Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема .Проблемы фиаско (провалов) рынка и необходимость государственного регулирования



1.Внешние эффекты.

Существуют проблемы на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи когда рынок неэффективно распределяет ресурсы, называются провалами или фиаско рынка.

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты (экстерналин). Это воздействие сделки на третьих лиц, не участвующих в данной обменной сделке. Такое воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Отрицательные внешние эффекты – это издержки, появляющиеся у третьих лиц в результате производства или потребления каких-либо благ. Примером отрицательного внешнего эффекта производства может быть сброс отходов химическим комбинатом в реку. Ущерб, наносимый сбросом отходов включает потерю выгод или полезности, связанных с использованием реки в рекреационных целях. Отрицательный внешний эффект потребления возникает, например, при езде на автомобиле, поскольку выхлопные газы загрязняют воздух.

Совокупные внешние издержки (ТЕС), представляют собой совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они неуклонно увеличиваются с ростом производства.

Предельные внешние издержки (МЕС) – это дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы, которые не оплачиваются производителем, а перекладываются на третьих лиц.

 

МЕС=∆ TEC/ ∆ Q

 

Кривая предложения продукции химической промышленности отражает предельные издержки производства для индивидуальных производителей (предельные индивидуальные издержки).

Предельные индивидуальные издержки производства (МРС) не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных эффектов.

Предельные общественные издержки (МSС) есть сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек :

 

МSС= МРС+МЕС

 

Кривая предельных общественных издержек расположена выше кривой предложения на величину МЕС.

Рис. 37 Отрицательный внешний эффект.

 

Рыночное равновесие соответствует точке Е, в которой рыночная цена соответствует РЕ, а объем продаж QE. Однако эффективные для общества издержки (МSС) равны предельной общественной полезности (МSВ). предельная общественная полезность любого объема продукции – дополнительная полезность, получаемая при выпуске ещё одной единицы продукции.

Таким образом при возникновении отрицательного внешнего эффекта объем выпуска QE больше чем общественно эффективный QZ, а цена РЕ оказывается заниженной по сравнению с PZ.

Положительные внешние эффекты – выгоды от рыночных сделок, получаемые третьими лицами и не отраженные в ценах. Услуги в области здравоохранения, образования, орошения, озеленение и другие порождает положительное внешние эффекты. Кривая рыночного спроса на благо отражает его предельную индивидуальную полезность (МРВ). Это дополнительная полезность, получается лицом, купившим дополнительную единицу блага. При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность данного блага меньше его предельной общественной полезности (МSВ).

 

МSВ= МРВ+МЕВ

 

Предельная внешняя полезность (МSВ) – это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами ни покупателями этого блага. Кривая предложения общественной полезности лежит выше кривой рыночного спроса на величину МЕВ.

Рис. 38 Положительный внешний эффект.

 

Общественно эффективное количество этого блага – QZ, однако на рынке будет продано только равновесное количество QE. При наличии положительного внешнего эффекта товары или услуга продаются и покупаются в условиях равновесия в меньшем по сравнению с общественно эффективным объёме.

Трансформация внешних эффектов во внутренние (интернализация) достигается путем корректирования предельных индивидуальных издержек (МРС) или полезности (МРВ) таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или полезность.

Чтобы интернализировать отрицательный внешний эффект необходимо прибавить предельные внешние издержки к предельным индивидуальным издержкам. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены и к снижению объёма спроса на товар, порождающий этот эффект.

Корректирующий налог – налог на выпуск товара, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных. Корректирующий налог на единицу продукции Т должен быть равен предельным внешним издержкам:

 

Т=МЕС.

 

Введение налога вызывает смещение кривой предложения вверх на Т. Рыночное равновесие смещается из точки Е в точку Z. Рыночная цена возрастает с РЕ до PZ, что приводит к падению объёма спроса и продаж с QE до QZ. Внешний эффект интернализирован, поскольку цена продукции теперь равняется предельным общественным издержкам. Интернациализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены и к снижению объема спроса на товар, порождающий этот эффект.

Корректирующий налог –налогна выпуск товара,который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных. Корректирующий налог на единицу продукции Т должен быть равен предельным внешним издержкам :

 

Т=МЕС.

 

Введение налога вызывает смещение кривой предложения вверх на Т. Рыночное равновесие смещается из точки Е в точку Z. Рыночная цена возрастает с РЕ до PZ, что приводит к падению объема спроса и продаж с QE до QZ. Внешний эффект интернализован, поскольку цена продукции теперь равняется предельным общественным издержкам.

Для интернализации положительного внешнего эффекта необходимо прибавить предельную внешнюю полезность товара к его предельной индивидуальной полезности. Интернализация положительно внешнего эффекта должна привести к падению цены, что будет стимулировать рост потребления.

Корректирующая дотация – это плата потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такая дотация оказывает понижающее воздействие на цену товара, что увеличивает объем его выпуска до общественного эффективного уровня. Дотация R должна быть равна предельной внешней полезности:

 

R=MSB.

 

Выплата дотации приводит к увеличению спроса. Линия спроса D сдвигается вверх на R. Рыночное равновесие смещается из точки Е в точку Z. Цена, получаемая продавцами возрастёт до PZ+, чистая цена, уплачиваемая покупателями снизится до PZ­­­­-. Объем продаж возрастет до QZ и достигнет общественного уровня.

 

Теория Коуза

Рональд Коуз исследовал связь между установлением прав собственности, их обменом и эффективностью.

Теорема Коуза утверждает, что при ничтожно малом уровне трансакционных издержек отрицательные внешние эффекты могут быть интерналтзованы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права. Неважно, кому передаются права собственности. Если разрешен свободный обмен правами, итоговое распределение ресурсов будет одним и тем же.

Трансакционные издержки – издержки установления и обмена правами собственности.

Отрицательные внешние эффекты возникают если права собственности на ресурс ни за кем не закрепленные. Если, например водные ресурсы никому не принадлежат фирмы могут сбрасывать отходы в реки и озера бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов претендуют на использование водоёмов в альтернативных целях. Если государство установит право собственности на водоём для третьих лиц внешний эффект будет устранен. Они смогут вступить в переговоры с фирмами-загрязнителями и добиться сокращения сброса отходов. Однако это возможно лишь при таком количестве заинтересованных сторон, при котором трансакционные издержки малы, проще говоря число участников не должно быть слишком велико.

Например, два предприятия используют один и тот же ресурс, допустим озеро во взаимоисключающих целях : одно – для сброса отходов, другое – для разведения рыб. Неважно кто из них получил первым право на использование озера. Важно само достижение договора о компенсации: тот кто получил выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда загрязняющий озеро завод сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счёт компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что если возможно чёткое определение прав собственности на ресурсы проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговорово купле-продаже данных прав. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

 

Общественные блага

 

Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана. Покупка частного блага принесет полезность только покупателю и не приведет к возникновению положительных и отрицательных эффектов для кого-либо ещё.

Чистое общественное благо – это такое благо которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того платят они за него или нет. Невозможно получение полезности от обеспечения общественным благом единственного потребителя. Чистое общественное благо приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Национальная оборона – пример чистого общественного блага. Если границы государства охраняются ради одного человека, одновременно получают пользу и каждый гражданин.

Чистые общественные блага имеют две особенности:

1.Свойство не избирательности в потреблении. Это означает, что при данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других.

2.Они не обладают исключительностью в потреблении. Это означает, что потребители не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Фактически невозможно взимать плату за право потребления такого блага с индивидуальных его потребителей. Поэтому рыночная система общественные блага либо вообще не производит либо производит в недостаточном количестве. В большинстве случаев общественные блага производятся и поставляются государством за счет налогов собираемых со всего населения.

Кривая рыночного спроса на частное благо представляет собой горизонтальную сумму кривых индивидуального спроса.

Рис.39 Кривые индивидуального и рыночно спроса на частное благо.

Кривая совокупного спроса на общественное благо строится путем вертикального суммирования кривых индивидуального спроса. необычный характер построения кривой совокупного спроса на общественное благо объясняется тем, что одно и то же количество приносит пользу многим потребителям.

Предположим, что спроса на какое то общественное благо предъявляют три потребителя. Полезность от каждой единицы общественного блага они выражают в величине налога, который готовы заплатить за выпуск и эксплуатацию этого блага. Точка на кривой совокупного спроса получается путем сложения суммы налога, который готов заплатить каждый потребитель при данном объеме блага.

Рис.40 Кривые индивидуального и совокупного спроса на общественное благо.

 

На практике определить спрос на общественное благо довольно сложно. Дело в том, что существуют стимулы не предоставлять информацию о своей предельной полезности от общественного блага. Потребители получают выгоду от общественного блага независимо от того вносят ли они вклад на покрытие его издержек или нет. Этот факт побуждает людей вносить вклад меньший, чем получаемая ими предельная полезность. Они делают это в надежде, что другие внесут сумму, достаточную для производства необходимого количества данного блага. Такое явление получило название проблемы «безбилетника».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.