Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимозаменяемость, ее сущность и виды. Единые принципы построения систем допусков и посадок



При современном серийном производстве детали производят в одних цехах, а собирают машины, узлы и приборы в других. Сборка происходит без дополнительных подгоночных и. доводочных операций, а собранные машины и их части удовлетворяют предъявляемым требованиям. Это возможно при условии взаимозаменяемости узлов и деталей.

Взаимозаменяемость —это свойство деталей, сборочных единиц, агрегатов занимать свое место в машине без дополнительной обработки и выполнять при этом заданные функции. Взаимозаменяемостью обеспечивается возможность сборки или замены при ремонте любых независимо изготовленных деталей.

Взаимозаменяемость подразделяется на: полную и неполную, внешнюю и внутреннюю, функциональную и по геометрическим параметрам

1)Полная взаимозаменяемость — это обеспечение заданных показателей качества без дополнительных подгоночных операций в процессе сборки при изготовлении или ремонте машин и их узлов. Благодаря такой взаимозаменяемости упрощается ремонт машин, так как любую износившуюся деталь или узел заменяют.

2)Неполная взаимозаменяемость используется при групповом подборе деталей, при наличии компенсатора или при расчетах на основе теории вероятностей. Применяется также для соединений высокой точности. Точность сборки повышается во столько раз, на сколько групп были рассортированы детали.

3)Внешняя взаимозаменяемость присуща размерам и формам присоединительных поверхностей узлов и их эксплуатационным показателям, например для электродвигателей — взаимозаменяемость по мощности и частоте вращения.

4)Внутренняя взаимозаменяемость характеризуется точностью деталей, входящих в узлы, например взаимозаменяемость шариков или роликов подшипников качения, узлов ведущего и ведомого валов коробок передач.

5)Функциональная взаимозаменяемость обуславливает не только возможность сборки или замены при ремонте любых деталей узлов, но и их оптимальные служебные функции Например, зубчатое колесо должно не только без всяких подгоночных операций занимать свое место в машине, но и передавать требуемый крутящий момент

6)Взаимозаменяемость по геометрическим параметрам — необходимое условие для соблюдения функциональной взаимозаменяемости.

Системой допусков и посадок, называют совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов. В настоящее время большинство стран мира применяет системы допусков и посадок ИСО Системы ИСО созданы для унификации национальных систем допусков и посадок с целью облегчения международных технических связей Единая система допусков и посадок (ЕСДП) и основные нормы взаимозаменяемости базируются на стандартах и рекомендациях ИСО

Система допусков и посадок ИСО и ЕСДП для типовых деталей машин построены по единым принципам. Предусмотрены посадки в системе отверстия (СА) и в системе вала (СВ) Посадки в системе отверстия —посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием

Посадки в системе вала — посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом , который обозначают h.

Для всех посадок в системе отверстия нижнее отклонение отверстия EI = 0, т. е. нижняя граница поля допуска основного отверстия, всегда совпадает с нулевой линией. Для всех посадок в системе вала верхнее отклонение основного вала es = 0, т. е. верхняя граница поля допуска вала всегда совпадает с нулевой линией. Поле допуска основного отверстия откладывают вверх, поле допуска основного вала — вниз от нулевой линии, т. е. в материал детали.


Взаимозаменяемость в машиностроении. Основные понятия и определения. Виды взаимозаменяемости. Функциональная взаимозаменяемость.

Одним из основных условий осуществления массового и серийного производств является взаимозаменяемость одинаковых деталей и узлов комплектующих изделий. Взаимозаменяемостью называют свойство независимо изготовленных деталей (сборочных единиц) обеспечивать у механизмов и машин в условиях сборки или при ремонте работоспособное состояние и надежность.

Если при сборке нет необходимости в подгонке, то такая взаимозаменяемость называется полной. Если же необходима пригонка, применение компенсаторов, регуляторов или селективная сборка, то такая взаимозаменяемость называется неполной.

Одним из основных условий взаимозаменяемости является точность деталей, узлов, комплектующих по геометрическим параметрам.

Взаимозаменяемость может быть внешней и внутренней. Так, например, подшипники качения как узлы деталей машин обладают полной внешней взаимозаменяемостью (размеры наружного и внутреннего колец подшипников одного типоразмера одинаковы). в свою очередь, при сборке подшипников их тела качения по размерам рассортировывают по нескольким селективным группам и только после этого осуществляют сборку. При этом тела качения из разных групп не являются взаимозаменяемыми и внутренняя взаимозаменяемость подшипников является неполной.

Система допусков и посадок предназначена для выбора минимально необходимых, но достаточных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений деталей машин, дает возможность стандартизовать режущий и мерительный инструмент, облегчает конструирование, производство и достижение взаимозаменяемости изделий и их частей, а также обуславливает повышение их качества.

Функциональная взаимозаменяемость обуславливает не только возможность сборки или замены при ремонте любых деталей узлов, но и их оптимальные служебные функции.


Стандартизация как нормативная база взаимозаменяемости. Основные понятия о допусках, посадках и технических измерениях.

1)Стандартизациявыступает как система упорядочения и нормирования объектов. Т.е. можно сказать, что Стандартизация является нормативной базой взаимозаменяемости, т. к. каждое изделий нужно нормировать и ввести какие-либо критерии для существования свойства взаимозаменяемости. Параметры, нормируемые для обеспечения взаимозаменяемости изделий : геометрические, физико-механические, экономические, эргономические, эстетические и др.

Стандартизация- деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Взаимозаменяемость- пригодность одного изделия для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

2)Основные термины:

Номинальный размер-размер, который служит началом отсчёта отклонений и относительно которого определяют предельные размеры

Действительный размер-размер, установленный измерением с допускаемой погрешностью

Предельные размеры детали-два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер детали

Наименьший предельный размер-меньший из двух предельных размеров

Отклонения-алгебраическая разность между размерами( действительным, предельным и т д) и соответствующим номинальным размером

Верхнее отклонение-алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами

Нижнее отклонение-алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами

Нулевая линия-линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладывают отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок

Допуск (Т)-разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями

Поле допуска-поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями, оно определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера

Вал-термин, применяемый для обозначения наружных(охватываемых) элементов деталей

Отверстие-термин, применяемый для обозначения внутренних(охватывающих) элементов деталей

Посадка-характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нём зазоров и натягов

Допуск к посадке- сумма допусков отверстия и вала составляющих соединение

Зазор-разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала

Натяг-разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия

Посадка с зазором- посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала)

Посадка с натягом- посадка, при которой обеспечивается натяг в соединении ( поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала)

Переходная посадка- посадка, при которой возможно получение как зазора так и натяга ( поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью)


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.