Ее противоположность в структуре праздника – ритуал – напротив, требует для себя особого, лучшего места. Древние ритуалы совершались на вершине холма, под столетним дубом, у большого камня. Для современных ритуалов требуется Кремль, Белый Дом, Елисейские поля, городской театр, лучший в округе Дворец культуры, центральная площадь города или села.
Дискотека живет и прекрасно себя чувствует в подвалах, ангарах, сомнительных точках общепита, спортзалах, иными словами – на профанной территории.
Сходная картина наблюдалась всегда. Молодежные гулянья в деревнях устраивались за околицей, подальше от строгой молвы стариков и детских глаз и ушей. В осеннее время, как свидетельствуют этнографы, молодежь снимала за медные гроши избу какого-нибудь бобыля и с песнями, плясками, нескромными частушками «отрывалась» там.
Молодежное гулянье аграрной эпохи стремилось удалиться от сакрального центра села – храма – на периферию. Гулянье отважно совершалось на границе территории обжитой и территории малоизученной, чужой, почти враждебной – леса, луга, болота. «Рисковое» соседство придавало молодежной тусовке дополнительную остроту, «нерв».
Сходная потребность «забиться» подальше существует у молодежи и сегодня. Есть некая ненормальность в том, когда дискотека проводится в парадном фойе роскошного Дворца культуры. Эту ненормальность чувствуют диджеи и публика.
Когда диджею разрешают, он пытается «принизить» архитектурный облик зала, «обезобразить» его. Так, в сергиевопосадском Дворце культуры им. Гагарина (сталинский ампир) парадное Голубое фойе лет десять назад затянули маскировочной сеткой, от которой удалось избавиться лишь при ремонте.
Одно и то же место приедается. По меньшей мере, летом дискотеке нужно уходить на открытую танцверанду. Иногда дискотеке нужна «встряска», и проще всего встряхнуться, просто перейдя на время в другой зал, пусть даже в пределах одного ДК.
Необычное место проведения дискотеки может сделать из заурядного дансинга событие. На этом, в частности, сделал себе известность диско-фестиваль «Казантип», который проводился в реакторе недостроенной атомной электростанции. (Впрочем, Крым и море тоже не сбросишь со счетов.) Необычным локейшеном привлекает толпы народа массовое диско-party в форте Кронштадта. Романтикой места запомнились рейвы 90-х в заброшенных заводских цехах.
В хронотопе (единстве места и времени) дискотеки ведущую роль играет время. Главное для дискотеки, чтобы был вечер, и было темно. («Темнота – друг молодежи», простите за трюизм.)
В хронотопе ритуала важнее место (если это не встреча Нового года).
Дискотека как потребность
Если молодежь бегает на дискотеки, значит ей это зачем-то нужно. Зачем? Попробуем разобраться при помощи известной «Пирамиды потребностей» американского психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow).
В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Маслоу классифицировал потребности по пяти уровням:
1 уровень – физиологические потребности (пища, вода, сон, секс и т. д.);
2 уровень – потребность в безопасности (стабильность и порядок);
3 уровень – потребность в любви и принадлежности (семья, дружба и т. д.);
4 уровень – потребность в уважении (самоуважение, признание);
Уровень – потребность в самоактуализации (развитие всех своих способностей).
Согласно Маслоу система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке. В первую очередь человек старается удовлетворить самые важные потребности 1-2, а затем приступает к реализации следующих по значимости – 3-4-5.
Уровень – физиологические, или органические потребности.
На этом уровне подростков влечет на дискотеку возможность вволю подвигаться, выплеснуть энергию. Поиск сексуального партнера для них неактуален. Напротив, молодежь постарше и взрослые люди (многие из них) воспринимают дискотеку как «узаконенное» место, где можно «снять» и «сняться».