Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок формирования и работы Комитета по правам человека ООН и Европейского Суда по правам человека



Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах, не более одного гражданина от каждого государства, на срок 4 года. Члены комитета выступают в личном качестве, могут быть выбраны повторно. Решения комитетом принимаются при условии кворума - 12 человека, простым большинством.

Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в закрытом заседании, использует представленные письменные материалы.

Рассмотрение дела в Комитете по правам человека ООН включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течении 5-7 лет. До настоящего времени Комитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела против РФ, хотя два дела, которые были подготовлены Центром содействия международной защите были признаны приемлемыми еще в 1998 году.

Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, он может признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека и рекомендовать государству восстановить нарушенные права.

Европейский Суд по правам человека формируется Парламентской Ассамблеей Совета Европы и состоит из 41 одного судьи (на данный момент) по количеству стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судьи избираются сроком на 6 лет. Половина судей избирается каждые три года. Судьи могут переизбираться.

Штаб-квартира Европейского Суда по правам человека находится в Страсбурге.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий:

1) неформальная - во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть:

а) обратившемуся может быть выслан формуляр, в том случае, если жалоба была подана в свободной форме;

б) Секретариат может сообщить, что данная жалоба может быть признана неприемлемой, так как она не выдерживает определенных условий приемлемости ли является явно необоснованной.

Но, секретариат не может определять дальнейшую судьбу жалобы, то есть если лицо, обратившееся в Европейский Суд по правам человека, настаивает на рассмотрении его жалобы, данная жалоба будет рассмотрена в соотвествии с процедурами ЕС.

2) юрисдикционная - стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурами ЕС:

а) Дело поступает для изучения судье ЕС.

Комитет, состоящий из трех судей, по представлению одного из судей рассматривает дела не предмет приемлемости, точнее неприемлемости данного дела.

Европейский Суд по правам человека действует, образуя

а) Комитеты (3 судьи),

б) Палаты (7 судей),

в) Большую палату (17 судей)

Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.

Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятии его с очереди.

Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное

решение по делу.

Большая Палата рассматривает дела:

а) по межгосударственным жалобам,

б) по индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решение суда,

в) при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.

В случае признания обращения приемлемым, Европейский Суд по правам человека может предложить:

а) дружественное урегулирование;

б) разрешить дело в соответствии с собственной процедурой.

Как ожидается, Европейский Суд по правам человека после реформы будет рассматривать дела в течение 2-х лет.

Решения Европейский Суд по правам человека являются обязательными для государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, которому передаются принятые Европейским Судом по правам человека решения. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека.

Какие вопросы разрешают Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека:

Определяют, было ли нарушено государством конкретное право, предусмотренное вышеназванными документами, в отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно было нарушено.

Признают нарушения права.

Европейский Суд по правам человека присуждает справедливую компенсацию за нарушенное право.

Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо помнить, что бремя доказывания лежит на заявителе, то есть заявитель должен обосновать свою жалобу, иначе она может быть признана злоупотреблением своего права.

 

Право вооруженных конфликтов (право войны) является осо бым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов пред ставляет собой совокупность норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение неко торых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечи-вающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих ме ждународно-правовую ответственность государств и уголовную от ветственность физических лиц за их нарушение.
Предметом данной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, междуна родного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта не международного характера.
Состояние войны означает прекращение с государством (груп пой государств) мирных отношений с момента объявления состоя ния войны или фактического начала военных действий до оконча-

584 ния военных действий или до заключения между ними мирного до говора.
Международный вооруженный конфликт — это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладаю щими международной правосубъектностью, а именно между воору женными силами: а) суверенных государств; б) национально-осво бодительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государ ства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера
относятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства между его воору женными силами или антиправительственными организованны ми вооруженными группами, которые, находясь под ответствен ным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерыв ные и согласованные военные действия. Можно выделить сле дующие критерии вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного вооруженного конфликта: а) наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государ ства; б) фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применение ими оружия; в) коллективный характер выступлений; г) элемент организа ции; д) обладание частью территории соответствующего государ ства.
Важно отметить, что к вооруженным конфликтам немеждуна родного характера не относятся ситуации, связанные с внутренни ми беспорядками и напряженностью. Внутренние беспорядки — это такая ситуация, когда в условиях отсутстрия вооруженного кон фликта государство применяет силу в целях сохранения или вос становления правопорядка и законности. Внутренняя напря женность — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и за конности. Это значит, что отдельные антиправительственные вы ступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникнове ние обстановки внутренней напряженности (например, беспоряд ки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера. Перерастание вооруженного кон-

фликта немеждународного характера в международный воору- 585 женный конфликт может произойти в результате военной интер венции других государств в нарушение норм международного права.
Право вооруженных конфликтов включает в себя международ ное гуманитарное право (МГП), которое представляет совокуп ность обязательных для государств юридических норм, которые на правлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международ ного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
МГП преследует две основные цели: 1) защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях; 2) ограничение средств ведения войны, в частности воо ружений, и методов ведения боя, например применения отдельных видов военной тактики. МГП запрещает применение многих видов оружия, в частности зажигательных пуль, биологического, химиче ского и лазерного оружия.
МГП защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиоз ный персонал. Кроме того, МГП обеспечивает защиту и лицам, ко торые прекратили принимать участие в военных действиях (ране ным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, больным или военно-пленным).
Отдельные местности и объекты, например больницы и сани тарные транспортные средства, также пользуются защитой норм МГП и не должны быть подвергнуты нападениям. МГП устанавли вает отдельные виды ясно опознаваемых эмблем и знаков, которые могут быть использованы для идентификации лиц и местностей, на ходящихся под защитой. Речь идет, в частности, об эмблеме Крас ного Креста и Красного Полумесяца.
Основными источниками права вооруженных конфликтов яв ляются Гаагские конвенции 1907 г., четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к ним от 12 августа 1949 г. и два Протокола от 8 июня 1977 г. Кроме того, МГП включает и другие международные дого воры, например Конвенцию 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов и Конвенцию 1980 г. о запреще нии или ограничении конкретных видов обычного оружия, которая включает четыре Дополнительных протокола, в том числе по во просу применения мин.

586 Важное место среди источников права вооруженных кон-фликтов, в том числе и МГП, занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Так, Женевский протокол 1925 г. запре щает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подоб ные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологиче ского (биологического) и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении военного использования средств воздействия на при родную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серь езные последствия. Конвенция 1980 г. запрещает применение против гражданского населения бомб, осколки которых не про сматриваются в человеческом теле рентгеном; мины-ловушки; за жигательное оружие.

Многие нормы и принципы сформулированы и закреплены в решениях органов ООН. Так, например, Генеральная Ассамблея ООН приняла: Основные принципы правового режима комбатан- тов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973 г.); Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.); Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов (1970 г.); Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, аре ста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (1973 г.) и др.
Право вооруженных конфликтов содержит большое количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм меж дународного права. Наиболее важными среди них являются: Устав Международного военного трибунала (1945 г); Конвенция о преду преждении ^преступления геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступле ниям и преступлениям против человечества (1968 г.); Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных пре ступников (1946 г.) и о наказании военных преступников и лиц, со вершивших преступления против человечества (1970 г.), и ряд дру гих.Международное право вооружённых конфликтов — совокупность международных договоров, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооруженных конфликтов кодифицировано в Женевских и Гаагских конвенциях, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.)

В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы.

В современном мире войны, как правило, не объявляются, но это не является препятствием для применения правовых норм, характерных для военного времени. В то же время объявление войны не снимает ответственности с агрессора, если оно было несправедливым.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии (независимо от того, объявлена война или нет):

 вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация (даже временная);

 бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства;

 блокада портов или берегов другого государства;

 нападение на вооруженные силы другого государства;

 применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения;

 предоставление государством своей территории для осуществления агрессии третьим государством в отношении другого государства;

 засылка вооруженных банд, групп, наемников и т. п. от имени государства, которые осуществляют акты вооруженной борьбы против другого государства, по серьезности сопоставимые с предыдущими пунктами.

При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования.

Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

В случае если на территории нейтрального государства появляются войска воюющих сторон, оно обязано их интернировать на территории, находящейся как можно дальше от театра войны. При этом оно имеет право отпустить офицеров под честное слово не покидать нейтральной территории. В случае если на территории нейтрального государства окажутся военнопленные, бежавшие из мест содержания, оно обязано их освободить.

Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям:

 находиться под командованием человека, отвечающего за их действия;

 иметь знаки различия;

 открыто носить оружие;

 уважать законы и обычаи войны.

С точки зрения международного права вооруженные силы воюющих государств делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К последним относится, например, медицинский персонал. Право применять оружие закреплено только за первыми.

Мирные жители, спонтанно схватившиеся за оружие при приближении врага, также получают статус комбатанта.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного.

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, кроме случаев, когда оно нарушает условие, согласно которому любой комбатант должен, открыто носить оружие во время столкновения и во время развертывания в боевые порядки, предшествующие столкновению.

Необходимо заметить, что наемники вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

Вопросы, связанные с защитой мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются I протоколом к Женевским конвенциям 1949 г.

В соответствии с этим протоколом запрещается:

  • делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями наступления;
  • проводить неизбирательные наступления (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность такого направления), а также наступления, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
  • использовать голод мирного населения как средство войны;
  • нападать на объекты, имеющие важную роль для жизнеобеспечения мирного населения;
  • нападать на сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), если освобождение этих сил может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам, и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие мирного населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование мирного населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, минимизировать их.

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

  • использовать яды или отравленное оружие;
  • предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к армии или населению вражеского государства;
  • убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;
  • отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
  • использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
  • злоупотреблять флагом перемирия, национальными флагами, знаками различия и униформой, равно как и эмблемами, определенными в Женевской конвенции;
  • уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;
  • объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Запрещено атаковать незащищенные города, селения и здания.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародерство запрещены.

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г.

С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать все от нее зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Права семьи, отдельных лиц и частная собственность должны быть уважаемы.

Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и об его способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которые они не совершали (коллективные наказания).

Грабеж, безусловно, воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.

Армия, занимающая область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 г. утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 г. было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако, многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США, пользуясь лазейкой в договоре, заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (часто, но не всегда такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.