Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дискотека в структуре праздника



DJ-школа: Теория дискотеки

Дискотека – дар Диониса

 

Дискотека – пространство экстаза. Время и место радости бытия, безумства и шалости, свободы от условностей. Поведение человека на дискотеке диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в учебном заведении, на работе, в семье.

Дискотечную модель поведения можно назвать «дионисийской» в честь древнегреческого бога Диониса, который символизировал вакхическое неистовство, вдохновенное буйство и экстаз. Дионис «освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги», – говорит энциклопедия «Мифы народов мира». Но это же о дискотеке сказано!

Антиподом Диониса у древних являлся бог Аполлон, который олицетворял упорядоченное, гармоничное начало. Аполлон был пастух и охранитель стад, основатель и строитель городов, музыкант, водитель муз, блюститель гармонии, космической и человеческой. (Строго говоря, на ранних этапах бытования мифа Аполлон вмещал в себя и дионисийские черты, но здесь нам эти тонкости ни к чему.)

Аполлон и Дионис всегда противопоставлялись друг другу. С помощью мифов древние классифицировали космос, отделив светлое, рациональное и возвышенное от темного, иррационального и профанного.

Древние греки поклонялись обоим богам. Они понимали, что обе стороны космоса и человека равно необходимы, и не могут существовать друг без друга – как день и ночь, как небо и земля.

Таким образом, дискотека – столь же неизбежное состояние человека в мире как, например, размышление или молитва.

Конечно, в современном мире и кроме дискотеки существуют «дионисии», например, спортивные состязания или праздничные застолья. Но на стадионе главное – зрелище, а за столом – трапеза. Страсти надстраиваются над этими деятельностями.

И только на дискотеке человек не делает ничего «лишнего» и только предается священному безумству («отрывается», «колбасится»).

Он экстатически движется под музыку, и это движение называется танцем.

Дискотека в структуре праздника

 

Основные структурные элементы любого праздника следующие:

Ø ритуал;

Ø зрелище;

Ø игра;

Ø шествие;

Ø трапеза;

Ø гулянье.

Ø (Некоторые помещают шествие «внутрь» ритуала.)

Ритуал – это символическое действо. Ритуал актуализирует ценности сообщества или обозначает переход членов сообщества из одного состояния в другое. Так, например, подъем государственного флага сигнализирует о полноте власти государства на территории. Обручение означает утрату человеком статуса холостяка (незамужней) и приобретение статуса женатого (замужней). Вспомним также так называемые переходные ритуалы (rites de passage – франц.) – посвящения в рыцари, монахи, студенты и т.п.

Ритуал – это деятельность, нагруженная смыслами и ориентированная на ценности. В ритуале воплощается аполлоническое начало сущего – от имени бога Аполлона, олицетворявшего у древних греков рациональную ясность, гармонию, упорядоченность и совершенство.

Обратимся к гулянью. Квинтэссенция гулянья – танцы, дискотека. Это время и место неупорядоченной стихии, эмоционального неистовства – психического состояния, сходного с древнегреческими дионисиями (от бога Диониса, покровителя темного и слепого экстаза, оргиастического безумия).

Ритуал и дискотека – противоположные полюсы праздника. Они в равной степени необходимы полноценному празднику. Ритуал придает празднику смысл и воспитывает. Дискотека позволяет побыть свободным от условностей общества, слиться на время с матерью-природой.

Без ритуала праздник пустой, бессодержательный. Без дискотеки (или, как минимум, без веселого концерта) праздник сухой, скучный.

Ритуал собирает камни, дискотека их разбрасывает.

Другие элементы праздника – зрелище, игра, шествие, трапеза – могут соединять в себе ритуальное и «разгульное» начала. Так, например, концерт может быть академическим или попсовым. Игра (состязание, турнир, конкурс) бывает за титул чемпиона мира или за конфету. Трапеза устраивается поминальная или же – безбашенная студенческая пирушка. Шествия простираются от войсковых парадов до «Парада Любви».

Кстати, ежегодный берлинский Love Parade, придуманный в 1989 году ди-джеем Westbam, не сделался бы столь известным явлением, если бы не был шествием. В локальном месте он, скорее всего, превратился бы в еще одну большую диско-тусовку. Но процессия придает действу ритуальные черты – любовь в буквальном смысле оккупирует Берлин.

Поскольку ритуал и дискотека – диаметрально противоположные по своей сути явления, их рискованно ставить рядом, одно за другим. Абсурдность подобного стыка подмечена в известном анекдоте, когда Ленин, завершив свою историческую речь с броневика, выбрасывает руку вперед и провозглашает: «А теперь – дискотека!»

Между ритуалом и дискотекой должны иметься переходные звенья, например, зрелище или трапеза. Говоря обыденным языком, праздник – это:

Собрание > Концерт > Танцы

Или:

Собрание > Буфет > Танцы

Или, чаще всего:

Собрание > Концерт + Буфет > Танцы

Режиссеры часто трактуют праздник однобоко, уделяя все внимание ритуалу и зрелищу и отдавая дискотеку на откуп случайным людям. Между тем, профессионалы знают, что главное в поставленном ими действе – пролог и эпилог. Середина может быть так себе, но начало и финал должны быть мощными. Тогда праздник оставляет наилучшее впечатление.

Дискотеку, завершающую праздник, следует готовить наилучшим образом. Иногда хорошая дискотека может спасти посредственный в других элементах праздник.

 

Безумие дискотеки

 

Исследования ученых-антропологов последних десятилетий показали, что не один труд сделал из обезьяны человека. Важнейшим фактором антропогенеза являлся ритуал, сердцевиной которого было движение – осмысленные мизансцены, система священнодействий.

«Смысл жизни и ее цель человек космологической эпохи полнее всего переживал именно в ритуале. Можно думать, что ритуал был основной, наиболее яркой формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности, потребности в ней. В этом смысле ритуал должен пониматься как прецедент любой производственно- экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности, их источник, из которого они развились…» (Владимир Топоров, «О ритуале. Введение в проблематику»).

(Любопытно, что в этом пункте взгляды материалистов и религиозных ученых совпадают. См. «Философию культа» и другие работы о. Павла Флоренского, который всю человеческую культуру выводит из культа.)

Базисным элементом ритуала является движение. Можно сменить время и место совершения ритуала. Можно заменить священные предметы. Можно не приносить в жертву самую красивую девушку племени, а сжечь соломенное чучело. Но невозможно вместо жреца поставить у алтаря случайного человека. Нельзя не воздевать руки и не преклонять колена. Если отказаться от символических мизансцен и жестов, исчезнет ритуал как таковой.

Дискотека также имеет дело с движением, что банально. Но самодвижение, как мы видим, бывает очень небанальной вещью.

Здесь важно подчеркнуть, что дискотечное движение по своей природе диаметрально противоположно ритуальному. Ритуальная пластика, выражающая смыслы – это движение со знаком плюс. Дискотечная пластика принципиально бес-смысленна. Она чувственна, свободна, раскованна, хаотична, экстатична, дика. Дискотечная пластика – движение со знаком минус.

(Ходьба из дома в магазин тоже движение, но это движение бытовое, нейтральное, «никакое» – сродни передвижению стад к водопою.)

Если ритуальная пластика помогла человеку стать человеком, значит ли это, что дискотека делает из человека зверя? Пожалуй, это слишком сильная заявка. Сотни тысяч лет культурной обработки со счетов не сбросишь. Но тенденция такая есть. Дискотека деструктивна. Однако сокрушает она рутину, обыденность, серость будней, постылую монотонную череду обязанностей. (Хотя диско-танцоры могут и унитазы в туалете перебить, подобно тому, как рок-музыканты в порыве чувств любят сокрушить аппаратуру.)

Дискотека – институт, где разрешено давать выход эмоциям, которые обычно принято сдерживать. Если ритуал – пространство смыслов, то дискотека – локус чистой, незамутненной никакой мыслью эмоции, находящей выход в движении-танце. Рекламный слоган для дискотеки: ВЫКЛЮЧИ ГОЛОВУ! СТАНЬ СВОБОДНЫМ!

Практический вывод для ди-джея состоит в том, чтобы «не грузить». Не надо лишних поучений, информации, загадок, викторин. Лозунг советских дискотек «Развлекая – просвещай!» в корне неверен. Народ приходит на дискотеку не за тем, чтобы думать, а чтобы чувствовать и выплескивать свои чувства в движении.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.