Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретический материал. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

И.А.Тортунова

ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений

Москва


 

ББК 81.2

Л 88

 

Тортунова И.А.

Основы деловой коммуникации. Учебно-методическое пособие / И.А.Тортунова.

 

М.: Цифровичок, 2015. – 78 с.

 

ISBN – 978-5-8429-1172-1

 

Учебно-методическое пособие «Основы деловой коммуникации» представляет собой вторую часть пособия «Документная лингвистика. Практикум», изданного в 2013 году. В пособии представлен теоретический материал, объясняющий общие лингвистические понятия, отражающий теоретические аспекты профессионального общения, деловой коммуникации, речевого этикета и культуры речи, официально-делового стиля и его жанровой структуры.Каждый из разделов пособия отражает разные аспекты делового общения. Отдельные темы посвящены вопросам жанрового и стилистического оформления документов. В пособии содержатся упражнения, выполнение которых способствует усвоению и закреплению теоретических знаний на практике.

Материал соответствует Государственному стандарту по дисциплине «Документная лингвистика». Содержание дисциплины охватывает круг вопросов делового общения как области лингвистической практики. Предназначено для студентов, изучающих курсы «Документная лингвистика», «Русский язык и деловое общение», «Деловая/Профессиональная коммуникация», «Русский язык и культура речи», а также всех, кто интересуется проблемами современного русского языка.

 

© Тортунова И.А.

ISBN– 978-5-8429-1172-1

Оформление: Владимир Демьяновский

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ______________________________________ 4

Язык. Речь. Коммуникация. Коммуникативный акт.

Типы речи. Лексика современного русского языка.

Тема 2. ______________________________________ 11

Речевая ситуация. Функции языка.

Система функциональных стилей.

Тема 3. ______________________________________ 16

Речевая традиция. Речевой этикет.Культура речи.

Средства образности и художественной выразительности.

Тема 4. ______________________________________ 23

Деловая коммуникация.

Тема 5. ______________________________________ 29

Деловая беседа. Публичное выступление.

Тема 6. _______________________________________ 37

Деловые переписка.

Тема 7. __________________________________________ 50

Официально-деловой стиль.

Тема 8. __________________________________________ 59

Жанры документов.

Тема 9. __________________________________________ 69

Рекламные тексты. PR-тексты.

Приложения __________________________________ 73

Список литературы _______________________________ 77


Тема 1. Язык. Речь. Коммуникация. Коммуникативный акт. Типы речи. Лексика современного русского языка.

Теоретический материал.

Язык - это система знаков, естественно возникшее, исторически сложившееся объективное явление духовной жизни общества. Язык универсален и способен передавать сообщения любого содержания в разных формах – устной и письменной. Уровни языка (фонетический, морфемный, лексический, морфологический и синтаксический) образуют систему.Являясь национальным языком, русский язык представляет собой структуру, состоящую из разных форм (подсистем) – литературного языка, просторечия, социолектов. Важнейшими признаками литературного языка являются нормированность, обработанность, устойчивость, наличие системы функциональных стилей и форм (устной и письменной), обязательность для носителей. Просторечие и социолекты, являющиеся некодифицированными формами русского языка, противопоставлены литературному языку.

Речь – способность человека говорить; форма языка (устная и письменная); произнесенный вслух текст. Первичной является устная речь, письменная форма возникла для ее оформления. Письменная речь закреплена графически, подчинена орфографическим, грамматическим и пунктуационным нормам, в ней есть возможность редактирования, мало важна реакция получателя. Устная речь, для которой характерна спонтанность, подчинена орфоэпическим и интонационным нормам и связана с непосредственным восприятием того, кому адресовано сообщение. Существует также речь внутренняя (для себя) и внешняя, воспроизводимая в устной или письменной форме для кого-то. Эти формы речи отличаются по объему, скорости воспроизведения, выбору лексики.

Коммуникация (от лат. «communicatio» - «сообщение», «передача», от «communicare» — «делать общим», «беседовать», «связывать», «сообщать») – общение при помощи языка и речи, а также экстралингвистических, невербальных средств, к которым относятся тон, тембр голоса, смысловая пауза, темп речи, жесты, мимика, позы, внешний вид и др., частично описанных еще М.В.Ломоносовым.

Структура коммуникативного акта, предложенная Р.Якобсоном и основанная на двусторонности, включает варианты взаимоотношений между адресантом (отправителем) текста и его адресатом (получателем). Один и то же текст является результатом деятельности адресанта и результатом восприятия и интерпретации адресата, в связи с чем важны такие понятия как контекст, код, декодирование текста, ситуация общения.

Текст – одно из базовых лингвистических понятий. Характеристики текста можно найти в работах отечественных лингвистов (В.Виноградов, Р.Якобсон, Д.Розенталь, Г.Солганик и др.).Основываясь на разных характеристиках, можно выделить несколько типов текста: 1. По количеству участников – монолог, диалог, полилог; 2. По характеру построения – от 1-го, от 2-го, от 3-го лица; 3. По характеру передачи речи – прямая, косвенная, несобственно-прямая; 4. По типу связи между предложениями – тексты с цепными, параллельными, присоединительными связями; 5. По смысловому назначению – повествование, описание, рассуждение; 6. По функциям языка, использованию лексических средств и учитывая экстралингвистические факторы выделяют разные функциональные стили.

Совокупность слов языка называется лексикой. Слова в русском языке могут иметь прямое и переносное значения, быть многозначными. Можно назвать такие разновидности слов, как синонимы, антонимы, омонимы, эмоционально-окрашенные и нейтральные, термины, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы, канцеляризмы, диалектизмы, заимствованные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, вульгаризмы, слова-паразиты и др. Наука, изучающая словарный состав языка, рассматривающая значение слов и их употребление, называется лексикологией.

Основные понятия: язык, речь, формы речи, коммуникация, коммуникативный акт, адресант, адресат, текст, типы текста, лексика.

Вопросы для обсуждения:

1. Что общего и что различного в понятиях «язык». «речь», «коммуникация»?

2. Что такое невербальные и экстралингвистические средства общения? Какую роль они играют в общении?

3. Что такое несобственно-прямая речь? С какой целью она используется в художественных и публицистических произведениях?

Упражнения.

1. Прочитайте определения термина «язык». Составьте предложения с каждым из вариантов. Посмотрите определение термина «язык» по энциклопедическим словарям; по «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Сопоставьте количество значений термина и их толкование.

Язык [язык] 1. м. 1) а) Подвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека, способствующий захватыванию, пережевыванию и т.п. пищи. б) Такой орган как орган вкуса. в) Такой орган, участвующий в образовании звуков речи (у человека). 2) Кушанье, приготовленное из такого мышечного органа (обычно коровьего или свиного). 3) перен. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. 4) перен. разг. Название того, что имеет удлиненную, вытянутую форму. 2. м. 1) а) Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. б) Такая система как предмет изучения или преподавания. 2) а) Совокупность средств выражения в словесном творчестве. б) Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. в) Манера выражения, свойственная кому-л. 3) Способность говорить, выражая словесно свои мысли. 4) а) Система знаков, передающих информацию; то, что служит средством бессловесного общения. б) То, что выражает или объясняет собою что-л. 3. м. 1) разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения. 2) устар. Проводник, переводчик. 4. м. устар. Народ, народность, нация (Т.Ф.Ефремова. Современный толковый словарь русского языка).

 

№ 2. Изучите определение термина «речь», предложенное С.Ожеговым и Н. Шведовой в «Толковом словаре русского языка». Сопоставьте его с определениями термина «язык».

№ 3. В каких значениях употреблены слова «язык» и «речь» в предложениях. Подберите синонимы на разные значения слов «язык» и «речь». Выберите предложения-цитаты. Назовите источник.Язык мой-враг мой. Язык до Киева доведет. А как речи говорит, словно реченька журчит. Он не владеет немецким языком. Она говорила тяжелым языком, медленно подбирая слова. Языки пламени почти касались ее лица. Волосы у него росли очень своеобразно – корова в детстве языком лизнула. Это была притча во языцех. Моя бабушка очень вкусно готовила язык. Об этом не могло быть и речи. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Современные школьники анализируют язык формул. После последней неудачной атаки было решено брать языка. Русский язык очень трудный для изучения. И по речи вмиг спознали, что царевну принимали. Речи слышали, да дела не видели. Не верь своим очам, верь моим речам. Одна речь - не пословица. Изучение родной речи - великое дело. На перемене дети бегали в булочную, где покупали теплые еще язычки. Умные речи приятно и слушать. На открытии памятника он произнес торжественную речь.

 

№ 4. Объясните смысл пословиц и поговорок. О каких качествах речи и языка в них говорится? Объясните разницу между пословицей и поговоркой.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Что написано пером – не вырубишь топором. Будь смелым не языком, а делом. Не спеши – язык обожжешь. Что на уме, то и на языке. На языке мед, в сердце яд. Язык острее ножа. Дурное слово как смола, пристанет – не отлепишь. Языком болтай, а рукам воли не давай.

 

№ 5. Подберите контекст к словосочетаниям. Объясните, в каком значении употреблены слова «язык» и «речь».Трудный язык. Язык колокола. Изучать язык. Владеть языком. Речь Посполита. Дар речи. Отчетливая речь. Стихотворная речь. Выступить с речью. Изучать речь. Пламенная речь. Невнятная речь.

 

№ 6. Сопоставьте определение термина «коммуникация», предложенного разными словарями. Как вы думаете, на каких аспектах коммуникации сосредоточили бы свое внимание авторы филологических словарей? Найдите несколько примеров определений термина в современных толковых словарях. Когда термин появился в русском языке? С чем это было связано?

№ 7. Дайте толкование и предложите контекст к следующим словам:коммьюнити, коммуникативный, коммуникационный, коммуникабельный.

 

№ 8. По толковым словарям посмотрите значения слов «мир», «правда», «рукав», «коса», «месяц», «аудитория». Объясните разницу между прямым и переносным значениями слов. Что такое омонимы?

№ 9. Выпишите из толкового словаря определения слов: «ключ», «дом», «вода», «хлеб», «земля». Определите, какие значения являются прямым, а какие переносным. Есть ли у перечисленных слов терминологическое значение. Что такое термины?

№ 10. Объясните, в каких значениях слово «золотой» употребляется в предложенных вариантах:золотой человек, золотая осень, золотое кольцо, золотой цвет, золотой возраст, золотая молодежь, золотая моя, Золотой век, золотые руки, золотой луч, золотое солнце, золотой запас, повесть А.Грина «Золотая цепь», золотая пора, премия «Золотой голос России», золотая жена, золотой характер, Золотое кольцо, золотое сердце. Составьте словосочетания со словами «железный», «зеленый», «заячий», «медвежий», «мягкий», «холодный», «тонкий», «высокий» «горячий», чтобы они употреблялись в разном значении.

№ 11. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл. Подберите синонимы. Составьте предложения с фразеологизмами.Язык заплетается. Чесать языком. Наступить на язык. Типун тебе на язык. Найти общий язык. Держать язык за зубами. Как корова языком слизала. Черт дёрнул за язык. Острый язык. Попасть на язык. Язык на плечо. Тянуть за язык. Прикусить язык. Язык хорошо подвешен. Бежать высунув язык. Язык без костей.

№ 12. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологизмов:

- Цезарь жил в авгиевых конюшнях; - Иван делал вид, что его хата справа; - Она оделась, умывая руки; - Иван Петрович достиг этого, перейдя Рубикон своей жизни; - Опустив руку много не сделаешь; - Он стал яблоком раздора между супругами, наставив рога ее мужу; - Матвей работал опустив рукава; - Елена закопала свой талант в землю, бросив ходить в музыкальную школу; - Мама бежала домой сломив голову; - Его младший брат был большим лентяем и любил бить в баклуши.

 

№ 13. Из представленного ряда синонимов выберите: - эмоционально-окрашенные; - употребляемые в разговорном стиле. Есть ли в представленных синонимах смысловые оттенки?

- тихий, скромный, смирный, кроткий, молчун, незаметный, тихоня, неразговорчивый, немногословный(о человеке);

- масса, тьма, толпа, очень большое количество, пропасть, бездна, уйма, гибель, обалдеть сколько (о скоплении людей);

- большое, громадное, здоровенное, здоровое, огромное, высоченное, высокое (о здании);

- изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал, открыл, предположил (о человеке, совершившем открытие).

№ 14. Подберите синонимы к словам: - назвал; - нарисовал; - идти; - великий; - недостаток; - аскет.

 

№ 15. Прочитайте фрагмент романа Ю. Полякова «Козленок в молоке». Чем можно объяснить выбор слов и их сочетание в «Золотом минимуме начинающего гения»? Выделите заимствованные слова и объясните их смысл. Подберите синонимы к слову «отнюдь». Объясните разницу смысловых оттенков в 6 и 7 высказываниях. В каком значении писатель употребляет слово «лексикон»?Напишите реферат на тему: «Творчество И.А.Бодуэна де Куртенэ/отечественного лингвиста». Имена каких отечественных лингвистов вам известны?

На составление такого словарного минимума, с помощью которого начинающий гений мог бы свободно общаться с себе подобными, в обычном состоянии у меня могли уйти недели, если не месяцы, — ведь эта дюжина фраз (не больше) должна обнимать все оттенки мысли и чувств, вбирать в себя весь культурологический космос и культурный хаос. Да, задуманное мной было под силу, может быть, лишь великому русскому лингвисту и филологу Александру Ивановичу Бодуэну де Куртенэ! Но «амораловка», видимо, особым образом воздействует на те девяносто процентов нашего мозга, каковые, по уверениям ученых, спят, точно сурки, всю тяжесть интеллектуального труда спихнув на оставшиеся бодрствовать десять процентов.

Вероятно, под влиянием «амораловки» эти «ленивые» проценты просыпаются и начинают вкалывать, как комсомол на строительстве Магнитки… Вскоре я уже бодро стучал по клавишам машинки:Золотой минимум начинающего гения. 1. Вестимо. 2. Обоюдно. 3. Ментально. 4. Амбивалентно. 5. Трансцендентально. 6. Скорее да, чем нет. 7. Скорее нет, чем да. 8. Вы меня об этом спрашиваете?9. Отнюдь. 10. Гении — волы. 11. Не варите козленка в молоке матери его!

В итоге на составление лексикона у меня ушло двадцать минут. И все предшествовавшее развитие мировой культуры! Перечитав список выражений, я остался доволен: если б мне посчастливилось вступать в литературу, вооруженным этими двенадцатью фразами, моя судьба могла сложиться совсем по-другому. Впрочем, у меня еще все впереди! (Ю.Поляков. «Козленок в молоке»).

 

№ 16. Что такое речевая недостаточность? С чем связано это явление? Почему она стала объектом сатиры в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»? В каком значении писатели употребляют слово «словарь»? Почему писатели называют русский язык «многословным»?

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:1. Хамите. 2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность). 3. Знаменито. 4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «Мрачный Петя пришёл», «Мрачная погода», «Мрачный случай», «Мрачный кот» и т. д.). 5. Мрак. 6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча»). 7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения). 8. Не учите меня жить. 9. Как ребёнка. («Я его бью, как ребёнка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребёнка» — как видно, в разговоре с ответственным съёмщиком). 10. Кр-р-расота! 11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевлённых и одушевлённых предметов). 12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу). 13. Поедем на таксо. (Знакомым мужского пола). 14. У вас вся спина белая (шутка). 15. Подумаешь! 16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля). 17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость).Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов (И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»).

№ 17. Прочитайте фрагмент, объясните, с чем связано использование иносказания. Что такое «тайный язык»? Напишите реферат на тему: «Тайный язык и его разновидности». Как соотносятся понятия «социолект» и «тайный язык»? Найдите в тексте примеры устаревшей лексики.

В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему, и взглянув ему в лицо: «Эхе» — сказал он — «опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» — Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» — Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. — «Молчи дядя», — возразил мой бродяга — «будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» — При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне, и воротился на полати. Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора, но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»).

№ 18. Прочитайте фрагмент книги К.И.Чуковского «Живой как жизнь. Разговор о русском языке». Какие особенности языка отмечает К.И.Чуковский? С чем связан процесс устаревания слов. Приведите примеры устаревшей лексики.

Лексика каждой эпохи изменчива, и ее невозможно навязывать позднейшим поколениям. И кто же станет требовать, чтобы слово «кавардак» воспринималось в настоящее время как «лакомое блюдо» или «как боль в животе». Прежние смысловые значения слов исчезают бесследно, язык движется вперед без оглядки – в зависимости от изменения социального строя, от завоеваний науки и техники и других чрезвычайно разнообразных причин. Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет.

№ 19. Исправьте допущенные ошибки и объясните, в чем они заключатся: -сотрудники внутренних дел; - ставит меня в ступор; - соглашаюсь с людьми по решению проблемы; - патриот своей родины; - говорит «окей» заместо «хорошо»; - язык, которым высказывался великий человек; - нужно быть очень распространенным и интересным человеком; - употребляя жаргонные и иностранные слова, забываются отличительные черты родного языка; - и в правду, есть смысл в этих словах; - одевают на себя патриотическую символику; - большая масса людей; - русские слова в современном лексиконе звучат все реже; - речь, сказанная на родном языке.

№ 20. Определите, какие виды и формы речи представлены в следующих коммуникативных ситуациях: а) студент отвечает на вопросы преподавателя; б) ученик рассказывает наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова; в) студент дает определение понятиям «язык» и «речь»; г) студент отвечает на экзамене; д) писатель создает диалог-спор героев своего рассказа; е) журналист готовится к интервью с известным политиком; ж) журналист готовит к публикации репортаж; з) сотрудники двух фирм знакомятся перед деловой встречей; и) сотрудники двух фирм ведут деловые переговоры; к) ученый делает доклад на конференции; л) в подъезде встретились соседи и разговорились; м) пожилая женщина пишет письмо своей подруге, с которой очень давно не виделась.

 

№ 21. Прочитайте высказывания о русском языке. Какие особенности русского языка отмечали авторы высказываний? Определите темы высказываний. Обозначьте круг проблем, связанных с современным состоянием языка. По одному из высказываний напишите эссе (5-10 предложений), выразив свое мнение.

1. Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира (К.Паустовский).

2. Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.Карамзин).

3. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч... И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку (В.Ленин).

4. В продолжение XVIII века ново-русская литература вырабатывала тот научный богатый язык, которым мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать и самые отвлеченные идеи германской метафизики и легкую, сверкающую игру французского остроумия (А. Герцен).

5. Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А. Куприн).

6. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К. Паустовский).

7. Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочёты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности? (А.С.Пушкин)

8. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно (А.Толстой)

9. Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения (А.Н.Толстой)

10. Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого (А.Пушкин).

 

№ 22. Прочитайте фрагмент. Какая форма речи представлена в описанной ситуации? Какие слова героиня не произнесла бы вслух? Чем отличается ваша внутренняя речь от речи внешней? «Бедный ягненочек, - подумала Джулия, - верно, сегодня самый знаменательный день в его жизни. Будет на седьмом небе от счастья, когда начнет рассказывать об этом. Он станет героем в своей конторе, и все от зависти лопнут». Язык Джулии сильно разнился, когда она говорила сама с собой и с другими людьми. С собой она не стеснялась в выражениях» (С.Моэм. «Театр»).

№ 23. Прочитайте фрагмент рассказа В.М.Шукшина «Чудик». Какие коммуникативные ошибки допущены в описанной речевой ситуации? С чем они связаны?В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде. - Почему?- спросил Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали... - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал. «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий». – «Приземлились». Вы что, космонавт, что ли? - Ну, ладно,- сказал Чудик. - Пусть так будет (В.М.Шукшин. «Чудик»).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.