Причины снижения конкурентоспособности России, эффективности использования ресурсов и качества жизни россиян, заключаются в следующем:
1) необученность многих руководителей страны, руководителей, специалистов и менеджеров организаций, фирм и других структур, ученых принципам и методам системного стратегического мышления;
2) в начале экономических реформ не была принята стратегия перехода России на рыночные отношения. Принятые в последние годы стратегии и программы развития России и ее отраслей низкого качества, и потому они никак не могут вывести страну из кризиса;
3) из-за непрофессионализма российских реформаторов (особенно в начале 90-х годов) был принят ряд федеральных законов (в том числе Конституция Российской Федерации), защищающих интересы не народа, а меньшинства населения. В федеральных законах, как правило, отсутствует норма ответственности. Например, в Конституции РФ ни один орган государственной власти не несет ответственности за эффективность инвестиционной и инновационной политики, повышение конкурентоспособности и качества жизни. В настоящее время, на мой взгляд, власть стала забывать о второй стороне демократии - ответственности перед народом за свою работу;
4) в 1992 г. российская система подготовки экономических и управленческих кадров, зачастую принимающих стратегические, судьбоносные решения, перешла с естественно-научной на гуманитарную систему, значительно упрощающую процесс и точность управленческих решений (особенно стратегических технико-экономических). В США высок уровень стандартизации принятия решений, а границы качества решений охраняются законами. России еще далеко до такого состояния. Так почему же мы должны готовить специалистов с узким, примитивным взглядом? (Кстати, компьютеризация является не методом, а средством, помогающим увеличить объем информации и ускорить процесс.) С целью повышения качества естественно-научной подготовки школьников и развития у них логического мышления в школах США, Западной Европы, Израиля в качестве учебной дисциплины вводят шахматы. А в России, наоборот, сокращают созданные ранее детские шахматные клубы;
5) до настоящего времени не проведена комплексная административная реформа всех ветвей власти по вертикали и горизонтали, чиновничий аппарат по численности ежегодно растет, а его эффективность падает. Очень нужен (по опыту США) закон об эффективности государственной власти, а также закон об ответственности государственной власти за качество жизни россиян (при условии, что эти законы будет разрабатывать третья сторона);
6) ни система образования, ни система экономических исследований в рамках Российской академии наук, ни система правового обеспечения функционирования государства, ни система нормативно-методического обеспечения принятия решений не ориентированы на повышение конкурентоспособности различных объектов (как будто эта проблема перед Россией не стоит!), на ресурсосбережение и повышение качества жизни;
7) в деловой и учебной литературе в настоящее время Россию считают страной с рыночной экономикой, так как Западу так выгодно и легче навязать нам свои стандарты по ценам на энергоносители и природные ресурсы, окончательно превращающие Россию в сырьевой придаток развитых стран. А Россия до настоящего времени не приступила к построению правовой социально-ориентированной экономики. Я уже лет 10 пишу, что Россия находится на стадии переходной экономики, характеризуется "видимой рукой" научно обоснованного государственного регулирования, "невидимой рукой" рынка и механизмом глобальной конкуренции. При таком подходе к экономике меняются многие подходы к формированию институционального механизма экономики, который должен иметь механизм воспроизводства, ориентирован на повышение конкурентоспособности управляемых объектов и качество жизни россиян;
8) в учебной литературе по экономике, менеджменту, маркетингу и другим экономико-управленческим дисциплинам мизерное внимание уделяется повышению качества решений, которое рекомендуется осуществлять путем анализа механизмов действия системы экономических законов и законов организации, применения научных подходов и принципов, современных методов и моделей. В литературе мало внимания уделяется вопросам активизации инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности объектов и качества жизни населения. До настоящего времени закон экономии времени рассматривается без категории "будущий труд", не изучается закон конкуренции и т.д.;
9) из-за слабой государственной власти (причина - низкое качество нормативных государственных актов) в стране процветает коррупция, по рукам и ногам повязавшая предпринимательство как фактор экономического роста, растет преступность, наркомания, число психически больных и т.д.
Научная общественность России очень обеспокоена уходом государства из экономики, оголтелой приватизацией, снижением доли государственных расходов в ВВП на воспроизводственные процессы при резком увеличении окладов и доходов депутатов и чиновников.
Государство в лице законодательной, исполнительной и судебной властей не выполняет свои функции по созданию эффективного правового поля и конкурентной среды для системы функционирования предприятий, по разработке и реализации эффективной воспроизводственной, инвестиционной, инновационной, социальной и других политик, концепций, стратегий. Вследствие этого стареет научно-преподавательский состав вузов и НИИ, стареют основные фонды (обновляются в 10 раз медленнее норматива), снижается удельный вес инновационно активных предприятий (за 10 лет в 5 раз). Доля России в мировом патентном фонде за 10 лет сократилась примерно в 10 раз и составляет около 0,3%, что более чем в 100 раз меньше доли США и Японии. [14]
Доля государственных расходов в ВВП на обеспечение эффективного воспроизводства образования, культуры, науки, здравоохранения, инфраструктуры, на гармоничное развитие личности в развитых странах не снижается как в России, а наоборот, растет. Так, более чем за 100 лет, с 1870 по 1996 г., доля государственных расходов в ВВП возросла с 7 до 32% в США, с 9 до 36% в Японии, с 9 до 43% в Великобритании, с 10 до 49% в Германии, с 10 до 52% во Франции. Российское правительство при мизерном бюджете снижает свои расходы на воспроизводство народнохозяйственного комплекса и развитие личности, повышение качества жизни россиян. Власть при этом не забывает повышать себе оклады, хотя число выполняемых ею функций уменьшается.
В целом по стране снижается уровень жизни населения. По этому показателю Россия находится в шестой десятке. Тенденция опережающего роста стоимости минимальной потребительской корзины при одинаковой ее наполняемости по сравнению с инфляцией сохраняется. Так, в 2001г. инфляция составила 18,6%, а стоимость корзины возросла на 24,0%, в 2002г. соответственно - 15,1 и 19,0%, в 2003г. - 12,0 и 16,2%.
По запасам природных ресурсов Россия занимает первое место в мире, опережая США примерно в 4 раза. Так, российские запасы нефти составляют 12 - 13% общемировых, газа – 32%, угля – 11%, железа – 26%, свинца – 10%, цинка – 15%, кобальта – 21%, калийных солей - 31% (рис. 4). Доля России в добыче природных ресурсов немного ниже, чем в остальных странах. При тех же (приведенных) запасах ресурсов другие страны получают в 2-3 раза больше, чем Россия, объема ВВП, в 3-4 раза - валютной выручки и в 4-5 раз больше налоговых поступлений.
Рис.4 Доля России в общемировых запасах природных ресурсов.
Например, в 2001 г. Россия должна была получить от использования природных ресурсов прибыли около 60 млрд долл. США, а получила около 2 млрд долл. за пользование недрами, 4 млрд долл. акцизных платежей и т.д. В результате недополучения средств в России в 2001 г. в 3 раза меньше открыто месторождений углеводородного сырья (56 вместо 150) и других запасов.
В России увеличивается ущерб окружающей среде, наносимый геологоразведочными работами и добычей полезных ископаемых (более 7,2 млрд долл. в год), растут площади разрушенных земель (582 тыс. га в 2002 г.), снижаются уровень и качество их рекультивации. Продолжается захват национальных природных ресурсов олигархическими структурами.
Россия освоила всего 10% человеческого и природного капитала, США – 20%, страны Западной Европы – 23%, страны Ближнего Востока - 17%.
При национальном богатстве России в расчете на одного человека в 400 тыс. долл. (60 трлн долл. на 145 млн человек), долги России в 2002 г. в расчете на одного человека находились на уровне 1000 долл.
Важнейшим показателем эффективности и устойчивости развития экономики страны является показатель внутренних сбережений, характеризующий степень истощения природных ресурсов, уровень загрязнения, природоемкость экономики и норму истинных сбережений. Размер истинных внутренних сбережений (ИВС) рассчитывается по методике Всемирного банка. В 2000г. по показателю ИВС Россия находилась на последнем месте - минус 13,4% ВВП, на первом месте находился Китай - плюс 26,8% ВВП (США - 9,3%, Япония - 18,0, Канада - 13,7% ВВП и т.д.). Вывод: Россия ускоренными темпами "проедает" имеющиеся у нее национальные ресурсы, совершенно не заботясь об их воспроизводстве и наилучшем использовании, о будущем своих поколений.