Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы репрезентативности при прессовом, почтовом, телефонном, факсовом и телевизионном опросе



Прессовый опрос – разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.

Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

 

Обязательные требования к методу: предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы; предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению; использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты); повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации; оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

Почтовый опрос- форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемыйобъект.

Достоинства метода - возможность:

· получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера,

 

· охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться,

 

· иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,

 

· экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

Недостатки:

 

· низкий возврат анкет,

 

· перекосы репрезентативности,

 

· неизбежность выбраковки,

 

· нарушение правила анонимности опроса,

 

· усиливающее искажение ответов.

Обязательные требования данного метода:

 

· тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;

 

· обстоятельная инструкция к ее заполнению;

 

· шифровка конвертов;

 

· вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;

 

· напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

Телефонный опрос- специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний. Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами. Обязательные требования к методу: · предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС; · разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам; · наличие телефонных справочников; · соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС; · особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров; · повышенная требовательность к их честности; · обязательность контроля за их деятельностью; · перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос – редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой – респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй – круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса. Главное достоинство метода – сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи). Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает: формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса; мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет"; просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 мин); оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло; комментирование полученных результатов. Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного. 44.Доверительный интервал для случайной ошибки простой случайной выборки Обьем случайной выборки при котором случайная ошибка выборки задана доверительным вероятностным не превысит предельной допустимой величины. Репрезентативность выборки при отсутствии выборки определяется 2 показателями: 1. уровень доверительной вероятности, которая обозначает(1-L) которая выбирается из значений 0.1,0.05,0.08 и тд. 2. Предельно допустимы с точки зрения исследователя значением случайной ошибки допустимы. Обьем выборки, который необходим для того, чтобы знак ошибки выборки (1-L) не превышал величины допустимой ошибки. Определяется по формуле- n= Z21-1-L*b2/квадрат 2 доп.-доверительный коэффициент соответствующий доверительной вероятности.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.