Важнейшая задача государственной политики в сфере физической культуры и спорта - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ:
1. Определение основ государственного регулирования сферы физической культуры и спорта.
2. Изучение особенностей формирования системы физической культуры и спорта.
3. Обобщение опыта организации работы по развитию физической культуры и спорта на примере субъекта РФ – Курганской области.
4. Выявление путей совершенствованияработы по развитию физической культуры и спорта.
Статья 4 закона определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, к которым среди прочих относятся:
1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;
2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;
4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно -оздоровительных и спортивных услуг;
5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; и др.
Согласно данному закону эти полномочия реализует специально уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, который, собственно, и осуществляет финансирование:
а) научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
б) содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения;
в) подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях (Статья 6).
Таким образом, поддержка отрасли осуществляется двумя основными методами, во-первых, прямого регулирования через финансирование мероприятий и структур, во-вторых, косвенного регулирования через создание условий для функционирования структур отрасли и сооружений. При этом надо учитывать, что одни и те же действия государства являются методами прямого регулирования по отношению к одной цели и косвенными методами по отношению к другой. Например, прямое указание на расходование определенной суммы из федерального бюджета на содержание спортивного сооружения или структуры выступает методом прямого регулирования в отношении запланированного уровня обеспечения населения услугами социальной сферы. В то же время это финансирование оказывает влияние на институциональную среду общества, активизируя заинтересованность населения в услугах данного вида спортивных сооружений и как следствие повышая инвестиционную привлекательность объекта и сопутствующих ему услуг.