1.Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
1)содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация;
2)способны к самоудвоению за счёт репликации ДНК;
3)способны равномерно распределяться в клетках при делении, обеспечивая преемственность признаков.
2.В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?
1) если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту;
2) если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка;
3) если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.
3.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).
1) произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;
2) в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;
3) могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.
4.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.
5.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.
1) в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.
6.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
1) митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.
7. Чем отличается т-РНК от других типов рибонуклеиновых кислот?
Элементы ответа: 1) число куклеотидов, образующих молекулу тРНК, меньше, чем в остальных типах РНК (70 - 90). Размеры тРНК соответственно меньше остальных.; 2) форма молекулы тРНК напоминает лист клевера; 3) имеет функциональные части, одна из которых содержит антикодон, состоящий из трех нуклеотидов, комплементарный кодону на иРНК .
8.Биологическоеокисление в организме человека сходно по химическому процессу с сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека и какие общие с горением продукты образуются в результате этихпроцессов?
9. Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.
10.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи; 2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков; 3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.
11.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.
12.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое; 3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.
13.Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы.
14..В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.
15.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Согласно хромосомной теории наследственности: 1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — место расположения гена — локус; 2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; 3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.
16.Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин.
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные; 2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные; 3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.
17.Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла; 2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ; 3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.
18.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.
Ошибки допущены в предложениях: 1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная); 2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков; 3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным.
19..Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму; 2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры).
20.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться; 2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются; 3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.
21.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна.
Ошибки допущены в предложениях: 1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; 2)4 — популяция является структурной единицей вида; 3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.
22.Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Ответ: 1)появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.
23.Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?
Ответ: 1)большинство ферментов — белки; 2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.
24.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их. 1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни.
Ошибки допущены в предложениях: 1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2)4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папортники — спорами; 3)5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост.
25.Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств.
Ответ: 1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения; 2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение; 3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.
26.В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.
Ответ: 1)глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка; 2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает.
27.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — первым звеном являются продуценты; 2)3 — консументы не способны к фотосинтезу; 3)4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.
28.Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
Ответ: 1)тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному; 2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.
29.Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи.
Ответ: 1)перегной —> комнатная муха —> паук-крестовик —>большая синица —>ястреб; 2)консумент третьего порядка — большая синица.
30.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему; 2)4 — Кольчатые черви имеют полость тела; 3)5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.
31.Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения; 2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.
32.Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
Ответ: 1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция); 2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию; 3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.
33.В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?
Ответ: 1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту; 2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; 3)если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.
34.Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?
Ответ: 1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга.
35.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — четыре пары; 2)3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик — простые; 3)5 — у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи.
36.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.
ошибки допущены в предложениях: 1) 2 — мономерами белков являются аминокислоты; 2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 3)6 — в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
37.Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
Ответ: 1)содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация; 2)способны к самоудвоению за счёт репликации ДНК; 3)способны равномерно распределяться в клетках при делении, обеспечивая преемственность признаков.
38.Зачем человек разводит в специальных лабораториях небольших насекомых из отряда перепончатокрылых – яйцеедов и наездников?
Ответ: 1)эти хищные насекомые откладывают свои яйца в яйца и личинки насекомых вредителей; 2)этим они сокращают численность насекомых – вредителей сельского хозяйства.
39.Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?
Ответ: 1)белки в пищеварительном тракте, в желудке, в кислой среде расщепляются до аминокислот ферментами пептидазами; 2)в кровь попадают уже аминокислоты и разносятся к клеткам тканей; 3)введение в кровь чужеродных белков вызовет иммунную реакцию, отторжение, возможна даже гибель больного.
40. Каковы причины смены биогеоценозов?
1) причины смены биогеоценозов: изменение климата, деятельность человека, стихийные явления природы, а также изменение среды обитания проживающими в них видами;
2) вытеснение старых видов более конкурентоспособными видами;
3) увеличение видового разнообразия, цепей питания, становление замкнутого круговорота веществ - причины появления более устойчивого биогеоценоза.