Станок предназначен для обработки плоских или пространственных изделий сложной конфигурации типа штампов, пресс-форм, кулачков и рычагов из легированных сталей, чугуна и цветных металлов в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Пространственная обработка достигается сочетанием движения стола станка с обрабатываемой деталью по двум координатам в горизонтальной плоскости и вертикального перемещения пиноли с инструментом.
Обработка ведется концевыми, сферическими и фасонными фрезами.
Станок оснащен трехкоординатным устройством числового программного управления модели ПРС-3К.
Перемещения стола, салазок и пиноли выполняются от программы, записанной на магнитную ленту шириной 35мм.
Предусмотрена возможность перемещения стола, салазок и пиноли вручную при помощи съемной рукоятки.
В приводах подач стола, салазок и гильзы шпинделя установлены гидравлические усилители момента, управление которыми осуществляется при помощи быстродействующих шаговых электродвигателей с фиксированными углами поворота на каждый импульс.
Беззазорные точечные шариковые винтовые передачи и точные безлюфтовые зацепления зубчатых колес при значительной жесткости конструкции станка обеспечивают производительную работу, высокую точность обработки и стабильность точности станка в течение длительного времени. Класс точности станка Н.
Таблица 4.2- Технические характеристики
Размеры рабочей поверхности стола (ширина х длина), мм
Пределы рабочих подач по осям координат X’, Y’,Z, мм/мин.
7,5-600
Число подач
Бесступ. регулирование
Скорость быстрого перемещения по осям координат, мм/мин:
X’
Y’
Z
Наибольшая длина перемещений по осям, мм
X’
Y’
Z
Дискретность отсчета по осям координат, мм
X’
0,025
Y’
0,025
Z
0,025
Мощность привода главного движения, кВт
7,5
Габарит станка (длина х ширина х высота), мм
2575 х 2180 х 2480
Вес станка с электрооборудованием, пультом программного управления и насосной установкой, кг
Система смазки
Смазка трущихся поверхностей станка устранит их непосредственный контакт, благодаря чему значительно уменьшается сила трения и создаются условия для устранения или резкого уменьшения износа поверхностей, нагрева, а, следовательно, и температурных деформаций деталей станка.
Для станка с ЧПУ применяем централизованную смазку циркуляционную с очисткой масла от загрязнения, обеспечивающую смазку всех основных узлов станка. Смазочная система питается от нacocа, масло в который поступает из резервуара. Включение смазочной системы сбалансировано с включением всего станка. Подвод смазки осуществляется по всем основным узлам станка. Для очистки смазки в системе предусмотрены фильтры. После очистки масло вновь подается в резервуар. Циркулирующее масло кроме своей основной функции выполняет также функцию охлаждения подшипников трущихся поверхностей.
Выбор смазки зависит от скоростей относительного скольжения и перегрузок, действующих в сопряжениях. Чем выше скорость относительного движения, тем меньше давление в сопряжении – тем меньше вязкость масла должна быть. Выбираем масло И-20 ГОСТ 20799-75.
Смазка трущихся поверхностей станков устраняет их непосредственный контакт, благодаря чему значительно уменьшаются силы трения и создаются условия для устранения или резкого уменьшения износа поверхностей. У сопряжениях станков имеют место различные виды трения.
Жидкостное трение, при котором трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазки, наиболее желательно с точки зрения уменьшения износа. Оно может быть обеспечено двумя основными методами — гидродинамическим и гидростатическим (подача смазки под давлением).
Жидкостное трение в сопряжениях станков, помимо его положительных сторон, имеет ряд недостатков: оно связано с существенным усложнением системы смазки; наличие масляного слоя между поверхностями, величина которого зависит от нагрузки, может нарушить точность перемещения Узла. Большинство сопряжений станков работает в условиях неполной смазки, когда между поверхностями имеет место граничное трение (слои смазки порядка 0,1 мкм и менее) или полужидкостное трение (смешанное трение, одновременно жидкостное и граничное или сухое). Вэтом случае износ поверхностей значительно меньше, чем при отсутствии смазки.
Особое значение для станков имеет смазка шпинделей и направляющих скольжения поступательного и кругового движения. Для смазки направляющих, которая способствует значительному увеличению их долговечности, применяют разнообразные методы. Простейшими, но менее совершенными, являются смазка ручным способом и смазка при помощи индивидуальных масленок. Непрерывная подача масла может осуществляться специальными роликами, помещенными в масляных карманах станины, при помощи насоса или с использованием масляной ванны. Для распределения масла по всей поверхности трения на направляющих выполняют специальные смазочные канавки.
Гидростатическая смазка направляющих скольжения, когда масло под давлением непрерывно подается насосом на рабочие поверхности, может обеспечить жидкостное трение по всем диапазонам скоростей и нагрузок. Однако при этом возможно «всплывание» стола или суппорта на направляющих станины, а также возникновение опрокидывающих моментов, что нарушает точность движения. Во избежание этого применяют гидроразгрузку направляющих, при которой только часть нагрузки уравновешивается давлением масла. Для этого на направляющие подается определенное количество масла при точно установленном давлении. Однако при больших опрокидывающих моментах и переменных режимах работы более целесообразны замкнутые гидростатические направляющие с подачей смазки на основную грань и нижнюю грань, которая воспринимает опрокидывающий момент.
Надежная смазка имеет большое значение для направляющих кругового движения. При больших окружных скоростях возможно жидкостное трение за счет гидродинамического эффекта. При трогании с места и больших нагрузках имеет место граничное трение. Для улучшения условия работы направляющих целесообразно применять комбинированный способ обеспечения жидкостного трения — гидростатический, к которому добавляется гидродинамический эффект при движении стола станка.
Смазка шпинделей должна обеспечивать жидкостное трение в подшипниках скольжения и наличие тонкого слоя смазки в подшипниках качения. В случае циркуляции смазка выполняет также функции охлаждения. Для смазки шпинделей ввиду ее ответственности часто применяют специальную систему, которая обеспечивает подачу к шпиндельным подшипникам масла, соответствующего условиям их работы.
Для быстроходных шпинделей современных станков получает распространение смазка масляным туманом. Последний образуется раздроблением или распылением (механическим или пневматическим способом) струи масла на мелкие частицы (до 2 мкм в диаметре). При помощи воздушного потока
частицы тумана при подаче их к трущимся поверхностям передвигаются потрубопроводу на расстояние нескольких метров. Для распыления масла применяют пульверизаторы, инжекторы или эжекторы. Смазка масляным туманом имеет то преимущество, что воздух уносит тепло, выделяющееся при трении, а расход масла при этом незначителен (не превышает 0,3 см3/ч на 1 см2 поверхности трения). Кроме того, течь масла через зазоры здесь практически отсутствует, что дает возможность сократить количество уплотнительных устройств. Подача распыленного масла, осуществляется через влагоотделитель, осушитель и маслораспылитель.