Олигофрения — это составная часть более широкого понятия «умственная отсталость», рекомендуется для обозначения любой интеллектуальной недостаточности, возникшей в период формирования личности. Причинами олигофрении могут быть хромосомные аномалии, наследственные энзимопатии, токсические, инфекционные, эндокринные заболевания, травма, асфиксия.
В зависимости от выраженности недоразвития психики выделяют следующие степени олигофрении:
Идиотия — наиболее серьезная степень недоразвития психики, характеризуется отсутствием или едва заметным наличием познавательных функций. Больные не понимают речи, назначения вещей, совершенно не приспособленны к самообслуживанию.
Имбецильность — недоразвитие психики, которое характеризуется простым мышлением, речь при этом страдает в различной мере.
Глубокая имбецильность — состояние, приближающееся к идиотии, но пациенты способны сообразить в конкретной ситуации, узнают родных, адекватно реагируют на знакомые слова и словосочетания.
Резко выраженная имбецильность характеризуется недоразвитой дефектной речью (фразы из 2-3-х слов), бедностью представлений, больные обучаются лишь навыкам самообслуживания.
Умеренная имбецильность — состояние, при котором пациент может быть обучен несложным навыкам, носящих трудовой характер, имеет заторможенную речь, иногда читает и пишет. Эмоции примитивны. Олигофрению в степени имбецильности можно диагностировать с первых лет жизни: к году дети еще не узнают близких, не реагируют на речь. Отмечается отсутствие или слабый интерес к окружающему. В 2-4 года дети невнимательны, не могут осмыслить окружающее, обращенную к ним речь. В дошкольном возрасте дети не проявляют свойственной этому возрасту любознательности, не задают вопросов. В младшем школьном возрасте отсутствует способность к обучению количественным понятиям.
Дебильность характеризуется у детей школьного возраста и у подростков недостаточностью абстрагирования, конкретности мышления, развития фразовой речи (шаблонной, с речевыми штампами), примитивностью интересов и чувств. При отсутствии осложняющих синдромов больные могут существовать самостоятельно, овладеть несложной профессией, иметь семью. В дошкольном возрасте обращает на себя внимание отсутствие интереса к сущности вещей, дети не задают вопрос «почему?», не всегда понимают смысл употребляемых слов и фраз. В школьном возрасте отмечается затруднение осмысления простой сюжетной картины или рассказа, арифметических операций, формирования понятия числа.
Шизофрения
Шизофрения — процессуальное психическое заболевание, возникающее в молодом возрасте на основе наследственного предрасположения. Характеризуется специфическим комплексом утраты единства психических процессов (расщепления), эмоциональной неадекватности и аутизма. Заканчивается стойким специфическим диссоциативным дефектом психических функций.
Ведущим фактором является наследственное предрасположение. Наибольшая роль наследственного фактора — при шизофрении, начинающейся у детей раннего возраста.
Патоморфология. Шизофренический процесс, начинающийся, как функциональное заболевание, приводит к необратимым органическим последствиям. Это изменение нервных клеток коры и нейроглии. У детей, страдающих шизофренией, нередко обнаруживают резидуально-органические изменения мозга, атрофию извилин, расширение ликворных пространств.
Клиника. Чаще болезнь начинается в период первого возрастного криза (2,5-3,5 года), реже — в возрасте 5-7 лет. Протекает без ремиссии (вяло или злокачественно), с обострениями в следующие критические возрастные периоды. Клиника весьма разнообразна. При самом частом развитии шизофрении — в возрасте 3-х лет, сперва проявляются трудности разговора, сонливость, пассивность, отсутствие ответных проявлений на обращение наряду с неадекватными реакциями, нелепыми поступками у здорового с виду ребенка. Параллельно идет деградирование речи (словарный запас уменьшается, нарушение произношения, эхолалия). При злокачественном прогрессировании болезни случается и полная потеря речевых навыков. Формируются другие проявления в виде потери возрастных навыков. Типична утеря интереса к новому, отсутствие страха перед настоящей опасностью, двойственное отношение к матери, близким. Нарушается сон.
Медленнотекущая шизофрения характеризуется медленным изменением личности и маловыраженным дефицитом психической активности. К продуктивным симптомам относятся неврозоподобные страхи, сверхценные игры и фантазирования. Формируется дисгармоническая личность с несоразмерностью интересов и возможностей, аутистическими чертами. Могут формироваться психопатодобные состояния и иного типа: с грубостью, отсутствием этических установок, эгоизмом, извращением влечений.
Параноидная форма в дошкольном возрасте проявляется стойкой подозрительностью, бредовой настроенностью, чрезмерным фантазированием с переходом в псевдогаллюцинации, перевоплощение в образы предметов, животных.
А. Клиника шизофрении в подростковом возрасте
Шизофрения в подростковом возрасте (12-16 лет) встречается в 5 раз чаще, чем в детском. Для подростковой шизофрении характерно приступообразно-прогрессивное течение в виде острых вспышек психоза циркулярного, депрессивно-параноидного типов, онейроидной кататонии, периодической парафрении.
Острая шизофрения чаще развивается на фоне бурного дисгармонического пубертатного периода у подростков нешизоидного склада личности.
Приступы кататонического возбуждения длятся от нескольких дней до нескольких недель, сопровождаются тревогой, деперсонализацией, отрывочным бредом, часто космического содержания, иллюзорно-галлюцинаторными включениями. Отмечаются соматовегетативные изменения в виде субфебрильной температуры тела, обезвоживания, лейкоцитоза, тремора. По мере стихания возбуждения наблюдается негативизм, вычурность, парадоксальность высказываний.
Гебефренная шизофрения — вариант прогрессивно-злокачественного течения шизофрении с началом в подростковом возрасте или обострение вялотекущей с детства шизофрении в пубертатный период. Главные особенности заболевания — катастрофическое нарастание негативной симптоматики, растормаживание примитивных влечений с извращениями. Эйфория, дурашливость — частые, но не облигатные симптомы. Ведущий признак — распад личности с нарастающей разорванностью мышления, неадекватностью и парадоксальностью поведения.
Гебоидная шизофрения выражается в садистско-перверсивных наклонностях, гневе, потери интереса ко многим социальным увлечениям, резкой апатии. Чаще встречается у подростков с физической и психической акселерацией. Через несколько лет симптоматика несколько сглаживается.
Б. Лечение шизофрении
Лечение назначается индивидуально и комплексно.
Госпитализация — вынужденная мера. По возможности нужно стремиться к сохранению привычной среды, контактов, заботы, ласки.
Инсулинотерапия в гипогликемических дозах только детям старше 10 лет. Назначают инсулин (не более 40-60 ЕД).
Купирование приступа — в/в 20% раствором глюкозы не позднее чем через 30 минут после наступления гипогликемии П-Ш стадии. Инсулинотерапия показана в остром и подостром начале болезни с депрессивно-бредовыми расстройствами, онейроидной кататонии, при обострении вялотекущей шизофрении.
Психотропные препараты. В случае преобладания неврозоподобных аффективных расстройств (страхи, тревожность) применяют
малые дозы трифтазина (стелазина) в сочетании с алимемазином (тераленом), азалептином, при тревоге — ридазином, навязчивых
действиях — адаптолом, сибазоном. При негативной симптоматике назначают рисполепт.
Поддерживающая терапия: в основном — трифтазин, при рекуррентной форме — соли лития.
Реабилитация: включение в детский коллектив, обучение в массовых и вспомогательных школах. Игры, с помощью которых детей обучают правильным формам поведения, отношению к учебе, труду, повседневным обязанностям.