1.Письменно разработать понятийный аппарат своей будущей курсовой работы. Для этого: выписать определение базовых и периферийных понятий из научных словарей, выделив цветными фломастерами (одинаковым цветом) сходные смыслы в данных понятиях. Письменную работу озаглавить: «Понятийное поле моей будущей курсовой работы».
2.Предварительно разработать проект содержания курсовой работы - название глав, параграфов
3.Ответить устно на вопрос: Обобщение, внедрение научного исследования в педагогический процесс воспитательно-образовательного учреждения (дет. сад, школа)
Литература
1.Валеев, Г. Х. Формулировка новизны исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2003. - №7. – с. 25-29
2.Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода. – Педагогика. – 2005. - №5. – 39-44
3.Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В. И. Журавлева. – М. : Просвещение, 1987
4.Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст]: учеб. пособие / В. А. Ядов в сотрудничестве с В. В. Семеновой. – М. : Ин-т социологии РАН: Добросвет, 2003. – 596 с
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
1. Выделить ошибочное мнение относительно критерия научности психологического исследования, этим критерием является:
§ новое знание о психологической действительности;
§ практическое применение новых знаний в решении психологических проблем человека, общества, трудового коллектива;
§ удовлетворение амбиций ученого.
2. Определить неверную формулировку понятия «метод психологического исследования»:
§ метод – это способ получения фактов о психической и психологической реальности;
§ метод – это способ размышления ученого о научной психологической проблеме;
§ метод – это способ изучения и анализа научной литературы по проблеме исследования;
§ метод – это удачное цитирование мнения авторитетов в научном мире психологов, высказываний в нужное время и ситуации.
3. Выделить главные (ведущие) методы психологического исследования:
§ беседа
§ наблюдение, эксперимент
§ тест
§ анкета
4. В приведенной ниже типологии видов экспериментов исключить ошибочное. Эксперимент бывает:
§ естественный;
§ лабораторный;
§ топографический;
§ психолого-педагогический.
5. Прием для проверки стабильности проверяемого свойства:
§ тест – расчет;
§ метод расщепления;
§ расчет коэффициента надежности;
§ среднее арифметическое.
6. В приведенных ниже определениях наблюдения как ведущего метода психологического исследования выделить наиболее верное:
§ наблюдение – это метод познания интересующих исследователя явлений на основе их восприятия органами чувств с одновременной изначальной и первичной обработкой получаемой информации в сознании ученого;
§ наблюдение – это общий путь, который выбирает ученый для получения интересующей его информации;
§ наблюдение – это процесс фиксирования происходящих событий.
7. Время наступления «тестового бума» в психологических исследованиях:
§ Конец 18 века;
§ Первая половина 19 века;
§ 20-е годы 20 века;
§ Настоящее время.
8. Выбрать наиболее верный перевод английского слова «тест», характеризующий его как диагностический инструмент психологического исследования:
§ Знакомство;
§ Рецепт;
§ Проба (проверка).
9. Исключить ошибочное утверждение в следующей фразе: «Наибольшая удовлетворенность людей отмечается в экспериментах, если:
§ Участники получают денежное вознаграждение;
§ При демократическом стиле руководства экспериментатора – психолога;
§ при стихийном (свободном) стиле руководства экспериментом;
§ Каждый член экспериментальной группы по очереди выступает в роли лидера»;
10. В приведенном ниже определении понятий «выборка», исключить ошибочное:
§ Это группа людей (детей), участвующая в эксперименте;
§ Это группа друзей;
§ это часть генеральной совокупности.
11. В характеристике критериев добротности метода психологического исследования исключить ошибочное:
§ надежность;
§ валидность;
§ внешняя привлекательность и простота;
§ точность.
12. Экспериментальная выборка характеризуется репрезентативностью. Выбрать ошибочное мнение в приведенном ниже положении: «Репрезентативность выборки – это:
§ ее типичность;
§ Представительность;
§ случайность подбора испытуемых».
13. В классификации видов наблюдения исключить лишнее:
§ включенное – не включенное;
§ Дискретное – не прерывистое;
§ скрытое – открытое;
§ Обыденные слухи – общественное мнение.
14. В определении гипотезы научного психологического исследования исключить ошибочное:
§ гипотеза – это предварительный проект исследования по решению поставленной цели. в котором закономерности носят скрытый, еще не выявленный характер;
§ гипотеза – это умозаключение, не требующее экспериментальной проверки;
§ гипотеза – это высказанное исследователем предположение о наличии закономерности, связи между интересующими учеными, психологическими явлениями.
15. Любое научное психологическое исследование базируется на методологии. Исключить ошибочную характеристику методологии. Она бывает: