завещания удостоверяются документом , который выдает нотариус по месту открытия наследства. Другим лицом, принимает меры по охране наследственного имущества , может быть нотариус по месту открытия наследства , а в населенных пунктах , где нет нотариуса , - соответствующие органы местного самоуправления.
Процессуальные формы участия
13 . Часть первая комментируемой статьи необходимо толковать так , что органы и лица , которым законом предоставлено право защищать права , свободы и интересы других лиц , по делам , где необходимо осуществлять такую защиту , не только могут подавать административный иск , но и принимать в них участие , в том числе и как законные представители третьего лица или даже ответчика ( например , Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека может представлять интересы иностранца , в отношении которого подан иск о его выдворении ) .
Это означает также , что такие органы и лица имеют право обжаловать судебное решение или инициировать его пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам , если судебное решение непосредственно касается прав , свобод или интересов лица, которое они имеют право защищать , даже в случаях , если они не принимали участия в этом деле раньше.