Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Война и некоторые аспекты ее международно-правового регулирования



III Гаагская конференция об открытии военных действий 1907 г. устанавливает, что началу боевых действий должно предшествовать предварительное предупреждение. Это может быть мотивированное объявление или ультиматум.
Объявление войны влечет за собой определенные юридические последствия:
- прекращение мирных отношений между воюющими государствами;
- представление интересов воюющих поручается третьему, обычно нейтральному государству, с которым они поддерживают дипломатические отношения;
- договоры мирного времени прекращают свое действие и заменяются Гаагскими и Женевскими конвенциями;
- на граждан неприятельской стороны, находящихся на территории государства, налагаются ограничения (выбор места жительства, перемещение, проживание в специально отведенных местах);
- имущество вражеского государства конфискуется.
Военные действия разворачиваются в национальных и международных пространственных пределах, именуемых театром войны. Из него на основании МД исключаются: территории нейтральных государств, международные проливы и каналы, отдельные континенты (Антарктика), космос, санитарные зоны и т.д.
Правовое положение нейтральных государств регламентируется V и XIII Гаагскими конвенциями 1907 г. Под нейтралитетом понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.
В соответствии с ними территория нейтральных государств не может быть использована воюющими в военных целях, на нельзя создавать учреждения по формированию и вербовке военных отрядов, воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию нейтралов, любое посягательство на территорию нейтрального государства может быть отражено с помощью военной силы, причем такие действия не считаются враждебными.
Нейтральные страны не имеют права предоставлять воюющим боевую технику, вооружение, боеприпасы и предметы, служащие военным целям.
В вооруженном конфликте международного характера противоборствующие государства представлены своими вооруженными силами (п. 1 ст. 43 I Дополнительного протокола 1977 г.).
Их можно разделить на две категории:
1. Комбатанты (сражающиеся) - непосредственно участвуют в боевых действиях, применяют военную силу
2. Некомбатанты (не сражающиеся) - личный состав, обслуживающий и обеспечивающий боевую деятельность вооруженных сил, но в боях не участвующий (медики, интенданты, юристы, журналисты, духовенство и т.д.).
На практике зачастую возникает необходимость в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.
IV Гаагская конвенция 1907 г. установила норму, согласно которой “...воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда противнику”.
С точки зрения МП все средства и методы войны делятся на правомерные и незаконные.
К противоправным относятся оружие массового уничтожения, оружие, способное причинять излишние страдания и повреждения, и средства, наносящие обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде.
Некоторые из них прямо запрещены международными договорами (например, яд и отравленное оружие - IV Гаагская конвенция 1907 г.; удушливые и ядовитые газы - Женевский протокол 1925 г.; химическое оружие - Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.
Значительная группа недозволенных средств ведения войны не являются объектом прямого запрета в конкретных международных соглашениях. Это - ядерное, нейтронное, геофизическое, радиологическое, инфразвуковое, генетическое, этническое оружие, а также психотропные средства.
МП ограничивает или запрещает некоторые методы ведения войны: убийство сдающихся в плен или лиц, принадлежащих к населению неприятеля, незаконное использование символики противоположной стороны или международных организаций, симуляция, пытки, взятие заложников и т.д.
К жертвам войны МП относит раненных и больных, военнопленных и гражданское население. Каждая из этих категорий находится под защитой одной из четырех Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г.
Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния войны, т.е. восстановление между воюющими государствами мирных отношений с вытекающими отсюда международно-правовыми последствиями.
Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются:
- перемирие (местное или общее, срочное или бессрочное);
- капитуляция (местная, общая, почетная, безоговорочная).
Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между государствами является заключение ими мирного договора, в котором урегулируются политические, экономические, территориальные проблемы, вопросы обмена военнопленными и ответственности военных преступников, восстановление договоров мирного времени и официальных отношений, вопросы репараций и реституции и т.д.
Окончание первой и второй мировых войн получило свое международно-правовое оформление через мирные договоры 1919-1920 гг. и 1947 г.
В практике МП и МО состояние войны может быть прекращено на основании односторонней декларации, как инициативного шага одной из воюющих сторон (в январе 1955 г. именно так прекратил состояние войны с Германией СССР).
Это может быть и двусторонняя декларация, являющаяся соглашением сторон (Декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г.).
Виды ответственности за нарушение законов и обычаев войны:
1. Политическая, выступающая в двух формах:
- санкции - принудительные меры военного или иного характера, применяемые против агрессора в случае угрозы миру и безопасности. Решение о санкциях принимает СБ ООН на основании ст. 39, 41 и 42 Устава ООН;
- ресторации - восстановление государством правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим неблагоприятных последствий политического и материального характера.
2. Материальная, которая реализуется через:
- репарации - возмещение причиненного войной материального ущерба денежными средствами, ценностями, услугами;
- реституции - возвращение, восстановление или замена в натуре неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных ценностей.
Политическая и материальная ответственность распространяется на государства.
3. Уголовная ответственность индивидов наступает на основании решений, принимаемых:
- судами национальных государств за преступления международного характера, не связанные с деятельностью государства (жестокое обращение с военнопленными, ранеными, гражданским населением);
- специальными судебными органами, созданными на основании МД, за международные преступления, связанные с деятельностью государства (преступления против мира и человечности, военные преступления).

Различают международные вооруженные конфликты и воору­женные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. междуна­родными вооруженными конфликтами признаются такие конфлик­ты, когда один субъект международного права применяет вооружен­ную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в меж­дународном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, междуна­родные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на само­определение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным пра­вительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

имеют свою организацию;

имеют во главе ответственные за их поведение органы;

установили свою власть на части территории;

соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает приме­нение к ним национального уголовного законодательства об ответст­венности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен рас­пространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными орга­низациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества меж­дународного и является первым шагом к признанию нового государ­ства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непре­рывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера облада­ют следующими признаками:

применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;

коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обста­новку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спо­радические выступления слабоорганизованных групп не могут рас­сматриваться как вооруженные конфликты немеждународного ха­рактера;

осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера сле­дует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, воз­никающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти кон­фликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правитель­ство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществля­ются определенные вооруженные мероприятия, получившие назва­ние «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были оха­рактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня­тые с целью приостановления происходивших там внутренних кон­фликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

- вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют определенный контроль над частью территории государства. Это определение зафиксировано в Дополнительном протоколе II 1977 г. Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., регламентирующем защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами (п. 2 ст. 1 Протокола). В Протоколе указывается, что покровительством законов и обычаев войны пользуются тж. те лица, которые были лишены свободы или свобода которых была ограничена в связи с вооруженными конфликтами. Протокол применяется ко всем лицам, затрагиваемым вооруженным конфликтом, без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения и иного статуса.

Постоянный нейтралитет — это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудниче­ства между государствами. Таким образом, постоянный ней­тралитет осуществляется не только во время войны, но и в мир­ное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает госу­дарство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствую­щего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие та­кого договора не обусловлено каким-либо сроком — он заклю­чается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать прави­ла нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам между­народного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности, Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухо­путной войне (пятая конвенция) и морской войне (тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом прин­ципов и норм международного правам Отражением указанного права является выбор государством способов установления ста­туса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важ­но лишь, чтобы в этом случае данный статус получил призна­ние других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралите­та принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Ав­стрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подпи­савшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швей­царии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и не­прикосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейца­рии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие держа­вы — СССР, США, Англия, Франция — заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать соз­дания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными держава­ми и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по уре­гулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, един­ство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной це­лостности и неприкосновенности, нейтралитета и национально­го единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязатель­ство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, всту­пившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в ко­торой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозгла­шен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конститу­цию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоян­ном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содер­жание указанных документов и закрепляется положение, со­гласно которому "признанный сообществом нейтралитет Турк­менистана является основой его внутренней и внешней поли­тики".

Таким образом, только полноправный субъект международного права — государство — может обладать статусом по­стоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из стату­са постоянно-нейтрального государства, не могут служить ог­раничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных кон­фликтах) лишено "права на войну" и стеснено в свободе дейст­вий.

Современное международное право, ликвидировавшее "пра­во на войну" и закрепившее принцип добросовестного соблюде­ния международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

 

Нейтралитет во время войны – это правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

 

Права и обязанности нейтральных государств

 

во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.

 

Проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты воюющим государствам запрещается. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим государствам создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Нейтральное государство может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи. Не допускается снабжение нейтральными государствами воюющих государств оружием, военными и другими материалами. Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил. Если войска одной из воюющих сторон окажутся натерритории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от театра военных действий. Нейтральное государство вправе разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспортах оружия и боеприпасов. Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих. Нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.

 

Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., согласно которой в территориальных водах нейтрального государства запрещаются любые военные действия со стороны воюющих. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения или вооружения одной из сторон любого судна, а также его выхода из территориальных вод, если есть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на стороне одного из воюющих.

 

Воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещаются пролет через него летательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой. Воюющим сторонам допускается транспортировка на самолетах больных и раненых воюющих сторон.

НЕЙТРАЛИТЕТ (нем. Neutralitat; от лат. neuter ни тот, ни другой) - принцип внешнеполитической деятельности государства. Предполагающий его неучастие в вооруженных конфликтах, а в мирное время - отказ от участия в военных союзах и блоках. Данный принцип оформляется как особый правовой статус государства. Рассматривается как политика, т.е. целесообразная, сознательная деятельность высших лиц государства, осуществляющих от имени государственных органов и народов действия, направленные на стабилизацию мирных отношений, их развитие в сторону человечности, гуманистичности.

Различают следующие виды нейтралитета: 1. Постоянный, который оформляется в международном порядке (Швейцария, Австрия). 2. Договорный, представляющий собой соглашение, договор о применении принципа нейтралитета в отношениях между двумя или несколькими государствами. 3. Традиционный - принцип, соблюдаемый определенным государством в течение длительного времени его существования, развития, то есть ставший традицией. 4. Позитивный - принцип и политика отдельных государств, проводящих политику неприсоединения к военным блокам, союзам.

Устав ООН предусматривает норму, в соответствии с которой в случае нападения на нейтральное государство оно имеет право на индивидуальную защиту или коллективную самооборону.

Следует отметить, что принцип нейтралитета и его виды не остаются неизменными. Происшедший в мире процесс перехода от "биполярного" к "однополярному и многополярному" сотрудничеству, изменение геополитической обстановки, ее региональных составляющих и т. д., происходящая модернизация, реформирование государств и обществ, переход их на рельсы открытости, рынка и демократии автоматически не ведут к закреплению этого принципа во взаимоотношениях между государствами. Рост сепаратизма, национализма, локализма и т. п. способствует нарушению принципа нейтралитета.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.