Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира



Важнейшие ароморфозы.

Животные.

1.Одноклеточные безъядерные, одноклеточные эукариоты.с ядрами.

2. Половое размножение – конъюгация.

3. Многоклеточность.

4. Лучевая симметрия.

5. 2 зародышевых листка (энтодерма и эктодерма) разделенных мезоглеей.

6. Нервная система диффузного типа.

7. Примитивные органы чувств – светочувствительный глазок.

8. Двусторонняя симметрия.

9. Появление 3-го зародышевого листка (мезодерма).

10. Кольцевые и продольные мышечные волокна.

11. Выделительная система протонефридиального типа.

12. Нервная система – парный мозговой ганглий и 2 нервных ствола.

13. Гермафродитизм.

14. Первичная полость тела.

15. Раздельнополость.

16. Пищеварительная система - задняя кишка, анальное отверстие.

17. Вторичная полость тела – целом.

18. Кровеносная система.

19. Сегментация.

20. Нервная система – окологлоточные кольца с отходящими нервными стволами.

21. Выделительная система – в каждом сегменте пара нефридий.

22. Тело состоит из головы туловища и ноги.

23. Пищеварительная система – радула (сифон).

24. Кровеносная система незамкнута. Сердце состоит из 2-х предсердий и желудочка.

25. Дыхательная система – жабры.

26. Выделительная система – почки (осморегуляция).

27. Выделяют голову, грудь, брюшко.

28. Членистые конечности.

29. Наружный скелет.

30. Полость тела – гомоцель (часть системы кровообращения).

31. Кровеносная система – пульсирующий сосуд – сердце, аорта, артерии. Кровь – гемолимфа.

32. Железы.

33. Выделительная система – мальпигиевы сосуды.

34. Развитие с личинкой (полное и неполное превращение).

35. Хорда.

36. Нервная система – невроцель.

37. Дахательная система – легкие развиваются как парные выпячивания задней части глотки.

38. Чешуя.

39. Мускулатура дифференцирована.

40. Кровеносная система – один круг кровообращения. Сердце двух камерное.

41. Нервная система – наличие особого органа чувств – боковой линии.

42. Наличие плавательного пузыря.

43. Парные конечности с шарнирными суставами. Череп подвижно сочленен с шейными позвонками.

44. Кровеносная система – сердце 3-х камерное, два круга кровообращения, полностью не разобщенных.

45. Нервная система – передний мозг четко разделен на 2 полушария, мозжечок слабо развит.

46. Кожа голая с большим количеством желез.

47. Дыхание кожно-легочное.

48. Кожа сухая практически без желез.

49. Дыхание легочное.

50. Нервная система – увеличивается мозжечок и полушария.

51. Крупные, богатые белком и желтком яйца. Нет личиночной стадии.

52. Оплодотворение внутреннее.

53. Постоянная температура тела

54. Перья.

55. Клюв.

56. Пищеварительная система – желудок двойной. Кишечник удлиненный, однако прямая кишка укорочена.

57. Кровеносная система – полное разделение кругов кровообращения.

58. Тело покрыто волосяным покровом. В коже много железистых образований.

59. Нервная система – кора головного мозга.

60. Имеется наружное ухо.

61. Диафрагма.

62. Кровеносная система – сердце 4-х камерное, 2 круга кровообращения, эритроциты безъядерные.

Бактерии

1. Прокариоты.

2. ДНК сосредоточен в нуклеотиде.

3. Основа оболочки – муреин.

4. Запасные питательные вещества – полисахариды, жиры, сера, полифосфаты.

5. Питание – сапрофиты, автотрофы, паразиты.

6. Способны к спорообразованию.

7. Размножение – деление.

Водоросли

1. Эукариоты.

2. Способность к фотосинтезу.

3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах – хроматофорах.

4. Автотрофы.

5. Клеточная стенка состоит из 2–х слоев: целлюлозный слой, прикрепленный к мембране и пиктиновый слой.

6. Размножение половым и бесполым путем.

7. Чередование полового и бесполого поколения.

8. Возможность образования – зооспор (подвижных) и апланоспор (неподвижных).

9. Возможность образования гамет.

10. Тело – слоевище (таллом).

11. Светочувствительный глазок.

Грибы

1. Клеточная стенка – хитин.

2. Гетеротрофный тип питания

3. В качестве запасающего питательного вещества образовывается гликоген

4. В качестве продуктов обмена веществ – мочевина.

5. Тело – мицелий, состоит из нитей – гифов.

6. Нет хлорофилла.

Лишайники

1. Симбиоз гриба и водоросли (гриб поставляет воду с растворенными минеральными солями, водоросль – органику)

2. Нет зеленой окраски.

3. Очень неприхотливы.

4. Размножение – бесполое и специальными образованиями: соредии, изидии, цефаллодии.

Мхи

1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки.

2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани.

3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды.

4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские).

5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо.

Папоротникообразные

1. Есть корневище с придаточными корнями.

2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью.

3. Листья – вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие

4. Чередование поколений с господством спорофита.

5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл.

6. Спорангии находятся на нижней стороне листа.

7. У хвощей споры однополые.

8. у плауновидных – гаметофит развивается под землей, лишен хлоропластов.

Семенные растения

1. возникновение оплодотворения не связанного с водой.

2. Возникновение семени.

Голосеменные

1. Семя есть, но плода никогда не образуется. Семена не защищены.

2. Наличие хвои.

3. В древесном стебле представлены все виды тканей.

4. Шишка – видоизмененный побег.

5. Имеются семенные зачатки из которых после оплодотворения развиваются семена.

Покрытосеменные

1. Двойное оплодотворение.

2. Семезачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.

3. Появление сосудов в проводящей системе.

4. Образование цветка.

5. Опыление насекомыми.

Ароморфозы по эрам

Архейская эра:
1) появление жизни; жизнь представлена прокариотами; способ питания гетеротрофный, анаэробный; обмен веществ - гликолиз (наиболее древняя форма).
2) появление автотрофного типа питания - фотосинтеза и хемосинтеза, фиксации атмосферного азота.
3) появление оксигенного фотосинтеза и в результате - накопление кислорода в атмосфере.
4) возникновение дыхания - окислительного фосфорилирования.
5) сформировались 2 царства бактерий: архебактерии и эубактерии (истинные бактерии)

Протерозойская эра:
1) появление эукариот в результате сложного симбиоза разных групп прокариот.
2) появление митоза, мейоза, полового процесса.
3) возникновение многоклеточности; формирование основных царств: протистов, животных, растений (водорослей), грибов.
4) выход грибов и водорослей на сушу в виде лишайников; развитие примитивных сообществ на суше (бактерии и цианобактерии).
5) у животных появляется внутренняя полость и скелет (наружный, внутренний, гидростатический).

Мезозойская эра:
1) крупный ароморфоз - возникновение теплокровности; появляются первые млекопитающие и настоящие костистые рыбы.
2) расцвет голосеменных, появление цветковых растений; дальнейшее развитие жизненных форм и увеличение темпов эволюции.

Кайнозойская эра:
1) главный ароморфоз - антропогенез, который привел к появлению современного человека.
2) происходит формирование пресмыкающихся, головоногих моллюсков и других групп древних животных; распространяются млекопитающие.
3) широко расселяются однодольные травянистые растения.
4) отступление лесов, связанное с похолоданием и сухостью климата, стимулировало эволюцию человекообразных обезьян (гоминид), что привело к появлению австралопитеков и архантропов.

Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира.

1. Палеонтологические доказательства эволюции. Ископаемые остатки — основа восстановления облика древних организмов. Сходство ископаемых и современных организмов — доказательство их родства. Условия сохранения ископаемых остатков и отпечатков древних организмов. Распространение древних, примитивных организмов в наиболее глубоких слоях земной коры, а высокоорганизованных — в поздних слоях.
Переходные формы (археоптерикс, зверозубый ящер), их роль в установлении связей между систематическими группами. Филогенетические ряды — ряды последовательно сменяющих друг друга видов (на примере эволюции лошади или слона).

2. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции:

1) клеточное строение организмов. Сходство строения клеток организмов разных царств;

2) общий план строения позвоночных животных — двусторонняя симметрия тела, позвоночник, полость тела, нервная, кровеносная и другие системы органов;

3) гомологичные органы, единый план строения, общность происхождения, выполнение различных функций (скелет передней конечности позвоночных животных);

4) аналогичные органы, сходство выполняемых функций, различие общего плана строения и происхождения (жабры рыбы и речного рака). Отсутствие родства между организмами с аналогичными органами;

5) рудименты — исчезающие органы, которые в процессе эволюции утратили значение для сохранения вида (первый и третий пальцы у птиц в крыле, второй и четвертый пальцы у лошади, кости таза у кита);

6) атавизмы — появление у современных организмов признаков предков (сильно развитый волосяной покров, многососковость у человека).

3. Эмбриологические доказательства эволюции:
1) при половом размножении развитие организмов из оплодотворенной яйцеклетки;
2) сходство зародышей позвоночных животных на ранних стадиях их развития. Формирование у зародышей признаков класса, отряда, а затем рода и вида по мере их развития;
3) биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Гек-келя — каждая особь в онтогенезе повторяет историю развития своего вида (форма тела личинок некоторых насекомых — доказательство их происхождения от червеобразных предков).

Важнейшие черты организации цветковых растений

(обеспечили ведущее положение в биосфере)

· цветок (обеспечивает бесполое и половое размножение и образование семян);

· сильная редукция гаметофитов (развиваются в цветке; мужской – пыльцевое зерно, женский - зародышевый мешок);

· система переноса мужских гаметофитов к женским (перенос пыльцы на рыльце пестика не только с помощью ветра - анемофилия, но и насекомыми - энтомофилия);

· образование завязи (защита женского гаметофита) ивпоследствии -плода(защита и распространение семян).

· совершенство семян (наличие эндосперма, способность к длительному покою, приспособления для распространения);

· развитая проводящая система и средства экономии воды (сосуды и ситовидные трубки с клетками-спутницами; кутикула, устьица, опушение);

· развитая корневая система (разветвление и проникновение на большую глубину, симбиоз с грибами и бактериями);

· развитыйлистовой аппарат (большая поверхность, многоярусное расположение, совершенная внутренняя структура);

· разнообразие жизненных форм (деревья, кустарники, травы многолетние и однолетние);

 

С1.Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву? Ответ поясните.

Элементы ответа: 1) рыхление улучшает снабжение корней кислородом, т. е. их дыхание

2) рыхление способствует уменьшению испарения воды из почвы

С3. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

Элементы ответа: 1) лишайники - комплексные (симбиотические) организмы, состоящие из гриба и цианобактерий или водорослей;

2) гифы гриба обеспечивают организм минеральными солями и водой, а водоросли и цианобактерий синтезируют на свету органические вещества;

3) роль лишайников в природе: участие в образовании почвы, пионеры заселения неблагоприятных мест обитания, звено в цепи питания экосистемы.

С2. Рассмотрите рисунок. Выскажите свое предположение о том, как опыляется цветок такого строения. Пользуясь рисунком, приведите не менее трёх обоснований, подтверждающих ваше мнение.

Элементы ответа: 1) цветок опыляется ветром; 2) мохнатое раздвоенное рыльце хорошо улавливает пыльцу; 3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы; 4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствует проникновению пыльцы к пестику.

С2. Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенных на рисунке цифрами 1 и 2. Из чего они образуются?

Элементы ответа: 1) тип корневой системы - стержневая;главный корень, образуется из зародышевого корешка; 3)2- боковой корень - ответвление главного корня.

С4. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Элементы ответа: Фотосинтезирующие организмы обеспечили: 1) преобразование энергии Солнца, синтез органических веществ из неорганических, питание гетеротрофов; 2) накопление кислорода в атмосфере, что способствовало появлению кислородного типа обмена веществ; 3) появление озонового слоя, защищающего организмы от ультрафиолетового излучения, что обеспечило выход организмов на сушу.

С1. В XVIII веке английский ученый Д. Пристли провёл опыт. Он взял два одинаковых стеклянных колпака. Под первый колпак он поместил мышь, а под второй - мышь с комнатным растением. Объясните, почему спустя некоторое время первая мышь под стеклянным колпаком погибла, а вторая продолжала жить.

Элементы ответа: 1) первая мышь погибла из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа, выделенного при дыхании; 2) комнатное растение в процессе фотосинтеза поглощало углекислый газ и выделяло кислород, необходимый для дыхания обоих организмов, поэтому вторая мышь продолжала жить.

С2. Пользуясь рисунком, найдите признаки, доказывающие принадлежность цветкового растения к классу двудольных. Какой тип корневой системы изображён на рисунке? Объясните, почему такой тип корневой системы развился у растения.

Элементы ответа: 1) листья имеют сетчатое жилкование; 2) цветок пятичленного типа; 3) мочковатая корневая система; 4) у растения в связи с вегетативным размножением (усами) придаточные корни отрастают от стеблей

С4. Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее трёх примеров.

Элементы ответа: 1) дифференциация тканей: механическая, проводящая, покровная; 2) появление вегетативных органов, обеспечивающих жизненные функции; 3) независимость процесса полового размножения от воды.

С3. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трёх признаков.

Элементы ответа: 1) наличием различных тканей, развитием вегетативных и генеративных органов; 2) размножением семенами, независимостью оплодотворения от наличия воды; 3) преобладанием спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития.

С2. Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их. 1. Грибы выделяют в отдельное царство организмов. 2. Тело гриба состоит из мицелия. 3. Грибная клетка имеет клеточную стенку, в состав которой входит целлюлоза. 4. В клетках грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. По способу питания грибы - автотрофы. 7. Грибы неподвижны, рост их ограничен.

Элементы ответа: 1)3- клеточная стенка грибов состоит из хитина;способ питания грибов - гетеротрофный; 3) 7 — грибы в течение жизни постоянно растут.

С3. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня растения? Укажите не менее четырёх функций.

Элементы ответа: 1) в зоне деления увеличивается число молодых клеток, обеспечивая рост корня в длину; 2) в зоне роста клетки увеличиваются в размере; 3) в зоне всасывания корневые волоски поглощают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами; 4) в зоне проведения осуществляется передвижение веществ.

С1. Ветроопыляемые растения чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

Элементы ответа: 1) большое количество пыльцы ветроопыляемых растений погибает, не попав на рыльца пестиков;

2) листья создают дополнительную преграду при опылении этих растений

С2.Какой орган растения обозначен на рисунке знаком «?». Каково его значение в жизни растения?

Элементы ответа: 1) орган растения - соцветие; 2) соцветие привлекает насекомых-опылителей; 3) в нём происходит оплодотворение, образуются плоды и семена.

С1. Каково значение рыхления почвы для жизнедеятельности корней растений? Ответ поясните.

Элементы ответа: I) рыхление разрушает почвенную корку, сохраняя влагу, способствуя минеральному питанию растений и улучшая его; 2) обогащает почву воздухом, способствуя дыханию корней

С4. Раскройте роль растений в историческом Приведите не менее четырёх значений.

Элементы ответа: 1) обеспечили преобразование солнечной энергии, создание органических веществ и питание гетеротрофных организмов;

2) обеспечили накопление в атмосфере кислорода и появление аэробных организмов;

3) способствовали формированию озонового слоя, что обеспечило выход организмов на сушу;

4) участвовали в образовании почвы, торфа, полезных ископаемых, выполняют средообразующую функцию.

С2. Какие клетки покровной ткани растения обозначены на рисунке цифрой 1? Чем они отличаются от других клеток покровной ткани? Какие функции они выполняют?

Элементы ответа: 1) цифрой 1 обозначены устьичные клетки; 2) они отличаются от других покровных клеток наличием хлоропластов; 3) они регулируют испарение воды и осуществляют газообмен

С2. Какой орган обозначен буквой А на рисунке? Обоснуйте свой ответ. Какую роль играет он в жизни растения?

Элементы ответа: 1) А – кочан капусты, видоизмененный побег (почка)

2) имеет видоизмененный стебель – кочерыгу, листья, почки

3) в нем запасаются питательные вещества, обеспечивающие зимовку двулетней капусты, образование цветков и плодов на следующий год

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.