Мусульманская религиозная культура сформировалась на Аравийском полуострове в VII в. Она стала одной из трех мировых религий. Культура, которая создавалась на основе этой религии, оказала огромное влияние на социокультурную целостность большого региона. В настоящее время мусульманская культура переживает возрождение — в некоторых странах она как государственная религия регламентирует всю национально-государственную жизнь. К таким странам можно отнести Иран, Афганистан, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Тунис, Алжир, Марокко и другие. Мусульманская религия (ислам) возникла в результате определенных исторических условий и проповеднической деятельности Мухаммада (ок. 570-632).
Священная книга ислама — Коран — пользуется среди всех мусульман непререкаемым и абсолютным авторитетом. Согласно учению ислама, Коран был ниспослан Всевышним Богом на седьмое Небо, а затем ангел Джабраиль (Архангел Гавриил) передавал его частями пророку Мухаммаду в течение 23 лет его пророческой деятельности.
В исламе боговдохновенными также признаются книги Мусы (Тора Моисея), Забур Дауда (Псалтирь Давида) и Инджиль Исы (Евангелие Иисуса). Мусульмане считают, что эти Писания были искажены правителями и недобросовестными служителями религии. Принимая во внимания также неточности перевода этих Писаний и утраты оригиналов многих из них, мусульмане не принимают полностью и дословно их современные варианты и переводы. Иудеи и христиане упоминаются в Коране как Люди Писания. Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый закон Бога, имеющий малозначительные отличия от ветхозаветного закона, а также что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений в них. Основной источник мусульманского вероучения — Коран. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна. Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Важнейшие понятия мусульманской религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Столпы ислама Согласно Корану (15:29, 16:4, 23:14), Аллах создал человека из глины, придав ей форму и вдохнув в нее дух. Согласно учению ислама, всё в этом мире создано для человека, а сам человек — для поклонения Всевышнему Богу. Земная жизнь в учении ислама выступает в качестве проверки на веру, в которой Аллах испытывает людей, ниспосылая Свои знамения, испытания и пророков к людям. В конечном итоге люди будут воскрешены на суд в Судный день и будут «рассчитаны по их делам».
Вероучение. Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных утверждений: вера в единого и единственного Бога, вера в ангелов, вера в Богооткровенные Книги.
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»:
1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»;
2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;
3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
4) пост в месяц рамадан (Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;
5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе.
Различные течения в исламе. Большинство течений в исламе зародились во времена Аббасидов, когда исламские ученые начали переводить на арабский язык учения древнегреческих философов и пытаться применять их в исламе. Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии. С. Гафуров, в частности, утверждал, что все различия между течениями в исламе (суннизмом и различными направлениями шиизма) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики, так как для того, чтобы быть мусульманином необходимо и достаточно публичного принятия символа веры, состоящего всего из двух положений:
1) что Бог один (таухид)
2) что Мухамед является одним из его пророков.
Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Он полагал, что оформление отдельного течения сводится к кодификации и созданию отдельного, самостоятельного квази «мазхаба», то есть правовой школы и норм права, отличающих данное течение от других направлений в исламе. Его аргументация строилась на опыте правоприменения в Британской Индии и (в части друзов и алавитов) в подмандатных Сирии, Ливане и Палестине. Гафуров подчеркивал, что даже категорически антиалавитски настроенный Ибн Таймийа, отказывая алавитам в праве пользоваться многими благами членства в умме, тем не менее, не позволял себе прямо квалифицировать их в своей фетве как немусульман.
1) Сунниты (Суфизм, Ваххабизм)
2) Шииты (Исмаилиты, Алавиты, Друзы и др.)
3) Хариджиты
Хотя ислам и считается единой религией всех мусульман, между представителями исламских течений существуют ряд разногласий. Существуют также значительные разногласия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.
Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины:
1) Наука о толковании и чтении Корана;
2) Наука о хадисах;
3) Правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский.
Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.