Теория доказательств - важнейшая часть науки уголовного процесса, а доказательственное право - часть уголовно-процессуального права. Студентам необходимо уяснить, что теория доказательств - собирательная наука различных отраслей знаний - гносеологии, уголовного процесса, права, криминалистики и др. С учетом роли и сущности доказательственного права и теории доказательств их следует рассматривать как подотрасль права и науки, имеющих специфику предмета, метода и системы (ч.ч, Общая и Особенная).
Для уяснения сущности доказательственного права и теории доказательств нужно знать понятие доказательства - вопрос дискуссионный и сложный - и требований, которым доказательства отвечают. Уяснить, что цель доказывания на всех стадиях – объективная, истина (как совокупность выводов по обстоятельствам совершенного преступления, отражающего действительность и строящихся на доказательствах). Знать содержание предмета доказывания как обязательной совокупности обстоятельств, которые нужно установить по делу, и пределов доказывания как необходимого и достаточного количества доказательств. Студенты должны хорошо знать процесс доказывания и его содержание по элементам: собирание, проверка, оценка доказательств. Обратить особое внимание на оценку доказательств и ее принципы (ст.17 УПК).
При изучении источников доказательств исходить из исчерпывающего их перечня и обязательности соблюдения требований закона при их получении в ходе следственного действия; а также их процессуального закрепления. Обратить внимание на особенности собирания, проверки и оценки каждого вида доказательств.
Тема № 5. Меры процессуального принуждения.
По теме необходимо уяснять сущность и необходимость мер процессуального принуждения как реализацию метода принуждения и гарантий обеспечения исполнения норм права. Уяснить классификацию мер принуждения (4 группы) и соотношение с мерами пресечения. Далее выяснить и проанализировать по закону основания, цели мер пресечения. При изучении конкретных мер пресечения разграничить их на общие и специальные (по субъекту - военнослужащие и несовершеннолетние).
Студентам необходимо изучить основания, условия, порядок и гарантии избрания каждой из мер пресечения. Разграничить применение мер пресечения к обвиняемому и подозреваемому.
Анализируя заключение под стражу, подробно знать дополнительные условия ее избранию; сроки заключения под стражу; прокурорский надзор и судебный контроль как важнейшие гарантии законности избрания заключения под стражу и возможности продления срока.
Тема № 6. Ходатайства и жалобы
Студенты должны выработать понимание ходатайства как обращение участников к соответствующим органам, имеющего целью защиты прав и законных интересов. Уяснить необходимо и требования закона о последствиях заявления ходатайства: либо удовлетворение, либо мотивированный отказ с возможностью его обжалования, а также сроки рассмотрения ходатайства (ст. 121). Обратить внимание на процедуру подачи и рассмотрения жалобы (ст.ст. 123, 124 УПК).
Учитывая, что на практике возникает немало спорных ситуаций при реализации права на обжалование, студентам следует ознакомиться с рекомендациями Пленума Верховного Суда РФ (пост. ПВС РФ от 10.02.2009 г. №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ»).
Процессуальные сроки необходимо рассматривать, как установленные в законе моменты или периоды времени для совершения определенных процессуальных действий. При этом важно знать порядок исчисления сроков (часами, сутками, месяцами), продления и восстановления сроков.
Изучая процессуальные издержки, студент должен усвоить виды расходов, относящихся к издержкам (ст. 131 УПК), а также случаи взыскания процессуальных издержек с осужденных или возмещения за счет средств федерального бюджета.