Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Необходимость возврата в прошлое



Если какое-либо поведение строится заново, то степень сознательности в организации элементов этого поведения больше, чем уже построенное поведение. Это похоже на строительство дома. Строитель знает все недоработки. А если дом уже построен, то его внутренние изъяны незаметны. То же и с поведением. Если поведение, повторяясь, стало привычным, 10 изъяны его закрепляются. Их можно переделать, только осознав строение привычки.

Поэтому саногенное мышление для расширения сознания предполагает воспроизведение в памяти прошлых ситуаций и соответствующих им поведений, чтобы перестроить поведение лучшим образом. Важно уметь возвращаться в прошлое, чтобы увидеть и осознать, как происходило становление того или иного поведения, которое сегодня причиняет беспокойство. Это касается любой эмоции. Структура обиды каждого человека одна, как и в прошлом, так и в настоящем. Меняются только ситуации. Если я осознаю обиды детства, то осознаю и структуру сегодняшних обид. Поэтому в обучении саногенному мышлению много внимания уделяется воспоминанию и размышлению об эмоциях, имевших место в детстве.

 

Мышление и отражение

Усвоению саногенного мышления мешает марксистское представление о нашем мышлении как об отражении действительности. На самом деле мышление не отражение, а деятельность по выработке информации на основе полученных сообщений и ориентировки. Сообщения это не отражения, а только условие работы мышления, как зерно для мельницы. Наш ум начинает свою работу тем, что совершает акты выделения объекта из фона, совершает операции присваивания объекту имени, признака. Такие действия ума как определение ситуации, абстрагирование и обобщение, анализ, синтез, сравнение, сосчитывание и другие операции не являются отражениями, так как продукты ума не имеют даже аналогов в реальности.

Особо важны умственные операции по управлению поведением, а именно, ориентировка, выбор программы, пуск и завершение поведения, структурирование времени на настоящее прошлое, будущее, предвидение, оценка результата путем сличения его с ожиданиями. Ни одно из этих операций не является отражением, так как в природе нет тех объектов, которые отражались бы в этих операциях. Но это вопрос философии, а не психологии. Я счел нужным это заметить, так как мой опыт психолога говорит о том, что представление о мышлении как отражении мешает развитию навыков саногенного мышления.

 

Об управлении умом

Управление - это действия, целью которых является получение желательного или устранение нежелательного для управителя поведения. Наш ум совершает действия для управления телом. Однако сам ум нуждается в управлении. Саногенное мышление обеспечивает более совершенное управлением нашим умом. Кто же является управителем ума? Говорят, мозг. Это самое распространенное заблуждение, укоренившееся с распространением науки. Развитие самой науки и технологии опровергает это суждение. Ведь никому в голову не приходит считать, что компьютер управляет своими программами. Для этого существуют управляющие программы, которые встроены или вводятся в компьютер. А мозг состоит из нейронов, каждый из которых выполняет простую функцию проведения сигнала. Итак, если не мозг, то кто же управитель ума?

Существовало представление о гомункуле, который сидит в центре человека как в телефонной станции и управляет сигналами. Но эта аналогия ложна. Переговорами в телефонной станции управляет абонент, именно тот, кто набирает номер, а не работник телефонной станции. Чтобы увидеть, кто управляет умом надо посмотреть, как осуществляется управляемое умом поведение.

Когда не хватает в организме воды, пробуждается жажда. Она обращает ум вовне и активизирует поиск, совершающийся в поведении ориентировки и завершающийся определением ситуации. После определения ситуации происходит определение цели, выбор плана, направленного на достижения пели. Выбор плана следует понимать как операцию создания и присвоения программы поведения той инстанции ума, функция которой состоит в выполнении определенного класса действий. С этого момента активная программа берет на себя управление поведением, подчиняя себе и мышление, и чувства, и сознание человека. Сознание суживается, концентрируясь на цели этой программы, и дальнейшее развертывание поведения происходит само собою. По ходу исполнения программа корректируется в связи с изменяющимися обстоятельствами и поведение прекращается с достижением цели. Управление всеми описанными операциями совершает ум. Итак, кто же управитель ума? Продолжим рассуждение дальше.

Если все идет сладко, по привычке, то исполнение осуществляется автоматиче-скими, привычными актами управления. Важно знать, что с момента совершения акта присваивания программы, мышление выключается. Когда же возникают препятствия, то активизируется сознательное мышление, которое должно принять участие в выработке нужного решения, отклоняющегося от привычного поведения ума. функцией сознания как раз и является представить все возможные варианты поведения, оценить, увидеть последствия каждого варианта и выбрать нужный. На обыденном языке это именуется глазомером. Итак, где же здесь скрывается управитель?

В данном примере главным управителем выступает жажда. Посмотрим как она действует в социальном плане бытия человека. Представим, что ситуация такова, что воды нигде нет и лишь у субъекта с опухшим лицом, стоящего рядом, в руках бутылка с соком. Человек отдает ему бутылку водки в обмен на воду и утоляет жажду. Итак, в последыши момент к управлению поведением жаждой подключается личность, функцией которой является корректировка поведения с учетом социальных отношений. Вместо того, чтобы отбирать воду у другого, человек совершил акт обмена, а не грабежа. Легче было бы отобрать эту воду, но требования .личности не позволяют. Итак, кто же управитель? Ответ один. Потребность, а не мозг и тем более не личность.

Личность, мозг только обслуживают программу, запущенную потребностью. Потребность взяла управления на себя и реализовала программу удовлетворения жажды, привлекая для этого высшие психические функции человека, его сознание и самосознание, личность. Точно также может взять на себя управление и эмоция, у которой тоже есть свои специфические программы.

Начатую программу остановить труднее, чем выполнить ее до конца или начать другую программу, не закончив этой.

Поэтому-то Отелло, герой трагедии Шекспира, не может остановиться, пока не доводит до конца свою программу ревности, которая взяла управление на себя. Только увидев задушенную жену, его сознание начинает объективную ориентировку в ситуации, так как управление берет на себя его самосознание, обеспечивающее управление в более широком контексте обстоятельств. А до этого сознание его занималось только тем, что обслуживало программу ревности и работало над тем как бы эффективнее задушить неверную жену.

Во время ревности его сознание было занято, по меньшей мере, двумя вещами. С одной стороны оно использовало высшие психические функции и оправдывало всеми способами психической защиты свое деструктивное поведение, считая свое поведение, естественным поведением мужчины в такой ситуации. Сознание оценивало жену как существо аморальное и гнусное, заслуживающее смерти. С другой стороны его сознание занималось активным подавлением обычных для нормального человека импульсов жалости, сочувствия, стремления оказать помощь человеку, попавшему в беду и других чувств, которые, конечно, вне ситуации ревности были свойственны и Отелло.

Шекспировский герой мыслил патогенно. Описываемые нами автоматизмы ума, он не осознавал. Точно также не осознают их зрители в театре, с захватывающим интересом следящие за ходом событий на сцене. Однако им кажется, что в подобных ситуациях они поступали бы со своими женами иначе.

Осознание работы ума является мудростью, которая возможна только вследствие специального изучения саногенного мышления. Мудрость, как известно, состоит в осознании причин как собственного поведения, так и поведения других. Однако мудрость дает только общие ориентиры поведению. Для изживания ревности требуется еще и приобретение навыков управления работой ума. Эти навыки могут образоваться вследствие умения саногенного размысливания эмоции обиды, стыда, оскорбления, ущемленного достоинства, чувства потери любви, гнева, составляющих ревность. А главное в саногенной работе ума - умение совершать интроспекцию эмоции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.