Публичный спор как разновидность делового общения.
Владение основами полемического мастерства – необходимое условие профессиональной подготовки менеджера. Виды полемических выступлений в практике делового человека.
Классификация споров по разным основаниям.
Дискуссия и ее задачи. Правила организации и ведения дискуссии. Роль руководителя дискуссии. Методы возбуждения активности участников дискуссии.
Полемика и ее сущность. Брифинги, пресс-конференции. Типологическая характеристика вопросов и ответов на них.
Конструктивный диалог в условиях плюрализма мнений.
Убеждающая аргументация в споре. Истоки двух традиций убеждения – софистической (манипулятивной) и сократической (истинной). Убеждения и нравственность. Истина и мнение.
Структура доказательства.
Тезис. Формирование тезиса (проблема – спорный вопрос – тезис и антитезис). Правила выдвижения тезиса. Работа с терминами тезиса. Ошибки и уловки в тезисе: подмена, сужение и расширение, смягчение и усиление, игра с многозначными терминами тезиса и их синонимами.
Аргументы. Типология аргументов. Логические аргументы (рациональные, ad rem). Выбор логических аргументов в соответствии с целями спора. Аргументы «к человеку». Аргументы «к аудитории». Правила представления своих аргументов в споре и способы работы с аргументами оппонентов. Ошибки и уловки в аргументации.
Демонстрация как форма логической связи аргумента и тезиса. Наиболее распространенные логические схемы верных рассуждений и ошибки в демонстрации. Уловки в демонстрации и способы борьбы с ними.
Использование в споре логической операции опровержения.
Основные требования культуры спора. Определение темы и предмета спора. Понимание потребностей и мотивов в споре. Соблюдение психологических принципов спора. Уважительное отношение оппонентов друг к другу. Определенность позиций и взглядов полемистов. Умение слушать. Оперирование в споре понятиями.
Нравственно-этическая и эмоционально-психологическая атмосфера спора. Самообладание в споре.
Стратегия и тактика ведения спора. Тактические приемы начала спора. Приемы ухода от спора. Конструктивные тактические приемы завершения или окончания спора. Корректные приемы ведения основной части спора: отложенное возражение, «морской бой», ловушка; приемы наступательной тактики (прямое доказательство, «опрос-допрос») и приемы защиты с переходом в наступление («видимая поддержка», «анализ по кускам», «суммирование»). Использование в споре юмора, иронии, сарказма. Полемические приемы: «сведение к абсурду», «атака вопросами», «возвратный удар» и др.
Некоторые тактические приемы ведения спора. Логические и психологические уловки. Умение противостоять уловкам оппонента.
Тема 9. Культура письменного делового общения. Язык и стиль документов
Из истории русского делового письма.
Официально-деловая письменная речь и её особенности.
Типы речевых действий письменного делового общения: сообщение, предложение, просьба, требование, распоряжение, подтверждение, заявление, обещание, напоминание, предупреждение, отказ, выражение отношения и др.
Требования к языку и стилю документов: однозначность используемых слов и терминов; нейтральный тон изложения; соблюдение лексических, грамматических и стилистических норм; смысловая достаточность и лаконичность текста.
Языковые формулы официальных документов. Языковые формулы, излагающие мотивы, причины и цели официального послания, формирующие просьбу, предупреждение, распоряжение, отказ, заверение и т.п. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи.
Новые тенденции в практике русского делового письма. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.