Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8. Искусство делового спора. Вопросы для обсуждения



Вопросы для обсуждения

1. Классификация споров.

2. Убеждающая аргументация в споре.

3. Основные требования культуры спора.

4. Полемические приемы и уловки в споре.

 

Задание

1. Найдите в художественной литературе примеры описания спора. Какие приемы и уловки используют герои этих произведений?

2. Проанализируйте поведение участников обсуждения спорной проблемы в одной из телевизионных программ: «Поединок», «Культурная революция», «Суд времени», «НТВшники» и др.

3. Подготовьте реферат на тему: «Из истории искусства спора».

4. Примите участие в дискуссии по какому-либо актуальному, социально значимому вопросу.

Тема 9. Культура письменного делового общения. Язык и стиль документов

Вопросы для обсуждения

1. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

2. Требования к языку и стилю документов.

3. Языковые формулы официальных документов. Речевой этикет в документе.

4. Унификация языка служебных документов.

Задания

1.Выполните письменно упражнения 65 (с.422), 153 (с. 482), 159 (с. 484) и устно упражнение 161 (с. 484-485).

2. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) заместителя начальника общего отдела городской администрации; б) старшего специалиста одного из отделов районной администрации; в) секретаря-референта; г) менеджера по продаже товаров.

3. Подготовьте письменное сообщение на тему: «Особенности русской и зарубежной школ делового письма».

 

 

ЗАДАНИЯ

Для студентов заочной формы обучения

1. Выполните письменно задания: 14, 15, 24, 30, 36, 59, 62, 71, 95, 97.

2. Напишите текст выступления убеждающего или призывающего характера

(3 – 5 мин.). Сформулируйте тему выступления; определите аудиторию,

для которой предназначена ваша речь; продумайте систему логических

и психологических доводов. Подготовьтесь к выступлению на занятии (см.

материалы к заданию, с. 472 – 473).

3. Опишите и проанализируйте ситуацию в сфере профессиональной деятельности. Укажите причину возникновения конфликта; охарактеризуйте его структуру, динамику, поведение людей; определите пути выхода из конфликта.

4. Подготовьте реферат о служебном деловом этикете (объем – 4-5 страниц; листы – формат А 4).

Примечание:

1. Задания даны по учебному пособию Л.А. Введенской,

Л.Г. Павловой, Кашаевой Е.Ю. «Русский язык и культура речи» (Ростов н/Д: Феникс, любое издание).

2. Работу необходимо выполнить в школьной тетради и представить преподавателю на практическом занятии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Основные функции языка и формы его существования.

2. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка, основные тенденции его развития.

3. Стили современного русского литературного языка, их характеристика.

4. Культура речи как коммуникативно-стилистическое понятие.

5. Понятие о языковой норме. Особенности норм литературного языка.

5. Характеристика основных норм литературного языка.

6. Коммуникативные качества речи.

7. Точность речи. Использование многозначных слов, синонимов, омонимов, антонимов, паронимов.

9. Понятность речи. Использование в речи слов ограниченной сферы употребления (терминов, иностранной лексики, профессионализмов и др.).

10. Богатство и разнообразие речи. Расширение индивидуального словаря говорящего.

11. Средства речевой выразительности (тропы и фигуры).

12. Использование в речи пословиц, поговорок, фразеологических единиц, крылатых выражений.

13. Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование.

14. Формулы речевого этикета: основные группы.

15. Основные типы лингвистических словарей.

16. Культура речи и пути её совершенствования

17. Характеристика понятия «деловое общение».

18. Функции и основные законы делового общения.

19. Основные виды делового общения.

20. Организация и проведение деловых бесед.

21. Деловые переговоры: подготовка, проведение, особенности поведения участников.

22. Деловое совещание. Роль руководителя совещания. Особенности выступления на совещании.

23. Культура телефонного общения.

24. Этическая основы делового общения.

25. Деловой этикет.

26. Индивидуально-психологические особенности участников делового общения.

21. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации. Виды слушания. Принципы хорошего слушания.

22. Барьеры, возникающие в процессе речевого общения.

23. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы, движения в общении.

24. Формирование русской официально-деловой письменной речи.

25. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

26. Особенности русской официально-деловой письменной речи.

27. Правила оформления документов.

28. Требования к языку и стилю документов.

29. Ораторское искусство как социальное явление.

30. Особенности устной публичной речи. Ораторская речь как процесс.

31. Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умение оратора.

32. Этические основы деятельности оратора.

33. Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей.

34. Основные этапы подготовки публичного выступления.

34. Выбор темы, определение целевой установки. Уточнение вида и формы выступления.

35. Поиск материалов для выступления. Основные источники подбора материалов.

36. Разработка плана выступления. Виды планов.

37. Композиция публичного выступления: определение, основные принципы.

38. Основные функции вступления и заключения в ораторской речи.

39. Задачи главной части речи. Методы изложения материала.

40. Контакт в публичном выступлении. Приемы управления аудиторией.

41. Публичный спор как разновидность делового общения.

42. Убеждающая аргументация в споре.

43. Структура доказательства как логической операции.

44. Использование в споре логической операции опровержения.

45. Основные требования культуры делового спора.

46. Полемические приемы и уловки в споре.

47. Образцы нравственного поведения в различных ситуациях делового общения (на конкретном примере).

 

ГЛОССАРИЙ

Акцентологические нормы – правила постановки ударения в словах.

Богатство речи – одно из коммуникативных качеств речи; количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида.

Деловая беседа – межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

Деловое общение – форма межличностного общения с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности (производственной, управленческой, научной, коммерческой и т.д.).

Диалект – местное или социальное наречие, говор.

Дискуссия – публичный спор, целью которого является выяснение истины, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Жаргон – разновидность национального языка, речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п.

Композиция речи – структура речи; построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Культура речи – владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Кодификация – лингв. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках и т.п.

Лексические нормы – правила использования слов в их словарных значениях.

Литературный язык – форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую.

Морфологические нормы – правила использования слов разных частей речи.

Норма языковая (норма литературная) – исторически сложившиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые.

Ораторское искусство – искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Орфоэпические нормы – правила литературного произношения (отдельных фонем, звукосочетаний, морфем, словоформ и слов).

Переговоры – обсуждение чего-либо, обмен мнениями с целью договориться о чем-либо.

Полемика – публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Понятность речи – одно и коммуникативных качеств речи; доходчивость. Доступность речи для тех, кому она адресована.

Презентация – публичное представление чего-нибудь вновь созданного (фильма, печатного издания, предприятия и т.п.).

Просторечие – одна из форм национального языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Речевой этикет – социально заданные и национально специфичные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений (стереотипных высказываний).

Синтаксические нормы – правила использования синтаксических конструкций.

Собеседование – специально организованная беседа на какие-либо темы.

Совещание – заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-нибудь специального вопроса; форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями с целью совместного обсуждения чего-либо.

Спор – особый вид речевой коммуникации; столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Точность речи – одно из коммуникативных качеств речи; строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности.

Функциональный стиль – наиболее крупная разновидность литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Чистота речи – одно из коммуникативных качеств речи; незасоренность речи внелитературными элементами, а также словами-«сорняками», словами-«паразитами».

 

 

ТЕСТЫ

 

1. Устная речь подчиняется нормам:

а) орфоэпическим;

б) орфографическим;

в) пунктуационным.

2. Стили литературного языка:

а) официально-деловой;

б) либерально-демократический;

в) разговорно-обиходный.

3. Функции языка:

а) волюнтативная;

б) эмоциональная;

в) семантическая.

4. Ударение падает на второй слог в слове:

а) аналог;

б) звонит;

в) генезис.

5. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

а) Вы говорите необоснованно, поэтому я расцениваю ваши слова как огульные обвинения;

б) Иные мемориалы интересны потому, что в них автор рассказывает много познавательного в историческом отношении;

в) В течение пяти лет я работал по специальности — занимал вакансию инженера-программиста.

 

 

6. Виды деловых бесед:

а) кадровые;

б) товарищеские;

в) дисциплинарные.

7. Анализ переговоров включает в себя следующие вопросы:

а) достигнутый результат;

б) состояние дел в организации;

в) причины успеха / неуспеха команды.

8. Участники совещания должны:

а) не опаздывать на совещание;

б) не оценивать критически информацию, поступающую в ходе обсуждения;

в) не увлекаться обсуждением какого-либо вопроса со своим соседом.

9. Требования, предъявляемые к языку оратора:

а) применение слов ограниченной сферы употребления;

б) активное использование иностранных слов и терминов;

в) правильность речи, точность и понятность высказывания.

10. Оратор во вступлении не должен …

а) устанавливать контакт с аудиторией;

б) обосновывать постановку вопроса;

в) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился.

11. Тезис или аргумент обращается против того, кто их высказал. Этот полемический прием называется …

а) атака вопросами;

б) довод к человеку;

в) возвратный удар.

12. Правильными являются утверждения:

а) внушение и убеждение – это одно и то же;

б) доказать – это установить истинность какого-либо положения;

в) убедить – это вселить уверенность, что истинность тезиса доказана.

13. Официально-деловую письменную речь отличают …

а) свобода в выборе языковых средств;

б) лексическое однообразие;

в) использование канцеляризмов.

14. К особенностям русской официально-деловой письменной речи относятся:

а) слабая индивидуализация стиля;

б) проявление любезности и сердечности;

в) «мы-подход» в подаче информации.

15. К языку и стилю документов предъявляют требования:

а) однозначность используемых слов и терминов;

б) использование эмоционально-экспрессивной лексики;

в) использование языковых формул.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ……………………………………….. 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ …………………………………5

 

ПРОГРАММА КУРСА …………………………………………………..7

 

ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ………………16

 

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ …………………...17

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ…..21

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ …………………………………………………..21

 

ГЛОССАРИЙ …………………………………………………………….23

 

ТЕСТЫ …………………………………………………………………….26

 


[1] Все задания даются по учебному пособию Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой, Е.Ю. Кашаевой «Русский язык и культура речи» (Ростов н/Д: Феникс, любое издание).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.