В общетеоретическом понимании субъектом (от латинского subjectus - тот, кто находится в основе) признается носитель предметно - практической деятельности и познания ( индивид или социальная группа ) , источник активности , направленные на объект .
В свою очередь , в теории права субъект права - это лицо (физическое или юридическое ) , что по закону обладает способностью иметь и реализовывать непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью ) .
Правосубъектностью , включающей правоспособность и дееспособность , наделены как субъекты материальных административно - правовых отношений , так и субъекты процессуальных административно - правовых отношений .
Административно - процессуальная правоспособность - это способность иметь юридические права и обязанности в административном процессе . Она признается за всеми гражданами Украины , иностранцами , лицами без гражданства , а также за органами государственной власти , другими государственными органами , органами власти Автономной Республики Крым , органами местного самоуправления , их должностными и служебными лицами , предприятиями , учреждениями , организациями, являющимися юридическими лицами .
Административная процессуальная правоспособность возникает у граждан с момента их рождения и прекращается смертью. У юридических лиц она возникает с момента их создания и прекращается их ликвидацией. Для участия в административном процессе помимо общей административной процессуальной правоспособности необходима также наличие конкретной административной процессуальной правоспособности в данном конкретном деле .
Чтобы лично участвовать в рассмотрении дела, недостаточно иметь только административную процессуальную правоспособность . Необходимым для участника дела также владения административной процессуальной дееспособностью.
Административно - процессуальная дееспособность - это способность лично осуществлять свои административные процессуальные права и обязанности , в том числе поручать ведение дела представителю .
Она принадлежит физическим лицам , которые: 1 ) достигшие совершеннолетия ; 2) не признаны судом недееспособными. Также она может принадлежать физическим лицам до достижения совершеннолетия в спорах по поводу публично - правовых отношений , в которых они в соответствии с законодательством могут самостоятельно участвовать.
Административной процессуальной дееспособностью наделяются также органы публичной власти , органы власти Автономной Республики Крым , их должностные и служебные лица , предприятия , учреждения , организации ( юридические лица) .
Составной процессуальной дееспособности является административно - процессуальная деликтоспособность , т.е. способность субъекта нести ответственность за нарушение административно - процессуальных норм юридической ответственности .
Необходимо разграничить понятия " субъект административного процесса" и " субъект административно - процессуальных правоотношений * .
Субъект административного процесса имеет потенциальную способность вступать в административно - процессуальные правоотношения . В конкретном случае он может и не быть участником указанных правоотношений .
Субъект административно - процессуальных правоотношений - это фактический участник правовых связей в сфере публичного управления , т.е. он обязательно берет в них участие.
Важно отметить , что субъект административного процесса характеризуется внешней обособленностью . Он выступает в виде единого лица , способной , в соответствии со своими процессуальных прав и обязанностей , иметь , выражать и осуществлять определенную свободу как участник конкретных отношений .
Одной из особенностей процессуальных административно - правовых отношений является то , что в них могут принимать участие субъекты , которые не принимают участия в материальных административно - правовых отношениях , например прокурор , суд .
Субъекты административного процесса , в зависимости от своих процессуальных функций , подразделяются на: те , которые наделены властными полномочиями , непосредственно имеют право осуществлять производство , то есть " лидирующие субъекты " , им государство предоставило широкие права и положила на них значительные обязанности ; те , которые имеют " заинтересованную " позицию по ходу и последствиям в индивидуальной делу ; те , которые занимают " пассивную " позицию по ходу и последствиям в индивидуальной деле , они привлекаются к участию в ней , поскольку это необходимо для выяснения истины , наиболее полного и всестороннего установления всех обстоятельств по делу. Причем приведенный разделение субъектов процесса имеет место во всех видах административных производств с некоторыми уточнениями функциональных полномочий относительно конкретного производства .
Характерной особенностью административного процесса является то , что в отдельных случаях решения конкретного дела может происходить без участия лиц, содействующих субъектам , наделенным властными полномочиями относительно соответствующего административного производства. Таких субъектов принято делить на обязательных и факультативных субъектов административно - процессуальных правоотношений .
На сегодня институт субъектов административного процесса достаточно основательно исследован в теории административного процесса . Теоретиками административного процесса предложены различные классификации субъектов процессуальных правоотношений в зависимости от того, что вкладывается каждым из них в его содержание . Например , С. М. Махина предложила следующую классификацию :
В управленческом процессе участвуют три группы субъектов .
Первая группа - наделены собственными полномочиями (сторона , которая управляет ) - Президент Украины , высшие должностные лица , высшие органы исполнительной власти.
Вторая группа - это субъекты , на которых распространяется властное влияние ( управляемая сторона). К ним относятся физические и юридические лица , которые не наделены властными полномочиями в сфере управления .
К третьей группе автор включает субъектов одновременно обладают властными полномочиями и находятся под руководством влиянием . Должностные лица, государственные и муниципальные служащие , структурные подразделения органов государственной власти и Ин.1
Что касается административного процесса как формы принудительного воздействия , то , как отмечает Н. Г. Салищева , его субъектов можно разделить на две группы.
К первой группе относятся субъекты , непосредственно заинтересованные в результатах юридического процесса , чьи интересы и субъективные права подлежат защите всеми процессуальными способами и приемами.
Ко второй группе относятся лидирующие субъекты , выполняющие свои функции в чужом интересе , с целью законного и обоснованного решения по делу, которое рассматривается .
В. К. Колпаков выделяет пять групп субъектов административного процесу2 :
1 ) граждане ;
2 ) исполнительно- распорядительные органы и структурные части их аппарата ;
3 ) объединения граждан и их органы , а также органы самоорганизации населения, имеющих административно - процессуальную правосубъектность ;
4 ) государственные служащие , служащие органов местного самоуправления , должностные лица, наделенные административно - процессуальными правами и обязанностями ;
5 ) другие государственные органы и их должностные лица . Особое место среди них занимают граждане. Они : во-первых , являются носителями прав и обязанностей (в том числе и административно - процессуальных ) в любой публично - управленческой сферы ( хозяйственной , социально - культурной , административной , политической ) ;
во-вторых , специфика общеправового статуса граждан обусловливает обязанность всех субъектов административного процесса обеспечивать соблюдение их (граждан) прав;
в-третьих , в отличие от других субъектов , граждане не являются компетентными решать административные дела (если не наделены специальными полномочиями , но в таком случае они принадлежат к другой категории субъектов) ;
в-четвертых , граждане не могут вступать в административно - процессуальные отношения непосредственно друг с другом.
Исполнительно- распорядительные органы как субъекты административного процесса характеризуются прежде всего тем , что решают индивидуально - конкретные дела. Административно - процессуальная правосубъектность исполнительно- распорядительных органов при этом разная. Она делится на общую , отраслевую и специальную.
Общую правосубъектность имеют органы , в компетенцию которых входит решение широкого круга дел , независимо от их отраслевой принадлежности . К ним относятся , например , местные государственные администрации , органы местного самоуправления.
Отраслевую правосубъектность имеют органы , в задачи которых входит решение дел в пределах области . Это , например , департаменты , службы , отделы министерств.
Специальную правосубъектность имеют органы , созданные специально для решения узкого круга дел , например административная комиссия районной государственной администрации.
Учитывая современные тенденции развития административно - процессуального законодательства и теоретические исследования ученых- администра - тивистив систему субъектов административного процесса можно представить следующим образом :
- Граждане , иностранные граждане и лица без гражданства ;
- Государственные органы , предприятия и учреждения ;
- Общественные объединения и другие негосударственные организации , предприятия и учреждения ;
- Государственные служащие;
- Служащие общественных объединений и других негосударственных формирований.
Граждане , иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса . Они выступают в административном процессе как :
- Лицо, возбудила административное дело перед органом , который имеет право на ее решение , в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей;
- Сторона административного спора, заявила в органе , правомочному рассматривать административное дело , требования о защите нарушенного или оспариваемого права , или сторона , которой предъявлен иск из-за нарушения или оспаривания ею прав заявителя;
- Третье лицо , то есть лицо, как заявила самостоятельное требование на предмет спора , так и не заявила такого требования , но присоединилась к требованиям одной из сторон ;
- Уполномоченный представитель , если иное не предусмотрено законодательством ;
- Лица , привлекаемого к административной ответственности ;
- Потерпевший , то есть лицо , которому административным правонарушением причинен моральный , физический или материальный вред ;
- Лицо, защищает права и интересы других лиц ;
- Свидетель , переводчик , эксперт.
В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику , обусловленную ролью , которую выполняет гражданин в процессе . Законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности , признавая за гражданами административно - процессуальную правоспособность и административно - процессуальную дееспособность .
Государственные органы , предприятия и учреждения . им принадлежит особая роль в сфере публично - правовых отношений . Органы законодательной (представительной ) власти , органы исполнительной власти , суды , прокуратура той или иной степени имеют права по решению конкретных административных дел . Государственные органы , прежде всего органы исполнительной власти , могут выступать в административном процессе как : органы, рассматривают и решают административное дело ; органы , которые , осуществляя свои функции , возбуждают дело перед органом, имеющим право на ее решение ; стороны административно - правового спора , третьи лица; органы , защищающие права и законные интересы других лиц (органов , учреждений , организаций) . Государственные предприятия, учреждения , объединения и другие юридические лица по тем же основаниям , что и государственные органы , могут быть участниками административного процесса .
Общественные объединения и другие негосударственные организации , предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе как : негосударственное формирование ( организация и т.д.) , которая , осуществляя свои функции , возбудила административное дело перед органом, имеющим право ее решать ; сторона административного спора ; третье лицо ; организация, защищающая права и интересы других лиц ; организация , которая решает административное дело в случаях и пределах , установленных законодательством.
Государственные служащие. Как субъекты административного процесса служащие могут выступать в качестве: должностного лица, рассматривает и принимает решения по административному делу ; должностного лица , которая, осуществляя свои функции , возбудила административное дело перед органом, имеющим право на ее решение ; стороны административно - правового спора; представителя государственного органа , государственного предприятия , учреждения ; третьего лица ; лица , привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности .
Служащие общественных объединений и других негосударственных формирований. Наделены административными правами и обязанностями негосударственные служащие могут выступать в административном процессе как : служащий , который , осуществляя служебные функции , нарушил административное дело перед органом , который имеет право на ее решение ; сторона административно - правового спора; представитель общественного объединения или иного негосударственного формирования; третье лицо ; служащий, рассматривает и принимает решения по административному делу в случаях , предусмотренных законодательством; лицо , привлекаемое к административной ответственности в случаях , предусмотренных законом. В предусмотренных законодательством случаях участниками административного процесса могут выступать представители общественных объединений , организаций , например профсоюзов , обществ защиты прав потребителей , товарищеских судов и т.п. .