Карма – восточное верование, в котором утверждается: «Что посеешь, то и пожнешь». Посмотрим, как это представление развивалось в Индии, и как оно помогает организовать хаос и поддерживать порядок в обществе. В Индии более 93% богатств принадлежат менее чем 1% населения. Теория кармы помогает удерживать в нищете 99% населения. В дальнейшем нам следует рассмотреть религиозные и духовные системы в более широком контексте, чтобы понять, как они пытаются организовать хаос. Например, в Индии развивалась теория кармы («Если я беден в этой жизни – значит, это наказание за грехи прошлых жизней. Если я буду хорошим в этой жизни – я заслужу хорошее будущее воплощение»). Теория кармы наводит порядок в мыслях 99% населения, иначе они могут свергнуть 1% богатых. Как еще контролировать массы, если не с помощью кармы и Бога? Теория кармы – духовная философия, которая используется для обоснования и поддержкиэкономического положения в Азии.
Псевдодуховность теории кармы
«Я нахожусь в нужде и нищете из-за плохой кармы» (у меня нет того, что мне хочется).
Дети не понимают, почему их желания не выполняются. Для того, чтобы как-то объяснить это самому себе, внутренний ребенок наделяет ситуацию духовным смыслом, помогающим ему справиться с болью и растерянностью. Эта ситуация поддерживается в Азии с помощью культуры, а на Западе – с помощью религии. Это наркотик, помогающий облегчить боль и хаос, которые иначе могут побудить люден заявить о своих правах и изменить ситуацию. Ниже описывается еще один способ одухотворения боли, который я назвал сверхтрансперсональной псевдодуховностью.
Когда вы не получаете желаемого: «Бог (родители) предназначает меня для более высоких целей»
Когда мир кажется непонятным и хаотическим: «Неисповедимы пути Господни».
Когда вы хорошо себя ведете и не получаете никакого вознаграждения: «Я получу награду в будущей жизни» либо: «Они будут наказаны в будущей жизни за то, что так плохо обращаются со мной в этой».
В когнитивной терапии такой тип мышления называется «ловушка Божественной награды».
«Когда вы мыслите таким образом – вы всегда пытаетесь «поступать правильно» в надежде на вознаграждение. Вы приносите себя в жертву, становитесь рабом чужих желаний – и при этом воображаете, что где-то вам засчитывающей добрые дела, за которые вы в один прекрасный день получите приз».
Мак-Кей
Заметим, что это очень похоже на состояние внутреннего ребенка. В индийской философии вам следует трудиться и жертвовать собой ради освобождения. В христианстве самопожертвование всячески превозносится. Проблема заключается в том, что люди жертвуют собой в надежде на вознаграждение, которого они не получают. Внутренний ребенок считает, что его поведение («Я хорошо себя веду») является причиной будущей награды («За это я получу деньги, власть, вечное блаженство»).
Исключительность
Ребенок создает транс собственной исключительности, чтобы справиться с болью, когда на него не обращают внимания и не заботятся о нем. Через много лет взрослый ожидает, что о нем будут заботиться, так как он «особенный». В этом трансе ребенок считает себя не таким, как все остальные, – это легче, чем испытывать пренебрежение или жестокость.
Недавно на семинаре один из участников спросил меня: «Как мне узнать, когда я нахожусь в состоянии внутреннего ребенка?» Я ответил: «Когда вы чувствуете, что вы – особенный и не такой, как все». Несколько лет назад один известный терапевт спросил меня: «А что плохого в том, чтобы считать себя исключительным?» Я ответил: «Это приводит к чувству изоляции, одиночества, разрыва связей с окружающими; вам кажется, что никто вас не понимает, вы одиноки и чужды всем. Это может привести к депрессии. Стоить ли платить такую цену за то, чтобы внутренний ребенок чувствовал себя особенным, исключительным и, следовательно, защищенным?»
Этот транс помогает ребенку справиться с семейными проблемами. Иногда дети – жертвы инцеста считают себя особенными, избранными мамой и папой для высшей цели. Эти детские трансы рождают в душе взрослого чувства:
– непонимания: «Неужели люди не видят, что я не такой, как все?»;
– отчуждения: «У меня есть тайна (инцест), которая оттолкнет от меня людей, и никто не сможет понять меня»;
– непризнания: «Люди не видят глубины моей души либо вообще «замечают меня».
В этом трансе исключительности от ребенка скрывают тайну (инцест). Родители, которых ребенок подсознательно считает богами, обладают тайной. Позже внутреннего ребенка могут привлекать гуру, утверждающие: «Я обладаю тайным знанием». Внутренний ребенок Считает, что обязательно должен раскрыть тайну и узнать истину, в надежде, что «истина сделает его свободным». Его постоянно привлекают гуру, которые уверяют, что обладают истиной, которая будет открыта ему, так как он – избранный. В моей ситуации истиной был инцест, и эта истина сделала меня свободным от транса псевдодуховности. Я искал гуру в надежде узнать тайну, которую мой внутренний ребенок скрывал от меня. Я переносил образы моих родителей на гуру, воображая, что им известна «тайна». Гуру является манифестацией контр-переноса. Он воплощает другую сторону внутреннего ребенка, притворяющегося, что ему известна тайна освобождения, и он может открыть ее вам. Часто гуру претендуют на то, что им ведомы все тайны мироздания. Гуру верит, что обладает истиной, а внутренний ребенок переносит на него образы родителей в надежде, что тот выведет его из лабиринта и поможет открыть тайну (инцест или алкоголизм). Тайна одухотворяется; в восточной философии она иногда называется «майя» (иллюзия). Гуру не знал тайны моего инцеста. Я одухотворял тайну, а он верил, что истина сделает меня свободным. В моем случае истина об инцесте сделала меня свободным от транса псевдодуховности.
Идеализация насилия
Многие гуру насилуют учеников эмоционально и сексуально. К несчастью, внутреннему ребенку в душе взрослого это знакомо, поэтому он принимает насилие как должное, возводя его в ранг духовности. Один индийский гуру дал обет целомудрия и при этом вступал в Связь с несовершеннолетними учениками. Они называли это тантрой (тайная сексуальная йога). Другой учитель заставил всех переспать друг с другом, заявляя: «Вы должны заниматься сексом до тех пор, пока не станете к нему равнодушны». Третий учитель спал со своими учениками, а затем отрицал это. Интересно, что ученики тоже отрицали это. Гуру отрицает собственное пьянство и насилие ровно в той степени, в какой их отрицает внутренний ребенок его ученика. Один учитель умер от цирроза печени – все знали, что он алкоголик. Его ученики объясняли это так: «Он пил и занимался сексом с нами, чтобы показать нам, что он тоже человек».
Подобное притягивает подобное: гуру-насильник и ученик-жертва – две стороны одного и того же внутреннего ребенка.