Можно по разному относиться к уровню конкурентоспособности отечественной экономики, однако, будет не вполне несправедливым оспаривать факт, что уже сегодня в России есть целые сферы производства (пусть - "очаговые"), готовые на равных конкурировать не только на рынках развивающихся стран, но в ряде случаев и с продукцией признанных мировых производителей.
По данным исследования Opec.ru, среди отечественных предприятий только 34% считают себя конкурентоспособными на российском рынке; 24% - на рынках стран СНГ и только 7% - на рынках стран дальнего зарубежья.
Российским союзом товаропроизводителей было проведено анкетирование по проблемам вступления в ВТО (Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO)) 506 предприятий различных отраслей промышленности, а именно: машиностроения и металлообработки (255 предприятий или 50% от общего числа опрашиваемых), химической и нефтехимической (31 предприятие или 6%), промышленности строительных материалов (42 предприятия или 8%), легкой (14 предприятий или 3%), пищевой промышленности (140 предприятий или 28%),и предприятий других отраслей, в том числе черной металлургии, топливной, лесной и деревообрабатывающей и пр. (всего 24 предприятия или 5%), расположенных на территориях 66 субъектов Российской Федерации.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования, говорит о том, что реальный сектор России, несмотря на сложное финансовое положение, сохраняет еще потенциал для развития, а продукция многих предприятий превосходит зарубежные аналоги.
Доля конкурентоспособной продукции, по данным анкет, превышает 70% у 28% обследованных предприятий машиностроения, 35% - в химической и нефтехимической промышленности, 42% - в пищевой промышленности.
Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% опрошенных предприятий указали на устаревшее оборудование и технологии. Пример см. на рис.2
Рис. 3 Таблица показателей износа по отраслям промышленности России на начало 2000 года (крупные и средние предприятия)
Анализ показал, что износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80%, в то время как динамика их обновления не превышает 11%. По сравнению с 1970 годом средний возраст оборудования отечественной промышленности увеличился почти в два раза. В 1970-м 40,8% мощностей имело возраст до пяти лет, а в настоящее время - лишь 9,6% - сообщил департамент информации Счетной палаты.
Аудиторы считают, что «около половины предприятий испытывают проблемы с оборудованием», при этом отечественные производители не обладают достаточными возможностями обеспечения российских предприятий высокотехнологичной качественной техникой.
Предприятия пытаются исправить ситуацию. Но в России машин и оборудования практически не производится, все закупается за рубежом. Таким образом, те отрасли, которые могут себе позволить такие закупки, формально чувствуют себя вполне сносно (телекоммуникации и сырьевой сектор). Но даже там, где есть видимость производства отечественных устройств, они делаются из иностранных компонентов.
В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий. Тот факт, что 45% опрошенных назвали основной проблемой вступления в ВТО высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий свидетельствует о недостаточной информированности большинства из них об уровне мировых цен на энергоносители, на фоне которых цены на потребляемую энергию в России явно занижены. Это обстоятельство однозначно свидетельствует о том, что наши производители не представляют в полной мере последствий для себя при вступлении в ВТО.
При всей условности приведенных оценок уровня конкурентоспособности промышленности, не следует их ценность подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные" характеристики и специалистам хорошо известно, что большая часть отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или не конкурентоспособно.
Однако, не все так безнадежно: приведенные данные лишний раз свидетельствуют о том, что в российской экономике уже сегодня сформировался целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных производителей, и, кроме того, достаточно значительная часть производств обладает потенциалом для роста своей конкурентоспособности.
Приведенные выше сводные отраслевые оценки серьезно корректируются анализом реального положения дел в отраслях. По данным, например, Международной Торговой Палаты, в силу высокого морального и физического износа производственного капитала и его низкого технико-технологического уровня, конкурентоспособной реально является продукция не в целом названных отраслей, а только их отдельных подотраслей. В секторах низкой степени переработки это, например, низкопередельный металл в черной металлургии, первичный алюминий в цветной металлургии, промежуточные продукты в химической промышленности и т.п.
В равной мере это относится и к довольно большому числу товаров российского перерабатывающего комплекса массового ассортимента (от трикотажных изделий до элементной базы электронной промышленности), которые конкурентоспособны по качеству и ценам и, на практике, находят сбыт на рынках промышленно развитых стран среднего уровня развития. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала указанных секторов тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства.
Что касается позиций России на мировом рынке высоких технологий, то, по мнению специалистов, страна способна достаточно успешно конкурировать приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции из 50. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по всем направлениям развития высоких технологий в настоящее время не может себе позволить ни одна страна в мире, тогда как правильный выбор приоритетов позволил бы России уже в обозримой перспективе претендовать, по мнению специалистов, на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло бы приносить примерно 100 млрд. долл. в год.