Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Субъекты административного процесса



В общетеоретическом понимании субъектом (от латинского subjectus - тот, кто находится в основе) признается носитель предметно - практической деятельности и познания ( индивид или социальная группа ) , источник активности , направленные на объект .

В свою очередь , в теории права субъект права - это лицо (физическое или юридическое ) , что по закону обладает способностью иметь и реализовывать непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью ) .

 

Правосубъектностью , включающей правоспособность и дееспособность , наделены как субъекты материальных административно - правовых отношений , так и субъекты процессуальных административно - правовых отношений .

 

Административно - процессуальная правоспособность - это способность иметь юридические права и обязанности в административном процессе . Она признается за всеми гражданами Украины , иностранцами , лицами без гражданства , а также за органами государственной власти , другими государственными органами , органами власти Автономной Республики Крым , органами местного самоуправления , их должностными и служебными лицами , предприятиями , учреждениями , организациями, являющимися юридическими лицами .

 

Административная процессуальная правоспособность возникает у граждан с момента их рождения и прекращается смертью. У юридических лиц она возникает с момента их создания и прекращается их ликвидацией. Для участия в административном процессе помимо общей административной процессуальной правоспособности необходима также наличие конкретной административной процессуальной правоспособности в данном конкретном деле .

 

Чтобы лично участвовать в рассмотрении дела, недостаточно иметь только административную процессуальную правоспособность . Необходимым для участника дела также владения административной процессуальной дееспособностью.

 

Административно - процессуальная дееспособность - это способность лично осуществлять свои административные процессуальные права и обязанности , в том числе поручать ведение дела представителю .

 

Она принадлежит физическим лицам , которые: 1 ) достигшие совершеннолетия ; 2) не признаны судом недееспособными. Также она может принадлежать физическим лицам до достижения совершеннолетия в спорах по поводу публично - правовых отношений , в которых они в соответствии с законодательством могут самостоятельно участвовать.

 

Административной процессуальной дееспособностью наделяются также органы публичной власти , органы власти Автономной Республики Крым , их должностные и служебные лица , предприятия , учреждения , организации ( юридические лица) .

 

Составной процессуальной дееспособности является административно - процессуальная деликтоспособность , т.е. способность субъекта нести ответственность за нарушение административно - процессуальных норм юридической ответственности .

 

Необходимо разграничить понятия " субъект административного процесса" и " субъект административно - процессуальных правоотношений * .

 

Субъект административного процесса имеет потенциальную способность вступать в административно - процессуальные правоотношения . В конкретном случае он может и не быть участником указанных правоотношений .

 

Субъект административно - процессуальных правоотношений - это фактический участник правовых связей в сфере публичного управления , т.е. он обязательно берет в них участие.

 

Важно отметить , что субъект административного процесса характеризуется внешней обособленностью . Он выступает в виде единого лица , способной , в соответствии со своими процессуальных прав и обязанностей , иметь , выражать и осуществлять определенную свободу как участник конкретных отношений .

 

Одной из особенностей процессуальных административно - правовых отношений является то , что в них могут принимать участие субъекты , которые не принимают участия в материальных административно - правовых отношениях , например прокурор , суд .

 

Субъекты административного процесса , в зависимости от своих процессуальных функций , подразделяются на: те , которые наделены властными полномочиями , непосредственно имеют право осуществлять производство , то есть " лидирующие субъекты " , им государство предоставило широкие права и положила на них значительные обязанности ; те , которые имеют " заинтересованную " позицию по ходу и последствиям в индивидуальной делу ; те , которые занимают " пассивную " позицию по ходу и последствиям в индивидуальной деле , они привлекаются к участию в ней , поскольку это необходимо для выяснения истины , наиболее полного и всестороннего установления всех обстоятельств по делу. Причем приведенный разделение субъектов процесса имеет место во всех видах административных производств с некоторыми уточнениями функциональных полномочий относительно конкретного производства .

 

Характерной особенностью административного процесса является то , что в отдельных случаях решения конкретного дела может происходить без участия лиц, содействующих субъектам , наделенным властными полномочиями относительно соответствующего административного производства. Таких субъектов принято делить на обязательных и факультативных субъектов административно - процессуальных правоотношений .

 

На сегодня институт субъектов административного процесса достаточно основательно исследован в теории административного процесса . Теоретиками административного процесса предложены различные классификации субъектов процессуальных правоотношений в зависимости от того, что вкладывается каждым из них в его содержание . Например , С. М. Махина предложила следующую классификацию :

 

В управленческом процессе участвуют три группы субъектов .

 

Первая группа - наделены собственными полномочиями (сторона , которая управляет ) - Президент Украины , высшие должностные лица , высшие органы исполнительной власти.

 

Вторая группа - это субъекты , на которых распространяется властное влияние ( управляемая сторона). К ним относятся физические и юридические лица , которые не наделены властными полномочиями в сфере управления .

 

К третьей группе автор включает субъектов одновременно обладают властными полномочиями и находятся под руководством влиянием . Должностные лица, государственные и муниципальные служащие , структурные подразделения органов государственной власти и Ин.1

 

Что касается административного процесса как формы принудительного воздействия , то , как отмечает Н. Г. Салищева , его субъектов можно разделить на две группы.

 

К первой группе относятся субъекты , непосредственно заинтересованные в результатах юридического процесса , чьи интересы и субъективные права подлежат защите всеми процессуальными способами и приемами.

 

Ко второй группе относятся лидирующие субъекты , выполняющие свои функции в чужом интересе , с целью законного и обоснованного решения по делу, которое рассматривается .

 

В. К. Колпаков выделяет пять групп субъектов административного процесу2 :

 

1 ) граждане ;

2 ) исполнительно- распорядительные органы и структурные части их аппарата ;

3 ) объединения граждан и их органы , а также органы самоорганизации населения, имеющих административно - процессуальную правосубъектность ;

4 ) государственные служащие , служащие органов местного самоуправления , должностные лица, наделенные административно - процессуальными правами и обязанностями ;

5 ) другие государственные органы и их должностные лица . Особое место среди них занимают граждане. Они : во-первых , являются носителями прав и обязанностей (в том числе и административно - процессуальных ) в любой публично - управленческой сферы ( хозяйственной , социально - культурной , административной , политической ) ;

 

во-вторых , специфика общеправового статуса граждан обусловливает обязанность всех субъектов административного процесса обеспечивать соблюдение их (граждан) прав;

 

в-третьих , в отличие от других субъектов , граждане не являются компетентными решать административные дела (если не наделены специальными полномочиями , но в таком случае они принадлежат к другой категории субъектов) ;

 

в-четвертых , граждане не могут вступать в административно - процессуальные отношения непосредственно друг с другом.

 

Исполнительно- распорядительные органы как субъекты административного процесса характеризуются прежде всего тем , что решают индивидуально - конкретные дела. Административно - процессуальная правосубъектность исполнительно- распорядительных органов при этом разная. Она делится на общую , отраслевую и специальную.

 

Общую правосубъектность имеют органы , в компетенцию которых входит решение широкого круга дел , независимо от их отраслевой принадлежности . К ним относятся , например , местные государственные администрации , органы местного самоуправления.

 

Отраслевую правосубъектность имеют органы , в задачи которых входит решение дел в пределах области . Это , например , департаменты , службы , отделы министерств.

 

Специальную правосубъектность имеют органы , созданные специально для решения узкого круга дел , например административная комиссия районной государственной администрации.

 

Учитывая современные тенденции развития административно - процессуального законодательства и теоретические исследования ученых- администра - тивистив систему субъектов административного процесса можно представить следующим образом :

 

- Граждане , иностранные граждане и лица без гражданства ;

- Государственные органы , предприятия и учреждения ;

- Общественные объединения и другие негосударственные организации , предприятия и учреждения ;

- Государственные служащие;

- Служащие общественных объединений и других негосударственных формирований.

 

Граждане , иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса . Они выступают в административном процессе как :

 

- Лицо, возбудила административное дело перед органом , который имеет право на ее решение , в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей;

- Сторона административного спора, заявила в органе , правомочному рассматривать административное дело , требования о защите нарушенного или оспариваемого права , или сторона , которой предъявлен иск из-за нарушения или оспаривания ею прав заявителя;

- Третье лицо , то есть лицо, как заявила самостоятельное требование на предмет спора , так и не заявила такого требования , но присоединилась к требованиям одной из сторон ;

- Уполномоченный представитель , если иное не предусмотрено законодательством ;

- Лица , привлекаемого к административной ответственности ;

- Потерпевший , то есть лицо , которому административным правонарушением причинен моральный , физический или материальный вред ;

- Лицо, защищает права и интересы других лиц ;

- Свидетель , переводчик , эксперт.

 

В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику , обусловленную ролью , которую выполняет гражданин в процессе . Законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности , признавая за гражданами административно - процессуальную правоспособность и административно - процессуальную дееспособность .

 

Государственные органы , предприятия и учреждения . им принадлежит особая роль в сфере публично - правовых отношений . Органы законодательной (представительной ) власти , органы исполнительной власти , суды , прокуратура той или иной степени имеют права по решению конкретных административных дел . Государственные органы , прежде всего органы исполнительной власти , могут выступать в административном процессе как : органы, рассматривают и решают административное дело ; органы , которые , осуществляя свои функции , возбуждают дело перед органом, имеющим право на ее решение ; стороны административно - правового спора , третьи лица; органы , защищающие права и законные интересы других лиц (органов , учреждений , организаций) . Государственные предприятия, учреждения , объединения и другие юридические лица по тем же основаниям , что и государственные органы , могут быть участниками административного процесса .

 

Общественные объединения и другие негосударственные организации , предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе как : негосударственное формирование ( организация и т.д.) , которая , осуществляя свои функции , возбудила административное дело перед органом, имеющим право ее решать ; сторона административного спора ; третье лицо ; организация, защищающая права и интересы других лиц ; организация , которая решает административное дело в случаях и пределах , установленных законодательством.

 

Государственные служащие. Как субъекты административного процесса служащие могут выступать в качестве: должностного лица, рассматривает и принимает решения по административному делу ; должностного лица , которая, осуществляя свои функции , возбудила административное дело перед органом, имеющим право на ее решение ; стороны административно - правового спора; представителя государственного органа , государственного предприятия , учреждения ; третьего лица ; лица , привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности .

 

Служащие общественных объединений и других негосударственных формирований. Наделены административными правами и обязанностями негосударственные служащие могут выступать в административном процессе как : служащий , который , осуществляя служебные функции , нарушил административное дело перед органом , который имеет право на ее решение ; сторона административно - правового спора; представитель общественного объединения или иного негосударственного формирования; третье лицо ; служащий, рассматривает и принимает решения по административному делу в случаях , предусмотренных законодательством; лицо , привлекаемое к административной ответственности в случаях , предусмотренных законом. В предусмотренных законодательством случаях участниками административного процесса могут выступать представители общественных объединений , организаций , например профсоюзов , обществ защиты прав потребителей , товарищеских судов и т.п. .

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.