"ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"
Цель работы - изучение порядка заполнения перевозочных документов, используемых на железнодорожном транспорте при перевозке различных видов грузов, предъявляемых для перевозки железнодорожным транспортом.
Работа выполняется в помещении учебной лаборатории кафедры, а так же в процессе самостоятельной работы студентов.
Вданной работе студенты должны ознакомиться с технологией заполнения комплекта перевозочных документов, этапами выполнения данной процедуры (первый этап - предварительное заполнение комплекта перевозочных документов грузоотправителем, второй этап - окончательное заполнение комплекта перевозочных документов перевозчиком).
Грузоотправитель, предъявляя груз к перевозке, представляет станции отправления на каждую отправку заполненный, комплект перевозочных документов ( накладная, дорожная ведомость, квитанция в приеме груза к перевозке и корешок дорожной ведомости ) .
Накладная – основной перевозочный документ , сопровождающий груз до станции назначения . Она заполняется грузооправителем на каждую отправку и при выдаче груза вручается получателю . От правильного заполнения накладной во многом зависит сохранность грузов и выполнение сроков его доставки . Накладная – основной документ в юридическом и правовом отношениях при исполнении перевозки груза .
Дорожная ведомость – документ расчетно-финансового значения – вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. На станции назначения в ней получатель расписывается в получении груза.
По дорожным ведомостям определяют выполненный дорогами объем перевозок, доходные поступления от них, правильность перевозок и выполнение сроков доставки грузов .
Квитанция в приеме груза – важнейший юридический документ , свидетельствующий о приеме перевозчиком груза к перевозке от грузоотправителя . Она выдается грузоотправителю .
Корешок дорожной ведомости – служит для учета и отчетности о выполнении объема перевозок станцией.
Накладная, дорожная ведомость, квитанция в приеме груза и корешок дорожной ведомости одинаковы по размеру и расположению общих граф и реквизитов. Это дает возможность заполнять их одновременно под копирку.
В перевозочных документах сочетается текстовая информация с кодированной.
Порядок заполнения комплекта перевозочных документов приведен в сборнике правил перевозок грузов на ж.д. транспорте [1].
Бланки перевозочных документов заполняются машинописным, в том числе компьютерным способом ( система ЭТРАН) и вручную чернильными ручками ( шариковыми). Отдельные сведения указываются в виде штемпелей .
Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются .
Грузоотправитель согласно ст. 27 Устава несет имущественную ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 [2] за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной.
Грузоотправитель заполняет следующие графы :
-«скорость» - грузовая или большая ;
- «род вагона», «№ вагона», «грузоподъемность вагона», «количество осей», «сведения о подшипниках», «код сцепа, тип вагона», «объем кузова вагона» ;
- графа «вид негабаритности» - указывается 5-значный индекс негабаритности, при отсутствии негабаритности груза графа не заполняется;
- «станция и дорога отправления» - точное наименование станции и ж.д. в соответствии с тарифным руководством ;
- «станция и дорога назначения» - тоже + В тех случаях , когда груз следует на станцию , на которой выгрузка осуществляется только на п/п грузоотправитель делает отметку «с подачей на подъездной путь»;
- «отправитель» - указывается точное и полное наименование грузоотправителя и его код согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ( ОКПО );
- «почтовый адрес отправителя» - полный почтовый ( индекс );
«наименование груза» - полное, точное наименование в соответствии с тарифным руководством;
- «масса груза в кг, определенная отправителем» - заполняется грузоотправителем , если масса груза определялась им либо с его участием;
- «итого мест», «итого масса» - указывается прописью, если грузоотправитель или в его присутствии + «способ определения массы»;
- «сведения о ЗПУ», «тип ЗПУ и к/знаки» - указывается , кем произведено пломбирование ( грузоотправителем или ж.д.) тип, наименование дороги отправления и контрольные знаки ЗПУ;
- «За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю» - разборчиво расписывается и указывает свою фамилию, а уполномоченное грузоотправителем лицо на основании доверенности на оформление перевозочных документов дополнительно указывает занимаемую должность.
Станция отправления заполняет следующие графы :
- «место для особых отметок и штемпелей» проставляются следующие отметки :
1. о необходимости прикрытия вагона в составе поезда
2. об ограничениях по массе, роду подвижного состава и или габариту погрузки в данном направлении
3. не спускать с горки
- «накладная №» указывается типографский номер дорожной ведомости (номер отправки), с которой данный груз будет следовать до станции назначения.
- «по заявке №» указывается номер принятой железной дорогой заявки, при приеме грузов без заявки указывается номер распоряжения на погрузку .
- «Ввоз груза разрешен на число мес.» - заполняется во всех случаях предъявления грузов к перевозке в местах общего пользования .
- «погрузка назначена на чис. мес.» - заполняется во всех случаях как при погрузке грузов в местах общего , так и необщего пользования .
- «масса груза в кг , определенная ж.д.» , «способ определения массы» заполнятся ж.д. при определении массы ж.д.
- «приемосдатчик ж.д.» - расписывается , если масса определялась ж.д. или с ее участием
- «марка ж.д.» заполняется при перевозке грузов мелкими отправками
В левом верхнем углу оборотной стороны накладной и дорожной ведомости , а также на лицевой стороне корешка дорожной ведомости и квитанции в приеме груза к перевозке ставится календарный штемпель станции о времени приема груза к перевозке .
Лабораторная работа №2
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ПРИЕМУ И ВЫДАЧЕ ПОВАГОННЫХ И МЕЛКИХ ОТПРАВОК ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ НА МЕСТАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
При выполнении данной лабораторной работы студенту необходимо изучить порядок выполнения комплекса операций, связанных с подготовкой груза к перевозке, его приемом и выдачей, а именно:
- во-первых, с процессом маркировки тарно-штучных грузов;
- во-вторых, с порядком пломбирования вагонов и контейнеров;
- в-третьих, с технологией выполнения коммерческих операций при приеме, погрузке, выгрузке и выдаче груза.
Устав железнодорожного транспорта РФ (ст. 18) [2] обязывает грузоотправителей подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными нормативными документами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров и экологии окружающей среды. Подтверждением соответствия тары требованиям стандарта и другой нормативно-справочной документации служит характеризующая тару маркировка, которая наносится отправителем. Она содержит наименование предприятия-изготовителя тары или его товарный знак, обозначения стандарта или другой нормативно-технической документации, индекс прейскуранта и порядковый номер по прейскуранту - для тары, изготовленной по стандартам, На многооборотную тару наносится надпись «многооборотная».
Согласно правилам и стандартам на тарно-штучные грузы (перевозимые со счетом мест) отправитель обязан нанести транспортную маркировку (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки).
С помощью транспортной маркировки устанавливается связь между грузом и перевозочными документами, определяется его принадлежность в случае разъединений от документов, осуществляется информирование работников о мерах предосторожности и способах обращения с упакованной продукцией при транспортировке и хранении [3].
Основные надписи должны содержать: полное наименование грузополучателя; полное наименование станции назначения, число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: числитель – порядковый номер места в отправке, знаменатель ‑ число мест в отправке). Число грузовых мест и порядковый номер места должны обязательно наноситься в тех случаях, когда перевозят разнородные или разносортные грузы в однотипной таре, или однородные грузы в разнотипной таре, а также при транспортировке с перегрузкой в пути следования или транспортировании грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительные надписи должны содержать: наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и перевозчика и, а также железнодорожную маркировку.
Железнодорожная маркировка представляет дробь: числитель – марка перевозчика (порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению) и через тире - количество мест, знаменатель ‑ код станции отправления согласно Тарифному руководству №4 книга 2.
Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем до предъявления груза к перевозке. Железнодорожную маркировку указывают в соответствующей графе оригинала транспортной накладной.
Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузового места в килограммах; габаритные размеры в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота), объем грузового места в кубических метрах. Объем и габаритные размеры грузового места не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м.
Манипуляционные знаки указывают на особые свойства грузов и способы обращения с ними при погрузке, выгрузке, хранении. Вид и назначение основных манипуляционных знаков маркировки штучных грузов изображены в табл. П.1.1.
Место и способы нанесения транспортной маркировки, размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков и надписей, а также маркировка, характеризующая тару, приведены в Правилах перевозки грузов [1].
Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные и дополнительные надписи при перевозке однородных грузов повагонными отправками не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех (по два места у каждой двери крытого вагона маркировкой наружу, по два места у каждого борта платформы или полувагона в верхнем ярусе погрузки). Необязательно наносить основные и дополнительные надписи при перевозке грузов в универсальных (кроме сборных) контейнерах. Порядок расположения транспортной маркировки показан на рис. П.1.1. В ходе изучения процесса маркировки груза и приобретения навыков чтения и понимания знаков всех видов маркировки по заданию преподавателя на рис.2.1. (в лабораторной тетради) наносится транспортная маркировка для заданного груза.
После завершения изучения процесса маркировки грузов, студенты переходят к изучению технологии приема груза к перевозке. Грузы могут предъявляться отправителями к перевозке как на местах общего, так и необщего пользования .
Завоз груза на местах общего пользования и прием его к перевозке производится отправителем по предварительно заполненной накладной в дни , предусмотренные визой ..
Завезенный груз вместе с накладной предъявляется приемосдатчику станции, который проверяет наличие на ней визы. Тщательным наружным осмотром он должен убедиться в том, что предъявленный груз и его количество соответствуют данным , указанным в накладной , а упаковка не вызывает опасений в утрате , порче или повреждении груза . Если при осмотре тары и упаковки будут выявлены недостатки , которые могут привести к указанным последствиям , приемосдатчик должен потребовать устранения этих недостатков или отказать в приеме груза к перевозке . При обнаружении у неупакованных грузов отбитых частей, трещин , вмятин или других дефектов отправитель в графе 4 оборотной стороны накладной ( «Особые заявления и отметки отправителя») обязан сделать об этом отметки , а если эти дефекты могут привести к дальнейшему повреждению груза в процессе транспортировки , то он может быть принят к перевозке лишь в упаковке .
Одновременно с осмотром грузовых мест проверяют наличие на них транспортной маркировки ( наименований отправителя , получателя , станций и дорог отправления и назначения груза ) . Если груз предъявлен к перевозке мелкой отправкой , то приемосдатчик наносит на каждое грузовое место железнодорожную маркировку и указывает ее в графе накладной «Марка железной дороги».
О приеме груза к перевозке приемосдатчик записывает в Книгу приема груза к отправлению ( форма ГУ – 34 ) . Если на станции прием грузов осуществляется на нескольких пунктах, обслуживаемых отдельными приемосдатчиками , то такая книга ведется на каждом таком пункте.
В ходе изучения технологии приема груза к перевозке студенты на рис.2.2. (в лабораторной тетради) строят технологический график приема груза к перевозке на местах общего пользования. Места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции , принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров , багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.
В качестве исходных данных используются данные рис.2.2. Построение графика начинается с изображения операции №1, далее последовательно изображается операция №2 (продолжительность её выполнения берётся из лабораторной работы №1), а операция №3 выполняется параллельно операции №2. После завершения выполнения операций №2 и №3, последовательно изображается выполнение операций №4, №5 и №6.
Далее студенты переходят к изучению процесса загрузки грузов в вагоны. С этой целью они должны построить (в лабораторной тетради на рис.2.3) технологический график загрузки грузов в вагоны из склада станции. В качестве исходных данных используются данные рис.2.3., а также результаты расчетов, выполненных в лабораторной работе №1. При изучении процесса погрузки груза в вагоны студентам необходимо запомнить, что данный процесс состоит из двух фаз: предварительной – до начала загрузки вагонов и основной – самой погрузки груза в вагон. В предварительную фазу входит выполнение первых четырёх операций. Выполнение операций №2 и №3 изображается параллельно друг другу после завершения операции №1, а операции №4 последовательно после завершения операции №3. В основную фазу входят следующие пять операций. Изображение процесса загрузки вагона начинается с выполнения операции №5. По завершении этой операции изображается выполнение операций №6 и №7 параллельно друг другу, а операций №8 и №9 последовательно после завершения операции №7. В основную фазу операция №10 не входит, но необходимо понимать, что перерабатывающая способность склада часто зависит от её выполнения, так как вновь выполнение операции №3 не может быть начато, пока не завершится операция №10.
После завершения изучения технологии выполнения коммерческих операций на станции отправления (погрузки), связанных с приемом и погрузкой грузов в вагоны, студенты приступают к изучению технологии выполнения коммерческих операций на станции прибытия (выгрузки), выполняемых при выгрузке и выдаче груза. Для этого им необходимо построить два технологических графика. В качестве исходных данных используются данные рис.2.4. и рис.2.5.
При изучении процесса выгрузки груза из вагонов в склад (рис.2.4.) студентам необходимо помнить, что данный процесс, как и процесс погрузки груза в вагоны, состоит из двух фаз: предварительной – до начала выгрузки грузов из вагонов и основной – самой выгрузки груза в склад. В предварительную фазу входит выполнение первых четырёх операций. Изображение выполнения этих операций производится в порядке аналогичном рис.2.3. Построение основной фазы графика начинается с изображения операции №5, параллельно ей изображается операция №6, далее последовательно изображаются операции №7 и №8, а операция №9 после завершения операций №5 и №6. Операции №10 и №11изображаются последовательно друг за другом по завершению выполнения операции №8. Значение операции №12 аналогично операции №10 рис.2.3.
Завершает комплекс коммерческих операции, выполняемых на станции выгрузки - совокупность операций по выдаче грузов из склада. Графическое изображение этих операций выполняется на рис.2.5. Построение графика начинается с изображения операции №1, далее последовательно изображается операция №2 (продолжительность её выполнения берётся из лабораторной работы № 1), а параллельно ей выполняется операция №3. После завершения выполнения операций №2 и №3 изображаются последовательно друг за другом операции №4 и №5.
В процессе выполнения работы приобретаются навыки чтения и понимания знаков всех видов маркировки. и оттисков на пломбах (ЗПУ).
Лабораторная работа №3
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ С ОДНОРОДНЫМИ ТАРНО-ШТУЧНЫМИ ГРУЗАМИ
Цель выполнения данной работы – изучение особенностей и технологии работы транспортно-складских объектов, специализирующихся на переработке тарно-штучных грузов, предъявляемых к перевозке железнодорожным транспортом.
Работа выполняется в помещении учебной лаборатории кафедры, а так же в процессе самостоятельной работы студентов
Студенты знакомятся со специализацией и технологией работы отдельных складов, порядком выполнения грузовых операций, техническими характеристиками средств механизации, используемыми для выполнения этих операций.
После изучения технологии выполнения погрузочно - разгрузочных работ (ПРР) (вариант задается преподавателем), необходимо в графическом виде изобразить последовательность выполнения всех технологических операций. В первом случае строится не совмещенный технологический график работы заданного электропогрузчика, когда все операции выполняются последовательно друг за другом. Продолжительность выполнения операций (вилочными авто-электропогрузчиками), указанных в лабораторной тетради на рис. 3.1 и 3.2., определяется по формуле 3.1. [4] и на основании данных, приведенных в табл. П.2.1.
где φ - коэффициент, учитывающий совмещение операций цикла во времени;
t1 - время наклона рамы грузоподъёмника вперёд, заводки вил под груз, подъёма груза на вилах и наклона рамы назад до отказа ( для средних условий работы можно принять t1 = 10-15 с);
t2 - время разворота погрузчика ( при развороте на 900 t2 = 6-8 с, а на 1800 t2 = 10-15 с);
t3 - продолжительность перемещения погрузчика с грузом;
t4 - время установки рамы грузоподъёмника в вертикальное положение с грузом на вилах (от2 до 3 с);
t5 - время подъёма груза на необходимую высоту;
t6 - время укладки груза в штабель (5-8 с);
t7 - время отклонения рамы грузоподъёмника назад без груза (2-3 с);
t8 - время опускания порожней каретки;
t9 - время разворота погрузчика без груза (равно t2 ) ;
t10 - время на обратный (холостой) ход погрузчика;
t11 - суммарное время для переключения рычагов и срабатывания исполнительных цилиндров после включения ( от 6 до 8 с).
Время передвижения погрузчика с грузом или без него равно
L
t3,10 = --------- + tрз , (3.2.)
Vп
где L - путь передвижения погрузчика, м (задаётся из.....);
Vп - скорость передвижения погрузчика, м/с;
tрз - время на разгон и замедление ( можно принять от 1 до 1,5 с).
Продолжительность подъёма или опускания груза определяется по формуле
Н
t5,8 = --------- + tрз , (3.3.)
Vгр
где Н - высота подъёма (опускания) груза, м/с.
Скорость подъёма каретки без груза на 30% больше, чем с грузом, а скорость опускания с грузом на 50-70% больше подъёма, а без груза - на 50% меньше , чем с грузом.
Общая продолжительность выполнения всех технологических операций совмещенного цикла изображается графически от момента начала первой операции до завершения последней под изображением не совмещенного цикла. Для наглядности изображения графики не совмещенного и совмещенного циклов выполняются разными цветами.
Далее рассчитываются следующие показатели работы погрузочно-разгрузочных машин:
- коэффициент совмещения операций в цикле
φ = Тцс / Тцн ; (3.4.)
- техническая производительность при переработке контейнеров, конт/час
Nтех = 3600·1/Тцс, (конт/час); (3.5.)
Расчетная сменная производительность с учетом 7-ми часовой продолжительности рабочего дня и технологических перерывов в работе, характеризуемых коэффициентом использования ПРМ по времени (Ко = 0,67), составляет:
Nсм=Nтех·7·Ko, (конт/смену). (3.6.)
По «Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские операции» [5] (таблица П.2.2) находятся нормы выработки за смену Нвыр , соответствующие данному грузу и типу ПРМ, производится их сравнение с рассчитанными Nсм и делается вывод об эффективности использования машины.
В завершении выполнения лабораторной работы, на основе объемов работы станции (по заданию преподавателя табл.П.2.3.) и трудоемкости выполнения операций, требуется рассчитать численность приемосдатчиков на одном из складов грузового терминала.
Списочный состав приемосдатчиков (КПР) определяется по формуле:
, (3.7.)
где αсп ‑ коэффициент, учитывающий увеличение штата приемосдатчиков на период отпусков, болезней выполнения общественных обязанностей и по другим причинам, (αСП =1,17);
К – коэффициент, учитывающий затраты времени на подготовительно-заключительные операции, организационное обслуживание рабочего места, перерывы на отдых, личные надобности, ( К=1,16);
Фрв – фонд рабочего времени одного приемосдатчика в течение года, (ФРВ =2000,4 ч/год);
Qi – объем i -той работы в год в принятых измерителях, тонны или условные контейнеры;
i – количество видов работ;
ti – трудоемкость выполнения работы (чел-мин) / т принимается согласно нормативам, установленным ОАО «РЖД» (см. табл.П.2.4.).