Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Динамика оценки студентами влияния психолого-педагогических факторов



На их отношение к учению

Номера групп и факторов   Ф а к т о р ы Курс, средние оценки в баллах
I II III IV V
Пед. колл. фак-та 2,45 0,86* 0,37 0,69* 1,20*
Коллектив уч. гр. 1,63 0,83* 0,82 0,63 1,02
Актив группы 0,32* 0,32* 0,02* 0,21* 0,64
Куратор 1,82 0,38* 0,35* 0,02* 0,40*
Личность преподав. 2,27 1,17* 0,73* 1,48* 0,76*
Стипендия 2,17 2,12 2,24 2,00 2,10
Поощрения 1,63 1,18* 0,98* 1,26 0,38
Взыскания 0,73* -0,56* 0,31 0,50* -0,20
Аудиторные занятия 2,33 1,51* 1,14 1,84* 2,07*
Индивидуальная и самостоятельная работа 2,22 2,24 1,43 2,02 2,20
НПП 2,45 1,14 1,21 - -
Производ. практика 2,25 - - 2,28 2,31
Экзаменац. сессия 2,34 2,17 2,00 2,12 1,84
Удовлетвор.избр. специальностью   2,45   1,66   1,18   1,57   1,59
Самооценка и уровень притязаний   1,56   1,67   1,69   1,73   1,34

Примечание: "*" - максимальный вариационный размах.

 

Как видим, вскрытую в исследовании картину влияния объективных факторов на отношение студентов к учению нельзя признать до конца благополучной, поскольку ряд факторов (куратор, коллектив академической группы, взыскания и др.), объективно призванных заметно положительно влиять на указанное отношение, своих позитивных стимулирующих функций не выполняет, что ставит вопрос об изучении механизма воздействия их на студентов. Для этого, отталкиваясь от полученных данных, мы выделили среди факторов две противоположные по влиянию подгруппы (по 5 факторов в каждой) и, спустя два месяца после первого опроса, предложили их студентам для нового оценивания в форме следующего опросного листа.

 

Опросный лист 1.

 

Инструкция. Внимательно прочитай помещенный в бланке на стр. 27 перечень факторов и, ориентируясь только на себя, подумай, удовлетворению каких твоих потребностей и интересов, достижению каких целей и стремлений они способствуют. Затем так же внимательно прочитай перечень критериев, помещенных вслед за данной инструкцией. Выбрав первый из факторов, вырази степень своего согласия или несогласия с каждым из 12-и критериев по пятибалльной шкале. Выбирай балл 5, когда ты абсолютно согласен с суждением, 4 - просто согласен, 3 - и да, и нет, 2 - не согласен, 1 - абсолютно не согласен. Полученные таким образом оценки поставь друг за другом в первой строке бланка опросного листа против номеров соответствующих критериев. Закончив работу с первым фактором, переходи ко второму, заполняя вторую строку, и так до тех пор, пока все строки опросного листа не будут заполнены.

 

Бланк опросного листа

№№ п\п Перечень факторов  
Семинарские и практические занятия              
Коллектив учебной группы              
НПП              
Актив группы              
Производственная практика              
Куратор              
Экзаменационная сессия              
Поощрения              
Стипендия              
Взысказывания              
                         

Перечень критериев. 1 - способствует приобретению знаний, необходимых в будущей работе, 2 - удовлетворяет познавательный интерес, 3 - способствует искоренению некоторых свойственных мне недостатков, 4 - развивает профессиональные умения и навыки, 5 - формирует научное мировоззрение, 6 - здесь я получаю признание моих способностей, 7 - помогает в освоении будущей специальности, 8 - расширяет кругозор, 9 - укрепляет мой авторитет в группе, 10 - способствует пониманию людей и установлению правильных с ними взаимоотношений, 11 - сообщает много интересных фактов, 12 - помогает трезво оценить свои возможности.

Нетрудно заметить, что предложенный студентам перечень критериев включает, по сути, три разных группы: 1, 4, 7, 10 - критерии профессионального становления; 2, 5, 8, 11 - познавательно-мировоззренческие критерии; 3, 6, 9, 12 - критерии самоутверждения и самосовершенствования личности. Поэтому далее были подсчитаны средние оценки для каждой группы критериев отдельно, а результаты сведены в табл. 2.

Пониманию механизма влияния объективных факторов на отношение к учению способствовало также изучение мотивов учебной деятельности испытуемых. Адаптировав для этих целей известные методики, мы предложили студентам второй опросный лист.

 

Таблица 2.

 

Критерии степени влияния факторов на отношение

Студентов к учению

 

Группы Факторов   Ф а к т о р ы Критерии
Проф. становления Познавательные Личностные
Сильно положительно действующие факторы Произв. практ. Семин. и практич. занятия Экзам. сессия Индивидуальная и самост. работа Стипендия 4,75 4,70   4,00   4,75 2,75 3,75 4,35   4,50   3,00 1,50 4,50 3,75   3,75   4,50 4,75
Слабо положительно или отрицательно действующие факторы Коллектив уч. группы Актив уч. группы Куратор Поощрения Взыскания   2,25   2,00 2,00 1,00 1,25   1,25   1,75 2,50 1,25 1,00   3,00   2,25 1,75 2,75 2,25

 

Опросный лист 2

 

Инструкция. Внимательно прочитай список мотивов учебной деятельности, допиши недостающие и проранжируй полученный перечень мотивов в порядке их действенности, поставив на первое место самый сильный из мотивов, на второе - самый сильный из оставшихся и т.д. Ранжируя мотивы, полагайся не на отвлеченные соображения, а на собственные побуждения.

Итак, почему ты учишься?

 

 

Мотивы учебной деятельности Ранговое место мотива
Это мой долг Хочу получить полные и глубокие знания Лучше учиться, чем идти в армию или работать Нравится получать хорошие отметки Хочу стать хорошим специалистом Чтобы избежать нареканий Не хочу быть хуже других Этого хотят родители Нравится быть студентом Нужен диплом о высшем образовании Все учатся и я тоже Просто интересно  

 

Далее, как обычно, составлялись сводные таблицы. Полученные данные суммировались и находился модальный ряд. Приводим его в готовом виде:

1. Хочу стать хорошим специалистом.

2. Хочу получить полные и глубокие знания.

3. Это мой долг.

4. Просто интересно.

5. Нравится быть студентом.

6. Не хочу быть хуже других.

7. Лучше учиться, чем идти в армию или работать.

8. Нужен диплом о высшем образовании.

9. Нравится получать хорошие отметки.

10. Этого хотели родители.

11. Все учатся и я тоже.

12. Чтобы избежать нареканий.

 

Как показали исследования, со временем факторная структура мотивов учебной деятельности студентов мало меняется, несмотря на глубокие социальные изменения в обществе и выбираемые студентами професии. В подтверждение приведем данные исследования мотивов учебной деятельности студентов-психологов, полученные нами совсем недавно.

 

Под мотивацией мы понимали совокупность факторов (мотивов), побуждающих, направляющих и поддерживающих активность.

В свое время К.Д.Ушинский говорил, что учитель, который не задумывается над мотивами поведения школьников, сам не ведает, что творит. Думается, преподаватель вуза, не знающий мотивов учебной деятельности студентов, поступает не лучше, потому мы стараемся делать это регулярно.

При изучении мотивации, как правило, встают два вопроса:

1) феноменологический - что относить к мотивам, побуждающим данную деятельность;

2) гносеологический - как изучать эти мотивы.

В поиске ответов на первый вопрос мы ежегодно в течение ряда лет задавали студентам первого курса один и тот же вопрос: «Что привело тебя сюда, почему ты учишься?». В результате получен перечень, состоящий из 25 утверждений, которые, на наш взгляд, достаточно представляют учебную мотивацию студентов-психологов. Основанием для такого заключения послужил тот факт, что последние два года студенты не смогли добавить в предложенный им список мотивов (см. ниже) ничего нового.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.