Основные формы и направления содействия занятости в регионе.
Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости: Вторичная занятость
· Постоянная занятость
· Неполная занятость
· Нерегулярная занятость
· Теневая занятость
· Условная занятость
· Частичная занятость
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
§ программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
§ программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
§ программы содействия найму рабочей силы.
§ правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
§ обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицыпри сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
§ создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Сторонами трудовых отношений являются работодатели, работники и представители работников. Основа трудовых отношений – это работа, вознаграждение и карьера сотрудников, коммуникации в организации, стиль руководства, а также организационная культура. Структура трудовых отношений зависит от структуры организации и реализуется на различных уровнях организации – между руководством и работниками в целом, между функциональными и линейными менеджерами и отдельными работниками, между топ-менеджерами и представителями работников. Кроме этого, структура трудовых отношений содержит официальные и неформальные аспекты. Официальными аспектами являются различные правила и процедуры, а неформальные аспекты включают в себя понимание, ожидания и предложения. Началом трудовых отношений является тот момент, когда работник предоставляет свои знания, навыки и усилия конкретному работодателю в обмен на то, что работодатель гарантирует работнику определенную зарплату и набор определенных льгот. Эти отношения оформляются официальным трудовым договором. В обязательства работодателя входит выплата зарплаты работнику, предоставление безопасного рабочего места, необходимость вести себя честно по отношению к работнику и не совершать таких действий, которые могут подорвать доверие к трудовым отношениям. У работника также есть свои обязательства, среди которых: подчиняться работодателю, быть компетентным, добросовестным и проявлять лояльность. Трудовые отношения также проявляются и в рамках психологического контракта, который подразумевает, что на начальном этапе трудовые отношения строятся исходя из уникальной комбинации мнений работника и его работодателя по поводу взаимных ожиданий. При этом достаточно часто возникает разочарование по поводу несбывшихся ожиданий, как со стороны руководства, так и со стороны работника. Психологический контракт порождает установки и эмоции, которые формируют и направляют как поведение работника, так и поведение работодателя. Психологический контракт не выражен прямо, кроме этого он динамичен: он развивается со временем по мере накопления опыта, изменений условий работы и переоценки работником своих ожиданий. На сущность трудовых отношений сильно влияют все действия администрации прямо или косвенно связаны с персоналом, т.е. управление персоналом. Особенно важно то, какими методами работают с людьми в таких сферах, как отбор персонала, организация рабочего времени, обучение и аттестация, оценка работы и вознаграждения, карьерный рост, дисциплинарные процедуры, сокращение штата. Для создания и развития позитивных трудовых отношений в организации менеджеры и специалисты по управлению человеческими ресурсами используют следующие приемы: • разрабатывается и доводится до всех членов организации политика в области управления персоналом – правила приема на работу, развитие персонала и карьерный рост, вознаграждения и система льгот, дисциплинарные процедуры, • при проведении собеседований в момент отбора новых работников им предоставляется полная и реалистичная информация, как о благоприятных, так и неблагоприятных сторонах данной работы, • разрабатывается и применяется такая система вознаграждения, которая позволяет добиться справедливости, беспристрастности и последовательности во всех аспектах оплаты и предоставления льгот, • поощряется максимальный контакт между руководителями и членами их команд для улучшения понимания ожиданий друг друга и выработки средств двусторонней коммуникации, • применяется политика максимальной прозрачности по всем вопросам деятельности персонала в организации для того, чтобы работники отчетливо представляли, что происходит в организации и как это отразится на их занятости, развитии и перспективах.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВУ НАСЕЛЕНИЯ
Сведения о вакансиях, возможностях профессионального обучения, участия в оплачиваемых общественных работах, других направлениях работы службы занятости доступны всем гражданам. Информирование населения и работодателей организуется следующим образом:
· размещение сведений непосредственно в ГКУ ЧАО «Межрайонный ЦЗН» и его отделах на информационных стендах;
· размещение сведений на информационных стендах в общеобразовательных школах и профессиональных училищах;
· публикацию материалов о деятельности службы занятости в местных районных, городских газетах, на местном радио и телевидении.