Уголовный процесс: учебно-методический комплекс дисциплины ОПД.Ф.12 Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) по специальности 030501 – Юриспруденция. Н.Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2009 –93 с.
Составители:Ижнина Л.П. – кандидат юридических наук, доцент;
Марфицин П.Г. – доктор юридических наук, профессор;
Обидина Л.Б. - кандидат юридических наук, доцент;
Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Г.Н. Королев,
доктор юридических наук, профессор А.В. Агутин
Обсужден и рекомендован к опубликованию на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского 1 сентября 2009 г.
Методические рекомендации по изучению курса…………………………………………....48
Методические указания по изучению отдельных тем ………………………………………49
Планы семинарских занятий для дневного отделения ……………………………………...56
Планы семинарских занятий для дневного отделения СФО………………………………...70
Вопросы к зачету……………………………………………………………………………….81
Вопросы к экзамену……………………………………………………………………………83
Методические рекомендации по написанию контрольных работ…………………………..86
Критерии оценок………………………………………………………………………………..90
Примерная тематика курсовых и дипломных работ………………………………………....91
Пояснительная записка
Во всех высших юридических образовательных учреждениях уголовный процесс относится к числу профилирующих учебных дисциплин.
Уголовный процесс как учебная дисциплина изучает:
– уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регламентирующих порядок деятельности государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, суда по расследованию и разрешению уголовных дел, а также правоотношения, возникающие между ними и участниками уголовного судопроизводства;
– практику применения уголовно-процессуальных норм правоохранительными органами и судами;
– толкование уголовно-процессуальных норм, осуществляемое Конституционным Судом РФ, и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в сфере уголовного судопроизводства; теоретические рекомендации по наиболее актуальным вопросам правоприменения.
Система и содержание учебной дисциплины «Уголовный процесс» определяется ее программой, которая разделена на два основных блока – общую и особенную части. Следует иметь ввиду, что эти части составляют органическое единство, а это требует определенной системности при изучении учебного материала. Рассматривая вопросы особенной части, невозможно обойтись без привлечения знаний, полученных по общей части уголовного процесса. Отсюда следует необходимость строгой последовательности в освоении предусмотренного программой учебного материала.
Юридический характер дисциплины предопределяет тщательный анализ обучаемыми нормативного материала – законов, устанавливающих порядок уголовного судопроизводства, Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что в связи с принятием УПК Российской Федерации, многие институты уголовного судопроизводства подверглись существенным изменениям или получили заметное развитие. Это обусловливает необходимость их исследования, как с позиции теоретического анализа, так и практики применения. Именно этим объясняется целесообразность теоретического переосмысления и уточнения некоторых научных взглядов, изучения новых концепций и идей.
Другая особенность дисциплины состоит в динамичности уголовно-процессуального права. В связи с этим необходимо постоянно и внимательно следить за изменениями уголовно-процессуального законодательства, изучать курс по учебникам наиболее поздних изданий, использовать научные комментарии к УПК Российской Федерации, а также следить за публикациями в периодических изданиях.
Целями освоения дисциплины «Уголовный процесс» состоит в изучении производства по уголовным делам, в познании одного из важных направлений деятельности таких правоохранительных органов, как суд, прокуратура, органы предварительного следствия и органы дознания, ее пределов и порядка, а равно тех прав и обязанностей, которыми наделены должностные лица этих органов и граждане, вовлекаемые в том или ином качестве в производство по уголовным делам.
Задачи дисциплины:
– уяснение изучающими положений теории уголовного процесса, деятельности суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания;
– выработка у студентов умения и навыков применения уголовно-процессуальных норм;
– привитие навыков принятия процессуальных решений, а также подготовки процессуальных документов;
– сформирование у обучаемых убежденности в необходимости точного и неуклонного исполнения и соблюдения при производстве по уголовному делу каждой нормы уголовно-процессуального права, а также защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;
– уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регламентирующих порядок деятельности государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, суда по расследованию и разрешению уголовных дел, а также правоотношения, возникающие между ними и участниками уголовного судопроизводства;
Материал курса «Уголовный процесс» изучается на лекциях, семинарских и практических занятиях. Студенты готовят также курсовую работу. Изучение всего курса завершается итоговым экзаменом. Кроме того, дисциплина «Уголовный процесс» выносится на государственную аттестацию.
Важную роль в усвоении курса играет самостоятельное изучение учебного материала. Приобретение навыков самостоятельной работы поможет обучаемым в их профессиональной деятельности. Они должны уметь анализировать законы, ведомственные нормативные акты и литературу, обобщать теорию и практику уголовного судопроизводства.
Профессия юриста выражается в его мышлении, знаниях, умениях и навыках, которые формируются в результате обучения и самообучения. Будущий юрист обязан:
- порядок деятельности по возбуждению, рассмотрению и разрешению уголовных дел и их процессуальное оформление;
- основные способы защиты прав граждан в уголовном процессе;
- основные теоретические положения уголовного судопроизводства,
· уметь:
· толковать и правильно применять уголовно-процессуальные нормы в условиях недостаточной правовой урегулированности отдельных вопросов;
· осуществлять предварительное расследование преступлений, принимать уголовно-процессуальные решения, осуществлять следственные и иные процессуальные действия;
· определять направления и формы взаимодействия должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, с другими правоохранительными органами.
применять уголовно-процессуальный закон,
владеть:
· навыками работы с законодательными и иными нормативными источниками, регламентирующими вопросы, связанные с уголовным судопроизводством;
· навыками разрешения проблемных ситуаций при расследовании и разрешении уголовных дел по различным вопросам правоприменения;
· навыками оценки доказательств при принятии процессуальных решений;
● навыками принятия процессуальных решений по уголовным делам.
● основные теоретические положения уголовного судопроизводства,
Структура и содержание дисциплины «уголовный процесс» для дневного отделения
Общая часть
№ п/п
Наименование темы
Всего
Лекции
Семинары
1.
Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
2.
Уголовно-процессуальное законодательство
3.
Принципы уголовного судопроизводства и иные основные положения
4.
Участники уголовного судопроизводства
5.
Доказательства и доказывание
6.
Меры процессуального принуждения
7.
Ходатайства и жалобы
8.
Процессуальные сроки. Процессуальные издержки
9.
Реабилитация
Итого:
Особенная часть
10.
Возбуждение уголовного дела
11.
Предварительное расследование. Общие условия предварительного расследования
12.
Следственные действия
13.
Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
14.
Приостановление и возобновление предварительного следствия
15.
Окончание предварительного расследования
16.
Назначение и подготовка к судебному заседанию
17.
Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства
18.
Особый порядок производства в суде первой инстанции. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей
19.
Производство в суде второй инстанции
20.
Исполнение приговора
21.
Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
22.
Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
23.
Международное сотрудничество в сфере
уголовного судопроизводства
24.
Уголовный процесс зарубежных государств
Итого:
Всего
Структура и содержание дисциплины «уголовный процесс»
для дневного отделения СФО
Общая часть
№ п/п
Наименование темы
Всего
Лекции
Семинары
1.
Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
2.
Уголовно-процессуальное законодательство
3.
Принципы уголовного судопроизводства и иные основные положения
4.
Участники уголовного судопроизводства
5.
Доказательства и доказывание
6.
Меры процессуального принуждения
7.
Ходатайства и жалобы
8.
Процессуальные сроки. Процессуальные издержки
9.
Реабилитация
Итого:
Особенная часть
10.
Возбуждение уголовного дела
11.
Предварительное расследование. Общие условия предварительного расследования
12.
Следственные действия
13.
Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
14.
Приостановление и возобновление предварительного следствия
15.
Окончание предварительного расследования
16.
Назначение и подготовка к судебному заседанию
17.
Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства
18.
Особый порядок производства в суде первой инстанции. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей
19.
Производство в суде второй инстанции
20.
Исполнение приговора
21.
Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
22.
Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
23.
Международное сотрудничество в сфере
уголовного судопроизводства