Конкуренция - сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно будет классифицировать конкуренцию на виды по определенным критериям.
Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.
Функцией внутриотраслевой конкуренции является сведение индивидуальной стоимости товаров к их единой общественной (рыночной) стоимости, которая определяется средними затратами в отрасли. При таком соперничестве побеждают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их общественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. В соответствии с современным неоклассическим подходом эта сверхприбыль представляет собой экономическую прибыль, определяемую как разность между совокупным доходом фирмы от реализации продукции и экономическими издержками, включающими наряду с внешними также внутренние издержки, которые, в свою очередь, включают нормальную прибыль. Следствием внутриотраслевой конкуренции является внедрение новых достижений науки и техники, снижение издержек производства, повышение качества продукции.
Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет различий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает межотраслевая конкуренция.
Межотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала.
Она осуществляется в форме стихийной миграции капиталов из отраслей с низкой нормы прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизводители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновеликий капитал".
Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способствует оптимальному использованию производственных ресурсов общества и одновременно установлению необходимых пропорций в экономике.
В современной реальной практике можно встретиться с ситуацией, когда в отдельных отраслях высокая прибыльность применения капитала по сравнению с другими сохраняется довольно продолжительные промежутки времени. Главной причиной такого положения являются препятствия на пути проникновения в значительно монополизированные отрасли и сферы новых капиталов. В связи с этим в современных условиях преобладающая часть межотраслевого перелива капитала происходит в границах многоотраслевых концернов и конгломератов.
Экономические субъекты — участники внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, в зависимости от рыночных условий и целей, которые они перед собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, гарантирующий.
- Креативный тип конкурентного поведения предусматривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, технологии, формы организации производства и т. д.). Важным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.
- Приспособленческий тип конкурентного поведения состоит в упреждении действий конкурентов в области модернизации производства. Он применяется, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки достижения своих соперников.
- Гарантирующий тип конкурентного поведения призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспективу достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предприниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет слабую инновационную базу.
С образованием и развитием мирового хозяйства возникает и международная конкуренция.
Международная конкуренция — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке.
Международная конкуренция объединяет внутриотраслевую и межотраслевую формы конкуренции. Она способствует движению капиталов и товаров между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные компании наиболее развитых стран мира.
Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.
Совершенно конкурентный рынок характеризуется такими чертами:
- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;
- каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который не отличается от продукта других продавцов;
- барьеры для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще;
- никаких искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов;
- каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке.
В условиях совершенной конкуренции отсутствует борьба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму с рынком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты независимы друг от друга, действия предпринимателя зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурентное поведение формируется таким образом, что производители должны оперативно реагировать на изменения общих рыночных условий.
Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель, к которой приближались рынки классического капитализма ХVIII—XIX вв., когда их субъектами были разрозненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях совершенной конкуренции в чистом виде практически не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции - способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.
Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции:
- рынок абсолютной (чистой) монополии,
- рынок монополистической конкуренции,
- рынок олигополистической конкуренции.
Абсолютная монополия (гр, «моно» — один и "поло" — продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене.
Вход новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированная и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту получение монопольной сверхприбыли.
Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста выступает не продавец, а покупатель, определяется как чистая монопсония. Это рынок, где множество продавцов предлагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуацию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной монополией. Такой тип монополии возникает на рынках водо-, тепло и газоснабжения, рынках оружия, стратегических ресурсов и т. п.
Однако рынок абсолютной монополии встречается очень редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкуренции, является лишь идеальной моделью, к которой стремятся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, в США приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близких к чистой монополии. Аантимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции -- регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. [13]
В современных условиях доминируют рынки монополистической и олигополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.
Монополистическая конкуренция синтезирует некоторые черты совершенной конкуренции и монополизма.
Совершенную конкуренцию она напоминает двумя аспектами:
- большое количество продавцов и покупателей;
- вход на рынок и выход из него — практически свободны, хотя и есть некоторые препятствия.
Отличие состоит в том, что при совершенной конкуренции выпускается и продается продукция идентичная (стандартизированная), а при монополистической — дифференцированная (гетерогенная).
Олигополистическая конкуренция (гр. "олигос" — мало) — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.
Для олигополии характерны следующие черты:
- малое количество предприятий в отрасли, которые могут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции;
- высокие барьеры для входа в отрасль;
- большая взаимозависимость предприятий-олигополистов между собой как по цене, так и по выпуску продукции;
- контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий.
В зависимости от количества субъектов различают "жесткую" олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и "мягкую" олигополию, когда основную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий.
Исходной моделью олигополистического рынка является модель дуополии, когда на рынке действуют и конкурируют между собой только две фирмы. Существует еще и такая форма несовершенной конкуренции, как олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует небольшое количество покупателей определенного товара.
Предприятия-олигополисты владеют способностью реализовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурентов в процессе принятия решений об объемах производства, или об уровне цен на свою продукцию. Они готовы идти или за олигополистом, "лидером по ценам", или присоединиться к общему курсу на рынке и согласовывать свою цену с другими предприятиями. Осознание своей зависимости каждым предприятием-олигополистом от реакции конкурентов называют олигополистической разумностью.
В западной экономической литературе утверждается, что в современных олигополиях основной силой, принуждающей продавцов прислушиваться к требованиям покупателей и не повышать чрезмерно цены по отношению к уровню затрат, является не конкуренция между ними, а определенное противодействие со стороны сильных покупателей-олигополистов.
Функции конкуренции
Конкуренция выполняет следующие важные функции:
Функция регулирования. Она служит для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Следующая функция – это функция мотивации.
Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс; - предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Еще одна из важнейших функций - функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля также играет значительную роль.
Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В тоже время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена[7,с.128].
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции). Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим
договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
Положительные стороны конкуренции:
- заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
- требует совершенствовать технику и технологии;
- стимулирует повышение качества товара;
- заставляет снижать затраты (и цены);
- требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
- ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
- повышает качество продукции (клиент всегда прав);
- вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
- при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; - многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.