Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Патологии умственного развития



Олигофрения — это составная часть более широкого понятия «умственная отсталость», рекомендуется для обозначения любой интеллектуальной недостаточности, возникшей в период формирования личности. Причинами олигофрении могут быть хромосомные аномалии, наследственные энзимопатии, токсические, инфекционные, эндокринные заболевания, травма, асфиксия.

В зависимости от выраженности недоразвития психики выделяют следующие степени олигофрении:

Идиотия — наиболее серьезная степень недоразвития психики, характеризуется отсутствием или едва заметным наличием познавательных функций. Больные не понимают речи, назначения вещей, совершенно не приспособленны к самообслуживанию.

Имбецильность — недоразвитие психики, которое характеризуется простым мышлением, речь при этом страдает в различной мере.

Глубокая имбецильность — состояние, приближающееся к идиотии, но пациенты способны сообразить в конкретной ситуации, узнают родных, адекватно реагируют на знакомые слова и словосочетания.

Резко выраженная имбецильность характеризуется недоразвитой дефектной речью (фразы из 2-3-х слов), бедностью представлений, больные обучаются лишь навыкам самообслуживания.

Умеренная имбецильность — состояние, при котором пациент может быть обучен несложным навыкам, носящих трудовой характер, имеет заторможенную речь, иногда читает и пишет. Эмоции примитивны. Олигофрению в степени имбецильности можно диагностировать с первых лет жизни: к году дети еще не узнают близких, не реагируют на речь. Отмечается отсутствие или слабый интерес к окружающему. В 2-4 года дети невнимательны, не могут осмыслить окружающее, обращенную к ним речь. В дошкольном возрасте дети не проявляют свойственной этому возрасту любознательности, не задают вопросов. В младшем школьном возрасте отсутствует способность к обучению количественным понятиям.

Дебильность характеризуется у детей школьного возраста и у подростков недостаточностью абстрагирования, конкретности мышления, развития фразовой речи (шаблонной, с речевыми штампами), примитивностью интересов и чувств. При отсутствии осложняющих синдромов больные могут существовать самостоятельно, овладеть несложной профессией, иметь семью. В дошкольном возрасте обращает на себя внимание отсутствие интереса к сущности вещей, дети не задают вопрос «почему?», не всегда понимают смысл употребляемых слов и фраз. В школьном возрасте отмечается затруднение осмысления простой сюжетной картины или рассказа, арифметических операций, формирования понятия числа.

Шизофрения

Шизофрения — процессуальное психическое заболевание, возникающее в молодом возрасте на основе наследственного предрасположения. Характеризуется специфическим комплексом утраты единства психических процессов (расщепления), эмоциональной неадекватности и аутизма. Заканчивается стойким специфическим диссоциативным дефектом психических функций.

Ведущим фактором является наследственное предрасположение. Наибольшая роль наследственного фактора — при шизофрении, начинающейся у детей раннего возраста.

Патоморфология. Шизофренический процесс, начинающийся, как функциональное заболевание, приводит к необратимым органическим последствиям. Это изменение нервных клеток коры и нейроглии. У детей, страдающих шизофренией, нередко обнаруживают резидуально-органические изменения мозга, атрофию извилин, расширение ликворных пространств.

Клиника. Чаще болезнь начинается в период первого возрастного криза (2,5-3,5 года), реже — в возрасте 5-7 лет. Протекает без ремиссии (вяло или злокачественно), с обострениями в следующие критические возрастные периоды. Клиника весьма разнообразна. При самом частом развитии шизофрении — в возрасте 3-х лет, сперва проявляются трудности разговора, сонливость, пассивность, отсутствие ответных проявлений на обращение наряду с неадекватными реакциями, нелепыми поступками у здорового с виду ребенка. Параллельно идет деградирование речи (словарный запас уменьшается, нарушение произношения, эхолалия). При злокачественном прогрессировании болезни случается и полная потеря речевых навыков. Формируются другие проявления в виде потери возрастных навыков. Типична утеря интереса к новому, отсутствие страха перед настоящей опасностью, двойственное отношение к матери, близким. Нарушается сон.

Медленнотекущая шизофрения характеризуется медленным изменением личности и маловыраженным дефицитом психической активности. К продуктивным симптомам относятся неврозоподобные страхи, сверхценные игры и фантазирования. Формируется дисгармоническая личность с несоразмерностью интересов и возможностей, аутистическими чертами. Могут формироваться психопатодобные состояния и иного типа: с грубостью, отсутствием этических установок, эгоизмом, извращением влечений.

Параноидная форма в дошкольном возрасте проявляется стойкой подозрительностью, бредовой настроенностью, чрезмерным фантазированием с переходом в псевдогаллюцинации, перевоплощение в образы предметов, животных.

А. Клиника шизофрении в подростковом возрасте

Шизофрения в подростковом возрасте (12-16 лет) встречается в 5 раз чаще, чем в детском. Для подростковой шизофрении характерно приступообразно-прогрессивное течение в виде острых вспышек психоза циркулярного, депрессивно-параноидного типов, онейроидной кататонии, периодической парафрении.

Острая шизофрения чаще развивается на фоне бурного дисгармонического пубертатного периода у подростков нешизоидного склада личности.

Приступы кататонического возбуждения длятся от нескольких дней до нескольких недель, сопровождаются тревогой, деперсонализацией, отрывочным бредом, часто космического содержания, иллюзорно-галлюцинаторными включениями. Отмечаются соматовегетативные изменения в виде субфебрильной температуры тела, обезвоживания, лейкоцитоза, тремора. По мере стихания возбуждения наблюдается негативизм, вычурность, парадоксальность высказываний.

Гебефренная шизофрения — вариант прогрессивно-злокачественного течения шизофрении с началом в подростковом возрасте или обострение вялотекущей с детства шизофрении в пубертатный период. Главные особенности заболевания — катастрофическое нарастание негативной симптоматики, растормаживание примитивных влечений с извращениями. Эйфория, дурашливость — частые, но не облигатные симптомы. Ведущий признак — распад личности с нарастающей разорванностью мышления, неадекватностью и парадоксальностью поведения.

Гебоидная шизофрения выражается в садистско-перверсивных наклонностях, гневе, потери интереса ко многим социальным увлечениям, резкой апатии. Чаще встречается у подростков с физической и психической акселерацией. Через несколько лет симптоматика несколько сглаживается.

Б. Лечение шизофрении

Лечение назначается индивидуально и комплексно.

Госпитализация — вынужденная мера. По возможности нужно стремиться к сохранению привычной среды, контактов, заботы, ласки.

Инсулинотерапия в гипогликемических дозах только детям старше 10 лет. Назначают инсулин (не более 40-60 ЕД).

Купирование приступа — в/в 20% раствором глюкозы не позднее чем через 30 минут после наступления гипогликемии П-Ш стадии. Инсулинотерапия показана в остром и подостром начале болезни с депрессивно-бредовыми расстройствами, онейроидной кататонии, при обострении вялотекущей шизофрении.

Психотропные препараты. В случае преобладания неврозоподобных аффективных расстройств (страхи, тревожность) применяют

малые дозы трифтазина (стелазина) в сочетании с алимемазином (тераленом), азалептином, при тревоге — ридазином, навязчивых

действиях — адаптолом, сибазоном. При негативной симптоматике назначают рисполепт.

Поддерживающая терапия: в основном — трифтазин, при рекуррентной форме — соли лития.

Реабилитация: включение в детский коллектив, обучение в массовых и вспомогательных школах. Игры, с помощью которых детей обучают правильным формам поведения, отношению к учебе, труду, повседневным обязанностям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.