Тема: Методы обработки и анализа результатов психологического исследования
Вопросы для обсуждения
1. Перечислить способы обработки полученной информации, существующей в современной психологической науке
2. Что представляет из себя метод шкалирования
3. Перечислить правила, которые необходимо учитывать при графической обработки научных данных (Л. В. Куликов)
4. Какие методы входят в группу статистической обработки научных данных
Практическое задание 1: Опираясь на результаты, полученные при выполнении семинарского задания №3 (проективный рисунок), обработать их графически и статистически. По следующим параметрам: цветовая гамма рисунка (представить в виде таблицы); характер штрихов рисунка (представить в виде таблицы); по шкале агрессивная – не агрессивная символика рисунка (представить в виде таблицы); эгоцентризм - не эгоцентризм автора рисунка (представить в виде таблицы); тщательность – небрежность изображения людей входящих в социальную сферу художника.
Практическое задание 2:Полученную индивидуальную информацию свести к совокупной (сводный график или таблица, диаграмма)
Литература
1. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования [Текст] / В.Н, Дружинин. – М. : Инс-т психологии РАН, 1993. 120 с. (1)
2. Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / под ред. К. М. Гуревича [и др.]. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 1999. – 192 с.
3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие: в 2 кн. – М. :ВЛАДОС – Пресс, 2002. – Кн. 1: 384 с. (5)
Практическое занятие №8
Тема: Статистические методы в психологии
Вопросы для обсуждения
1. Основные статистические понятия, используемые психологом – экспериментатором
2. Понятие среднего арифметического значения, формула расчета
3. Медиана и ее характеристика
4. Условия, при которых применяется медиана при обработке результатов
5. Мода, ее характеристика как статистического критерия эксперимента
6. Дисперсия, формула расчета
7. Критерий Стьюдента, его расчет.
Практическое задание: Индивидуальную информацию, полученную студентами вашей группы на практике (см сем. 3, 7) обработать математически, выявить средне арифметическое по критериям (см сем. 7)
Литература
1. Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / под ред. К. М. Гуревича [и др.]. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 1999. – 192 с.
2. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. «Психология» / Т. В. Корнилова. - М. : Изд-во МГУ, 2001. – 256 с.
Практическое занятие №9
Тема: Графическое представление полученных данных
Вопросы для обсуждения
1. Виды графической характеристики экспериментальных данных (график, диаграмма, цистаграмма)
2. Виды диаграмм и их характеристика: криволинейная, полосчатая, пиктограмма, парные полосы, круговая, гистограмма частот, ступенчатый график. Привести примеры.
Практическое задание: Полученную информацию на 3 семинарском занятии представить графически, обосновать выбранный вид графической характеристики
Литература
1. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т, Сост. С. М. Зиньковская. – Екатеринбург: Б. И. , 2001. – 93 с. (1)
2. Бордовская, Н. В. Системная методология современных педагогических исследований / Н. В. Бордовская // Педагогика. – 2005. - №5. – с. 21-29
Практическое занятие №10
Тема: Определение значимости различий, связи переменных
Вопросы для обсуждения
1. Зависимая переменная, определение данного понятия и его содержание
2. Раскрыть содержание параметров измерения зависимой переменной (Точность, латентность, длительность выполнения задания испытуемым, частота действия, продуктивность)
3. Что такое независимая переменная
4. Что такое ранжирование в обработке психологических данных (привести примеры)
5. Коэффициент ранговой корреляции и формула его расчета.
Литература
1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология» / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2006. – 320 с.
2. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. «Психология» / Т. В. Корнилова. - М. : Изд-во МГУ, 2001. – 256 с. (3)