Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Позитивизм и этапы его эволюции



В рамках философии XIX–XX веков складываются такие направления, как позитивистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое, социально-критическое и др.

Философские школы позитивизма поднимают философские проблемы науки, формируя мировоззрение в основном той научно-технической интеллигенции, которая рассматривает научно-технический прогресс в качестве средства решения любых социальных проблем.

Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль и др.), высказавший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на самою себя, свершившимся фактом. В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 – 20 веках, а также необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание.

Так называемый «второй позитивизм» (эмпириокритицизм - Мах, Авенариус) претендовал на создание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступает как физические, в другой – как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное – ни материальное, ни идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания ХХ века.

Дальнейшее развитие позитивизма связано с формированием неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма – Т.Кун, К.Поппер, И. Лакатос и др.

Главной своей задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука. Это:

-принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта),

-принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.),

-принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).

Аналитическая философия во главу угла ставит изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача – осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д.Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.

Аналитическая философия и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки[48]. Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость) и опровержимости (фальсифицируемость).

 

 

Философия марксизма.

Марксизм представляет собой сложную трехчастную систему, все составляющие которой взаимосвязаны, дополняют и обосновывают друг друга. Это – философская, экономическая теория и теория научного социализма.

Основоположниками марксизма являются Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), хотя названное учение и носит имя одного из них – Маркса. По словам Энгельса, это вполне оправданно, ибо Маркс был более основательным, более глубоким мыслителем, чем все остальные его ученики и последователи. Поэтому это учение по праву носит его имя.

Становление марксизма

Марксизм появился как закономерное, логически необходимое продолжение развития интеллектуальной теории Нового времени, начавшейся Ф. Бэконом и Р. Декартом. То обращение к науке, необходимость которой так остро почувствовали основоположники философских идей этого периода, нашло свое дальнейшее воплощение и, пожалуй, даже завершение в марксизме, перенесшем вопросы научного познания природы на познание человеческой истории. Марксизм усилил научность (разумность) теории, заявив теоретически и практически, что история точно так же поддается логическому анализу, как и природа, что в истории действуют объективные законы, проявляющиеся, правда, как тенденции. Их познание дает возможность прогнозировать человеческое будущее точно так же, как синоптик прогнозирует погоду. Возникло материалистическое понимание истории, которое Энгельс оценивал как великое научно-историческое открытие Маркса. Отныне стало возможным утверждать, что не только развитие природы, но и развитие общества (человеческой истории) представляет собою не собрание, не скопление отдельных, случайных, хаотичных событий, а определенный закономерный процесс, познаваемый и предсказуемый в известных пределах в будущем.

Нельзя не отметить и то, что появление марксизма явилось последовательным осознанием как германской истории, так и ее философии. Первое проявилось в том, что к середине ХIХ в. Германия по-прежнему оставалась экономически и политически отсталой страной. Хотя и начался сбор немецких земель в единое централизованное государство, он проходил медленно и под непосредственным влиянием наполеоновской оккупации. Он осуществлялся под первоначальным воздействием внешних сил, а не в результате имманентного развития самой Германии. Поэтому кажется парадоксальным, что в этой отсталой стране появилось такое учение, как марксизм, выходящее по своей значимости, глубине и широте обобщений за пределы своей страны. Германия продолжала удивлять не только своих граждан – немцев, но и другие народы. В ХVIII веке она дала миру классическую немецкую философию, в которой отразилась мечтательность немецкой буржуазии. В середине ХIХ в. отсталая Германия порождает новое философское учение, к восприятию которого официальные власти были не только не готовы, но и выступили в качестве его непримиримых противников. Вскоре марксизм стал не только узко немецким, но и интернациональным учением рабочего класса.

В развитии марксизма можно условно выделить три периода. Первый датируется началом теоретической деятельности К.Маркса и Ф.Энгельса и заканчивается революцией в Европе 1848 г. (выходом в свет "Манифеста коммунистической партии"). Этот период чаще всего называют "философским", поскольку он связан с разработкой общефилософских проблем, с формированием диалектико-материалистического мировоззрения, с марксовским прочтением отчуждения человеческой сущности в условиях господства частной собственности на средства производства. Второй период определяется временем от 1848 г. до 1871 г. (до Парижской Коммуны). Здесь Маркс занимается в основном экономическим обоснованием философских воззрений, опускает, так сказать, философские идеи на землю, реализуя высказанную еще в 1842 г. мысль о необходимости сделать философию мирской, а мир – философским. Третий период датируется от Парижской Коммуны до смерти Энгельса в 1895 г. Это время называют периодом разработки теории научного социализма. Надо сказать, что все эти периоды не являются "чистыми", ибо вопросы философские, экономические, научно-социалистические постоянно присутствовали в каждом из них.

В молодости К.Маркс и Ф.Энгельс отдали дань гегельянству, примыкая к младогегельянцам, обратившим внимание на гегелевский диалектический метод. Свои первые шаги на литературно-философском поприще они сделали на платформе идеализма. Маркс в письме к отцу, говоря о философии Гегеля, признается, что ему нравится "ее причудливая дикая мелодия" (68. С.12), а в предпосланном своему тестю посвящении своей докторской диссертации он пишет, что идеализм – не фантазия, а истина. Энгельс выступает в качестве ярого поборника религии, Бога, заявляя: "Я вернусь к Богу, к которому стремится все мое сердце" (68. С.309). Однако идеалистическое и религиозное ослепление у них скоро проходит. Они рассчитываются со своей идеалистической совестью и переходят на позиции материализма и революционности. Они создали великую теорию, завоевавшую весь мир. Сбылись слова Энгельса, писавшего: "Кто хочет нападать на гегелевскую школу, должен сам быть равным Гегелю и создать на ее месте новую философию" (68. С.300). К.Маркс и Ф.Энгельс создали новую философию, и в этом их величие и непреходящее значение.

Качественные особенности марксизма в целом и марксистской философии, в частности, базируются как на естественнонаучных достижениях того времени, так и на социально-экономическом развитии общества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.