Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конкурентоспособности российской экономики



 

Причины снижения конкурентоспособности России, эффективности использования ресурсов и качества жизни россиян, заключаются в следующем:

 

1) необученность многих руководителей страны, руководителей, специалистов и менеджеров организаций, фирм и других структур, ученых принципам и методам системного стратегического мышления;

2) в начале экономических реформ не была принята стратегия перехода России на рыночные отношения. Принятые в последние годы стратегии и программы развития России и ее отраслей низкого качества, и потому они никак не могут вывести страну из кризиса;

3) из-за непрофессионализма российских реформаторов (особенно в начале 90-х годов) был принят ряд федеральных законов (в том числе Конституция Российской Федерации), защищающих интересы не народа, а меньшинства населения. В федеральных законах, как правило, отсутствует норма ответственности. Например, в Конституции РФ ни один орган государственной власти не несет ответственности за эффективность инвестиционной и инновационной политики, повышение конкурентоспособности и качества жизни. В настоящее время, на мой взгляд, власть стала забывать о второй стороне демократии - ответственности перед народом за свою работу;

4) в 1992 г. российская система подготовки экономических и управленческих кадров, зачастую принимающих стратегические, судьбоносные решения, перешла с естественно-научной на гуманитарную систему, значительно упрощающую процесс и точность управленческих решений (особенно стратегических технико-экономических). В США высок уровень стандартизации принятия решений, а границы качества решений охраняются законами. России еще далеко до такого состояния. Так почему же мы должны готовить специалистов с узким, примитивным взглядом? (Кстати, компьютеризация является не методом, а средством, помогающим увеличить объем информации и ускорить процесс.) С целью повышения качества естественно-научной подготовки школьников и развития у них логического мышления в школах США, Западной Европы, Израиля в качестве учебной дисциплины вводят шахматы. А в России, наоборот, сокращают созданные ранее детские шахматные клубы;

5) до настоящего времени не проведена комплексная административная реформа всех ветвей власти по вертикали и горизонтали, чиновничий аппарат по численности ежегодно растет, а его эффективность падает. Очень нужен (по опыту США) закон об эффективности государственной власти, а также закон об ответственности государственной власти за качество жизни россиян (при условии, что эти законы будет разрабатывать третья сторона);

6) ни система образования, ни система экономических исследований в рамках Российской академии наук, ни система правового обеспечения функционирования государства, ни система нормативно-методического обеспечения принятия решений не ориентированы на повышение конкурентоспособности различных объектов (как будто эта проблема перед Россией не стоит!), на ресурсосбережение и повышение качества жизни;

7) в деловой и учебной литературе в настоящее время Россию считают страной с рыночной экономикой, так как Западу так выгодно и легче навязать нам свои стандарты по ценам на энергоносители и природные ресурсы, окончательно превращающие Россию в сырьевой придаток развитых стран. А Россия до настоящего времени не приступила к построению правовой социально-ориентированной экономики. Я уже лет 10 пишу, что Россия находится на стадии переходной экономики, характеризуется "видимой рукой" научно обоснованного государственного регулирования, "невидимой рукой" рынка и механизмом глобальной конкуренции. При таком подходе к экономике меняются многие подходы к формированию институционального механизма экономики, который должен иметь механизм воспроизводства, ориентирован на повышение конкурентоспособности управляемых объектов и качество жизни россиян;

8) в учебной литературе по экономике, менеджменту, маркетингу и другим экономико-управленческим дисциплинам мизерное внимание уделяется повышению качества решений, которое рекомендуется осуществлять путем анализа механизмов действия системы экономических законов и законов организации, применения научных подходов и принципов, современных методов и моделей. В литературе мало внимания уделяется вопросам активизации инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности объектов и качества жизни населения. До настоящего времени закон экономии времени рассматривается без категории "будущий труд", не изучается закон конкуренции и т.д.;

9) из-за слабой государственной власти (причина - низкое качество нормативных государственных актов) в стране процветает коррупция, по рукам и ногам повязавшая предпринимательство как фактор экономического роста, растет преступность, наркомания, число психически больных и т.д.

Научная общественность России очень обеспокоена уходом государства из экономики, оголтелой приватизацией, снижением доли государственных расходов в ВВП на воспроизводственные процессы при резком увеличении окладов и доходов депутатов и чиновников.

Государство в лице законодательной, исполнительной и судебной властей не выполняет свои функции по созданию эффективного правового поля и конкурентной среды для системы функционирования предприятий, по разработке и реализации эффективной воспроизводственной, инвестиционной, инновационной, социальной и других политик, концепций, стратегий. Вследствие этого стареет научно-преподавательский состав вузов и НИИ, стареют основные фонды (обновляются в 10 раз медленнее норматива), снижается удельный вес инновационно активных предприятий (за 10 лет в 5 раз). Доля России в мировом патентном фонде за 10 лет сократилась примерно в 10 раз и составляет около 0,3%, что более чем в 100 раз меньше доли США и Японии. [14]

Доля государственных расходов в ВВП на обеспечение эффективного воспроизводства образования, культуры, науки, здравоохранения, инфраструктуры, на гармоничное развитие личности в развитых странах не снижается как в России, а наоборот, растет. Так, более чем за 100 лет, с 1870 по 1996 г., доля государственных расходов в ВВП возросла с 7 до 32% в США, с 9 до 36% в Японии, с 9 до 43% в Великобритании, с 10 до 49% в Германии, с 10 до 52% во Франции. Российское правительство при мизерном бюджете снижает свои расходы на воспроизводство народнохозяйственного комплекса и развитие личности, повышение качества жизни россиян. Власть при этом не забывает повышать себе оклады, хотя число выполняемых ею функций уменьшается.

В целом по стране снижается уровень жизни населения. По этому показателю Россия находится в шестой десятке. Тенденция опережающего роста стоимости минимальной потребительской корзины при одинаковой ее наполняемости по сравнению с инфляцией сохраняется. Так, в 2001г. инфляция составила 18,6%, а стоимость корзины возросла на 24,0%, в 2002г. соответственно - 15,1 и 19,0%, в 2003г. - 12,0 и 16,2%.

По запасам природных ресурсов Россия занимает первое место в мире, опережая США примерно в 4 раза. Так, российские запасы нефти составляют 12 - 13% общемировых, газа – 32%, угля – 11%, железа – 26%, свинца – 10%, цинка – 15%, кобальта – 21%, калийных солей - 31% (рис. 4). Доля России в добыче природных ресурсов немного ниже, чем в остальных странах. При тех же (приведенных) запасах ресурсов другие страны получают в 2-3 раза больше, чем Россия, объема ВВП, в 3-4 раза - валютной выручки и в 4-5 раз больше налоговых поступлений.

 

Рис.4 Доля России в общемировых запасах природных ресурсов.

 

Например, в 2001 г. Россия должна была получить от использования природных ресурсов прибыли около 60 млрд долл. США, а получила около 2 млрд долл. за пользование недрами, 4 млрд долл. акцизных платежей и т.д. В результате недополучения средств в России в 2001 г. в 3 раза меньше открыто месторождений углеводородного сырья (56 вместо 150) и других запасов.

В России увеличивается ущерб окружающей среде, наносимый геологоразведочными работами и добычей полезных ископаемых (более 7,2 млрд долл. в год), растут площади разрушенных земель (582 тыс. га в 2002 г.), снижаются уровень и качество их рекультивации. Продолжается захват национальных природных ресурсов олигархическими структурами.

Россия освоила всего 10% человеческого и природного капитала, США – 20%, страны Западной Европы – 23%, страны Ближнего Востока - 17%.

При национальном богатстве России в расчете на одного человека в 400 тыс. долл. (60 трлн долл. на 145 млн человек), долги России в 2002 г. в расчете на одного человека находились на уровне 1000 долл.

 

Важнейшим показателем эффективности и устойчивости развития экономики страны является показатель внутренних сбережений, характеризующий степень истощения природных ресурсов, уровень загрязнения, природоемкость экономики и норму истинных сбережений. Размер истинных внутренних сбережений (ИВС) рассчитывается по методике Всемирного банка. В 2000г. по показателю ИВС Россия находилась на последнем месте - минус 13,4% ВВП, на первом месте находился Китай - плюс 26,8% ВВП (США - 9,3%, Япония - 18,0, Канада - 13,7% ВВП и т.д.). Вывод: Россия ускоренными темпами "проедает" имеющиеся у нее национальные ресурсы, совершенно не заботясь об их воспроизводстве и наилучшем использовании, о будущем своих поколений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.