Образовательная политика – это деятель- ность органов государственной власти, по- литических партий, общественных органи- заций по повышению эффективности системы образования и ее функционирова- ния в направлении достижения целей обра- зовательной политики в соответствии с за- дачами развития общества и государства.
ДОПИСАТЬ МНЕ ОСНОВЫ
Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
д) свобода и плюрализм в образовании;
е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
К принципам образования относятся:
демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
автономность образовательных учреждений;
адресность и доступность образовательных услуг;
единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.
13) Источники и вопросы финансирования образования в регионах.
Источниками финансирования образования являются:
- государственный бюджет;
- поступления от платных образовательных услуг;
- научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,
- предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.
Государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3,2% ВВП, из средств предприятий и населения по различным каналам в сферу образования поступает 1,7% ВВП. В 90-е гг. произошло резкое падение финансирования образования, вызванное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. По уровню финансирования образования Россия заметно отстает от индустриально развитых стран мира. Так, затраты на одного студента в конце 90-х гг. составляли 300 долл. в год, в США – 18 тыс. долл19.
Государственное финансирование
Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ - около 20% их расходов.
Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В компетенции РФ находятся:
- доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования;
- формирование федерального бюджета в части расходов на образование;
- создание федеральных фондов развития образования;
- установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
- определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.
В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления - формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.
Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения с момента их государственной регистрации, но существует дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования.
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов.
Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.
14+15) Содержание понятий культура, культурные блага, культурные ценности.