«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной психологии
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Методы психологических исследований»
для специальностей 050716 – «Специальная психология» по циклу ДПП.Ф.03.
Очная форма обучения
Курс – 3
Семестр – 5,6
Объём в часах всего – 180
в т. ч.: лекции – 60
практические занятия – 20
лабораторные занятия - 10
самостоятельная работа – 90
Зачет – 5
Экзамен - 6
Заочная форма обучения
Курс – 3
Семестр – 4,5
Объём в часах всего – 180
в т. ч.: лекции – 20
практические занятия – 4
лабораторные занятия - 2
самостоятельная работа – 157
Зачет – 4
Экзамен - 6 семестр
Екатеринбург – 2007
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методы психологический исследований»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2007. – 37 с.
Составитель: Алиева Н.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии УрГПУ
Протокол от 07.06. 2007 г. № 8 . Зав. кафедрой О.Г. Нугаева
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № ____ от _________ г.
Начальник отдела _________ Р.Ю.Шебалов
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2005 года предусматривает изучение дисциплины «Методы психологических исследований» студентами специальности 050716 – «Специальная психология» в определённом объеме.
Дисциплина “Методы психологических исследований” знакомит студентов с основными методами психологического познания человека, с основными типами экспериментальных психодиагностических методик; значительное место в курсе отводится на выявление закономерностей построения экспериментальных психодиагностических методик и изучение требований к их построению и проверке. Подробно рассматриваются вопросы стандартизации, надежности и валидности методик, вопросы репрезентативности результатов экспериментальных исследований. Существенная часть курса касается методов математической статистики и планирования эксперимента в психологии.
Таким образом, курс “Методы психологических исследований” является продолжением и существенным дополнением других учебных дисциплин психолого-педагогической подготовки студентов по специальности 031900 Специальная психология.
Цель дисциплины: формирование у студентов основ теоретических знаний в области методологии и методов психологии, изучение основных методов психологии, особенностей их применения.
Задачи дисциплины:
1. Освоение студентами наиболее общих знаний о принципах и структуре научного исследования;
2. Формирование умений применять на практике различные психологические методы;
3. Выявление основных психологических особенностей экспериментатора и испытуемого;
4. Определение основных критериев эффективности экспериментальных методик;
5. Освоение способов интерпретации и представления результатов психологических исследований.
Для реализации задач дисциплины предусмотрены: лекционные, семинарские и лабораторные занятия, а также самостоятельная работа студентов.
Специфика содержания программы.
Содержание лекционного курса раскрывает теоретические вопросы разработки и проведения психологических исследований при помощи различных методов с учетом психологических особенностей экспериментатора и испытуемого. Внимание студентов акцентируется на вопросах развития экспериментальной психологии, на особенностях организации и проведения психологических исследований.
Содержание семинарских занятий расширяет и углубляет знания студентов в области классификации методов психологического исследования и их применения на практике, раскрывает психологические особенности личности, проявляющиеся в ситуации психологического обследования, способствует формированию умения интерпретировать данные исследования и представлять результаты диагностики различными способами.
На лабораторных занятиях отрабатываются умения и навыки конструирования и определения эффективности различных психологических методик, контроля переменных в ситуации психологической диагностики.
Самостоятельная работа сопряжена с изучением психологической литературы по вопросам теории и практики использования методов психологического исследования, с целью закрепления теоретических знаний, полученных на практических и лабораторных занятиях, выполнением рефератов, подготовкой научных сообщений и докладов.
Общая трудоемкость дисциплины – 180 часов, на аудиторные занятия отводится 90 часов; из них 60 часов – лекционные, 20 часов – семинарские, 10 часов – лабораторные занятия. На самостоятельную работу студентов по дисциплине дается 90 часов. Дисциплина проводится в 5-ом и 6-ом семестрах. Отчетность - зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения
№
п/п
Наименование темы, раздела
Всего трудоёмкость
Аудиторные часы
Самостоятельная работа
Всего
Лекции
Практические
Лабораторные
1.
Основные методы в психологии и их классификация
2.
Метод наблюдения
3.
Виды психологического эксперимента (естественный, лабораторный)
4.
Требования к организации и проведению эксперимента
5.
Тесты
6.
Психометрический подход в психологии
7.
Измерительные шкалы
8.
Понятия стандартизации, надежности и валидности
9.
Определение репрезентативности выборки
10.
Методы обработки и анализа результатов психологического исследования
11.
Статистические методы в психологии
12.
Графическое представление полученных данных
13.
Определение значимости различий, связи переменных
ИТОГО:
2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения
№
п/п
Наименование темы, раздела
Всего трудоёмкость
Аудиторные часы
Самостоятельная работа
Всего
Лекции
Практические
Лабораторные
1.
Основные методы в психологии и их классификация
2.
Метод наблюдения
3.
Виды психологического эксперимента (естественный, лабораторный)
4.
Требования к организации и проведению эксперимента
5.
Тесты
6.
Психометрический подход в психологии
7.
Измерительные шкалы
8.
Понятия стандартизации, надежности и валидности
9.
Определение репрезентативности выборки
10.
Методы обработки и анализа результатов психологического исследования