Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоция - психическая функциональная система



Любая функция имеет смысл только в связи с целым. Часть, в поведении которого выполняется постоянная функция для целого может быть названа функциональным элементом. Функция эмоции в изменении поведения в направлении согласия с другими людьми. Обида побуждает изменись поведение обидчика. Вина дает сообщение о необходимости изменения поведение в соответствии с ожиданиями человек, которого мы обидели. Эти и другие эмоция призваны обеспечивать социальное выживание человека. Однако те же эмоции, став длительными, навязчивыми, становятся источником конфликтов и болезней. Что при этом происходит?

 

Неадекватное поведение

Обиженный человек оказывается во власти обиды, все видит и оценивает через обиду. В этом случае сознание подчиняется эмоции и реализует, как мы видели на примере гнева, ее программу. Каждый, наверное, видел, как обидевшийся человек глупеет и становится ненормальным прямо на ваших глазах. Если бы это было не так, люди в состоянии аффекта не совершали действия, в которых потом, после трезвого размышления, сожалели.

 

Потеря реальности и мудрости

Мысли, возникающие под влиянием эмоции не дают информации, как это ожидают, а только способствуют реализации программы эмоции. Это бесполезные с точки зрения познания мысли. Кроме того, они не только глупые, но и вредные. Обидные или стыдные мысли ослепляют нас, отрывают от реальности и превращают нас в живых автоматов.

Эмоциональный человек теряет связь с реальностью. Это похоже на его временное помешательство. Он не задумывается над последствиями своего поведения, будет ли оно облегчать, его состояние или ухудшать его. Отелло превратился в инструмент ревности и мог освободиться от наваждения лишь задушив жену. Находясь под управлением ревности он ни минуты не мог думать реалистично. Он мыслил патогенно. Когда театралы, наблюдая гнусные сцены развертывания эмоции, думают, что они так бы не поступили, то они просто не замечают того, что у каждого из них ревность развертывается по тем же правилам, описанным Шекспиром. Но утоление их ревности сдерживается правосознанием и наличием угрозы тюрьмы.

 

Инфантильность

Поскольку эмоция - самостоятельная функциональная система, то она имеет свою историю и развитие. Поэтому структура обиды и ревности пятилетнего ребенка в прошлом не отличается от структуры и ревности того человека сегодня. Человек имеет не сто или тысячу обид, а одну и ту же, которая варьирует с изменением ситуации. Психические структуры обиды, вины и ревности возникли в детстве. Ребенок, обижаясь, учился управлять поведением матери. С помощью обиды он наказывал мать чувством вины и побуждал удовлетворять ее свои желания. Вызывая чувство вины у ребенка мать создавала более эффективную схему управления ребенком. Более детально читатель может ознакомиться с этим процессом становления .эмоций в моих книгах "Обида", "Вина", "Постижение переживания", Издательство '•Импринт-Гольфстрим", M. 1997 г.

Когда эмоции приобретают над нами власть, мы поневоле мыслим патогенно. Саногенное мышление не должно уничтожать эмоции, а наоборот обеспечит, их правильное и полезное функционирование и соответственно повышение благополучия человека.

 

Стереотипы культуры

Программы готовых образцов поведения и мышления существуют не только в виде привычек данного человека, но и в виде культурных стереотипов, хранящихся в коллективной "мудрости" народа. Программа -это определенный код поведения. Он может храниться в слове, или в наборе слов. Коды, упакованные в идеях вроде "Плохому должно быть плохо, а хорошему - хороню", "Наказание должно быть соразмерно проступку", "Хорошие дети должны быть послушны", "Непослушание должно быть наказано", Хороший родитель должен заниматься воспитанием детей", "Человек создан для счастья" и другие хранятся в общественном сознании, ожидая своего момента. Проникая в сознание человека, эти идеи немедленно распаковываются и реализуются в соответствующих ожиданиях. Если оказывается, что поведение другого человека не соответствуют им, то субъект идеи немедленно получает эмоцию в виде вины или стыда, чаще всего эмоцию гнева.

Культурные стереотипы являются величайшими достижениями духовной эволюции человека. Они вполне нормальны и в них самих по себе пет ничего патогенного. Воспитание как раз состоит в том, чтобы люди разделяли эти стереотипы, и следовали им. Без этого общество существовать не может. Но человек живет не для общества, а для себя. В патогенном мышлении общественное и индивидуальное не сбалансированы. Это создает стресс.

Возьмем императив справедливости. Мы должны быть справедливыми. Справедливость как раз состоит в том, что мы разделяем и следуем стереотипам: "Дал слово держи", "Наказание должно быть соразмерно проступку" и, наконец, "Хорошему человеку должно быть хорошо, а плохому - плохо".

Если человек разделяет эти формализованные требования культуры, имеет убеждения, то в определенных ситуациях они автоматически программируют его мышление и поведение. Это хорошо, ибо позволяет другим предвидеть, как он будет вести себя в типичных ситуациях. А с другой стороны - плохо, так как автоматическое следование этим правилам часто порождает стресс. Например: виновный должен быть наказан. Но оказывается, что я виновного люблю. Как быть? Действовать по любви или в соответствии с культурным требованием?

Рассмотрим детальней такой ход мысли "Я .люблю своего ребенка. Он совершил плохой поступок. Любой проступок должен быть наказан, иначе произойдут два ущерба: нарушится закон справедливости и ребенок. испортится, будет склонен к неподобающему поведению. Нельзя потворствовать порокам". "Я – хороший родитель и должен выполнять свой долг".

Итак, вы - хороший родитель; вы наказали виновного, и справедливость восторжествовала. Но вы причинили страдание ребенку, которого любите. Вы оказываетесь сами наказанными страданием любимого человека!

П отлучается так, что ваше патогенное мышление, хотите или не хотите, в данной ситуации автоматически порождает чувство вины. Следовательно, вы действуете как автомат, побуждаемый и бичуемый эмоциями, хотя считаете себя свободным. Только саногенное мышление позволяет без ущерба обществу разорвать железную цепь стереотипного мышления.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.