Саногенное мышление это научно обоснованная философия обыденной жизни. Однако обучение этому мышлению предполагает не только усвоение некоторой философии, но и психологии мышления.
О мудрости
Это слово редко употребляется в обыденной жизни. Обычно говоря, "этот человек умный", подразумевают мудрость. Человек обычно оценивается другими как глупый по его ошибочным поступкам, когда его поведение оказалось неадекватным обстоятельствам. Истина и мудрость сходны. Под истиной понимаются правильные мысли, а под мудростью понимается правильное поведение. Однако правильные поступки определятся обладанием истиной, правильными мыслями. Под словом "правильный" мы имеем в виду не соответствие мыслей правилам логики, а мысли, обеспечивающие человеку правильное поведение. Именно по тому, как человек живет и поступает, мы судим о его мудрости.
Если поведение человека приводит к благополучию, то полагают, что у пего хорошая судьба или ему "везет". Когда говорят, что дуракам везет, то приводятся любые основания, почему ему везет и мало кто объясняет это тем, что он мудр и думает эффективно, правильно оценивает ситуацию, свои возможности и возможности тех сил, которыми он пользуется. Это невозможно без мышления. Согласимся с тем, что мудрость определяется именно тем, как человек думает. Большинство русских сказок об Иванушке дурачке показывают, что он не только поступает иначе, чем его весьма умные братья, но и думает иначе.
О судьбе
Все знают ходячее выражение: повторяя поступки, создаешь привычку, сеешь привычки -пожинаешь характер, а характер создает судьбу. Если or мыслей зависят поступки и их последствия, то оказывается, судьба зависят от стиля и привычек мышления человека. Но поскольку свои ментальные привычки мы не осознаем, то не понимаем судьбы. Она кажется нам иррациональной, потусторонней, таинственной. Постижение своих ментальных привычек приведет к познанию своей судьбы. Свои поведенческие привычки мы осознаем, так как другие видят их, и если они дурные, то указывают на них. Однако наши умственные привычки не видимы для других и для самих себя. Никто на них нам не указывает и поэтому мы их не осознаем.
Здравомыслие и благополучие
Стиль мышления определяется философией человека. Желает он или не желает, человек вынужден создавать свою философию применительно к тем типичным обстоятельствам, которыми он озадачен. Именно, в связи с необходимостью осмысления повторяющихся обстоятельств, создается философия жизни. Это может быть философия брака, семьи, дружбы, труда, борьбы, обогащения и т.д. В зависимости от того, что сейчас для человека актуально. О хорошей философии говорят как о здравомыслии. Имеется в виду здоровое мышление. Сделаем вывод: хорошая философия ведет к благополучию и хорошей судьбе.
Философы пренебрежительно относятся к житейскому разуму человека, к его практической философии, считая, что здравый смысл пригоден только для домашнего употребления. Но это не так. Но чтобы убедиться в этом, сначала подумаем о философии как таковой.
Философия и мудрость
Под философией понималась любовь к мудрости. Первая часть слова обозначает любовь, вторая - мудрость. Это не точно. Философия как раз и есть сама мудрость. Через тысячелетия до нас дошло некое событие. Когда Гераклита спросили о философии, то этот мрачный человек, живший в солнечном Эфесе, прекрасном городе на берегу Средиземного моря, с печалью в голосе сказал: "Многознание не обучает мудрости".
Сегодня из этого высказывания можно извлечь несколько выводов: первое, мудрость все-таки связывается со знанием; по-видимому по Гераклиту мудрость состоит в правильном употреблении знания. Второе, мудрости можно научиться, хотя многознание само по себе не мудрость, не интуиция и не дар богов, а продукт познания. Следовательно, мудрости можно научиться. Чему учиться? Научиться правильно, мудро употреблять знание, которое у вас есть.
Посмотрим как мудрость и глупость в обыденной жизни проявляется как следствие неправильного употребления знания. Клиентка, образованная женщина, к примеру, сдала экзамен по психологии и точно знает, что любое поведение, если оно подкрепляется удовольствием, то оно усиливается, так как происходит научение. Итак, она имеет знание. Из краткой беседы с ней я узнал, что она правильно употребляет это знание, например в дрессировке собаки. Когда щенок Пупс случайно становился на задние лапы, она давала ему что-нибудь вкусное и нежно трепала загривок. Со временем когда Пупс становился на задние лапы, она точно знала: пес голоден. Она, не жалея времени, периодически щелкала пальцами и ждала когда пес сдуру после щелчка встанет на задние лапы и после этого угощала его кусочком пирожка и снова трепала загривок. Ее мудрость разнообразила ее отношения собакой, улучшила ее жизнь и ценность собаки. Она часто развлекала гостей талантами собаки. Она мудро употребила свое знание применительно к собаке. Но не всегда она правильно употребляла это знание, применительно к себе и к мужу.
Всякий раз в конфликте, когда ее муж становился гневен и агрессивен, она делалась ласковой и нежной. Она ласково трепала ему загривок и после чего часто происходило сладкое примирение в спальне. Она научилась применять знание для усмирения мужа. Но это кажущаяся мудрость, так как она не знала последствий этого метода. В конечном счете оказалось, что это уже глупость, чреватая болезнями. Посмотрим на конкретную глупость.
Постепенно, вследствие научения, агрессия и гнев мужа получают подкрепление нежностью н лаской. Агрессия и гнев вследствие научения становятся как бы прелюдией к половому акту. Половое влечение делает мужа уже не ласковым, а а1рессивным. Создается садомазохистский комплекс. Агрессия завершается половым наслаждением. Попутно у женщины формируется способность наслаждаться оскорблением и даже болью, что принято называть мазохизмом. В ее организме боль и оскорбления при проникновении в сознание трансформируются в удовольствие. Но это еще не вся глупость от неправильного употребления знания о научении.
Организм моей клиентки научился реагировать на гнев мужчины половым влечением. А теперь представьте мою клиентку на работе, где мужчина начальник иногда бывает гневен по поводу ошибок, которую она допустила в работе. Помимо того, что она испытывает страх, ее организм на это реагирует заученным и известным нам способом. Ее половые органы помимо сознания и волн готовятся к совокуплению, и на подпороговом уровне реагируют на ситуацию. Но привычного удовлетворения, естественно, не происходит. Такого рода органические фрустрации, повторяясь, вызывают воспаление в половых органах. Она имеет неинфекционное воспаление, которое ставит в тупик гинеколога. Микробов вроде нет, а воспаление есть. Микробы потом появятся и все станет на свои привычные для гинеколога места. Нечто похожее способствует и развитию простатита у ее мужа, так как в гневе на своих сотрудников или коллег он часто испытывает странные ощущения в промежности.
Итак, очевидно, что в первом случае эта женщина проявляет мудрость в правильном использовании знания закономерностей научения в обращении с собачкой и глупость в использовании этого же знания применительно к самой себе. Она по умолчанию считает, что человек стоит выше закономерностей научения и они не него не действуют. Можно привести много примеров, но н этих достаточно, чтобы сделать вывод: мудрость и глупость существует не вообще, а применительно к конкретному месту и типу жизненной задачи. Второй вывод, который можем сделать из сказанного, состоит в признании того, что разные знания имеют различный потенциал мудрости.
Читатель увидел какой потенциал мудрости скрывается в знании законов научения. Для приобретения этого знания и сдать экзамен по психологии требовались минуты, а научиться правильному применению его не хватит и целой жизни. А знание законов термодинамики требует целого семестра умственной работы студента. Однако в обыденной жизни это знание имеет ничтожный потенциал мудрости. Задача человека состоит в том, чтобы потенциал мудрости, заключенный и различного рода знаниях сделать действительной мудростью. Саногенное мышление состоит в том, чтобы потенциал мудрости, заключенный в психологическом знании сделать действительной мудр остью.
Предвидение - признак мудрости
Древние римляне не только ходили на бои гладиаторов, вели войны, обращали в рабство пленников, дрались на улицах вечного города в период избирательной кампании, изгоняли астрологов и создавали римское право. Они, в отличие от сегодняшних образованных жителей Москвы, интересовались еще и философией обыденной жизни и применяли ее в практических целях. Когда античного философа Эпиктета спросили о мудрости, он сказал, что мудрость состоит в различении вещей, которые от пас не зависят, от вещей, которые от нас зависят.
Это изречение содержит колоссальный потенциал мудрости и неудивительно, что оно прошло через века и известно сегодня и нам. Однако трудно извлечь всю мудрость, которая заключена и этом простом и на первый взгляд банальном изречении. Попробуем это сделать хотя бы в первом приближении.
Это знание позволяет в первом случае принимать вещи такими, какие они есть и приспосабливаться к ним. Во втором же случае, когда вещи от нас -зависят мы можем активно изменять их в соответствии с нашими желаниями и повышать свое благополучие. Мудрость состоит, таким образом, в искусстве различения вещей.
Мы можем быть мудры в одних делах, и глупы в других. Наша клиентка считала, что навыки собачки Пупса зависят от нее и правильно воспользовалась этим. Но она ошибочно полагала, что сексуальные наклонное) и мужа от нее не зависят и не представляла того, чему научается ее муж и ее организм в се практике умиротворения агрессии нежностью и совокуплением. В данном случае она даже не предполагала, что закономерности научения и здесь имеют место.
Итак, кто-то может быть мудр в делах бизнеса, воспитания собак и глуп в любви. Поэтому не существует мудрости вообще, а мудрость конкретна. Мудрость всегда, есть мудрость в каком либо деле или плане жизни.
Однако легче говорить о мудрости, чем быть мудрым. Важно быть мудрым не вообще, а в достижении здоровья и благополучия в жизни.