Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 7. Мастерство публичного выступления



Роль публичного выступления в деятельности руководителя, государственного служащего, делового человека.

Ораторское искусство как социальное явление. Причины зарождения ораторского искусства и важнейшие условия его развития. Развитие риторических традиций в России. Русский риторический идеал. Ораторское искусство – явление историческое. Связь ораторского искусства с логи2耀й, психологией, этикой, языкознанием и другими науками. Виды ораторского искусства. Современные классификации красноречия. Виды публичных выступлений в деятельности государственного служащего.

Характеристика личности оратора. Многообразие и сложность риторических знаний, навыков и умений. Качества, необходимые оратору: компетентность, убежденность, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, умение сопоставлять различные точки зрения и др. «Ора­торская лихорадка». Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы с волнением во время выступления. Выработка правильной психо­логической установки.

Нравственный долг оратора. Этические основы деятельности оратора.

Публичная речь как особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Ораторская речь как сложный процесс взаимодействия оратора и аудитории.

Наличие «обратной связи». Реализация в публичной речи устной формы литературного языка. Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением.

Использование в публичной речи различных средств общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения в публичной речи. Языковые средства – главное оружие выступающего. Важность использования невербальных средств коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, его темп; жесты, мимика, поза и др.).

Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические. Национальный характер жестов.

Интонация как отличительный признак устной речи. Акустические компоненты интонации: тон голоса; интенсивность, или сила звучания; темп речи; тембр голоса.

Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Повседневная подготовка к выступлениям как непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего речевого мастерства. Составляющие повседневной подготовки: самообразование, создание ораторского архива, овладение техникой речи, повышение культуры устной и письменной речи, критический анализ выступления, овладение методикой публичного выступления и т.п. Система риторических упражнений.

Подготовка к конкретному выступлению. Основные этапы подготовки. Характеристика этих этапов.

 

 

Определение темы и цели выступления. Уточнение вида и формы выступления. Социально-демографическая оценка будущей аудитории и учет социальной обстановки.

Поиск материалов для выступления. Основные источники подбора материалов. Изучение и анализ отобранных материалов. Записи прочитанного. Выработка собственной позиции.

Разработка плана выступления. Виды планов. Предварительный план. Рабочий план. Основной план. Простой и сложный план.

Работа над композицией. Написание текста выступления. Овладение материалом выступления. Выступление с опорой на текст. Выступление без записей. Особенности выступления экспромтом. Приемы импровизации. Определение понятия «композиция выступления». Основные принципы композиции: принцип последовательности, принцип усиления, принцип органического единства, принцип экономии.

Основные элементы композиции речи.

Начало речи, подготовка слушателей к восприятию данной темы.

Главная часть речи. Методы изложения материала. Индуктивный метод. Дедуктивный метод. Метод аналогии. Концентрический метод. Ступенчатый метод. Исторический метод.

Заключение как логическое завершение речи.

Недостатки композиции. Нарушение логической последовательности изложения материала. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Обилие затронутых вопросов и проблем. Шаблонное, трафаретное построение речи.

Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей. Степень однородности/неоднородности аудитории. Количественный состав аудитории. Интеллектуально-познавательные, эмоционально-эстетические, моральные мотивы действия слушателей.

Проблемы контактности, конформизма, социальной поляризации и других сторон поведения аудитории. Типы аудитории.

Внимание в процессе публичной речи. Виды внимания. Свойства внимания. Ораторские приемы привлечения и поддержания внимания аудитории. Поведение оратора в аудитории.

Контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание в процессе совместной речевой деятельности.

Механизмы возникновения контакта: интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

Свойства контакта. Предпосылки установления / неустановления контакта.

Внешние проявления контакта: «рабочая» тишина в зале; ожидаемая реакция на слова выступающего; внешнее выражение внимания у слушателей (сосредоточенные взгляды, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки и т.п.).

Факторы, влияющие на установление контакта. Актуальность обсуждаемого вопроса. Содержание речи. Единство слова и дела. Авторитет личности оратора, его репутация.

Учет особенностей аудитории. Знание психологических особенностей слушателей. Приемы управления аудиторией.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.