1. Никто, укрывающийся в церкви, не может быть уведен оттуда силой, но вина укрывшегося должна быть известной иерею, и тогда укрывшийся может быть взят под обеспечение для законного расследования и рассмотрения его дела. Если же кто-либо вздумает по какому-либо поводу наложить руку на укрывшегося в церкви, то он получит 12 ударов, и затем, как положено, дело укрывшегося будет подвергнуто расследованию.
2. Тот, кто по решению судьи, или для дачи свидетельских показаний, или по приводу противной стороны, прикасаясь к святым божественным Евангелиям, поклялся и, как потом оказалось, дал ложную клятву, да подвергнется отрезанию языка.
3. Поднимающего восстание против императора, или злоумышляющего, или принимающего участие в заговоре против него или против государства христиан в тот же час должно предать смерти как намеревающегося все разрушить. Но для того, чтобы некоторые часто и из вражды не предавали кого-либо смерти без суда, возводя на него обвинение, что он поднимал голос против царства, нужно его взять на месте под хорошую охрану и донести о нем императору и, как сам император в итоге рассудит и решит, так и сделать.
4. Тот, кто поднимает руку, чтобы ударить иерея в церкви, [или в поле], или во время молитвы, будет высечен и изгнан.
5. Если кто-либо имеет тяжбу с кем-либо и, не сказав властям, но самовольно, либо своей властью, либо с приложением силы наложит руку и захватит что-либо, то, если его притязание правильное, он лишится своей вещи и отдаст ее. Если же он забрал что-либо чужое, то да будет он избит местным архонтом как сам себя сделавший экдиком, не будучи архонтом, и затем возвратит за это то, что взял.
6. Захваченные врагами в плен и отрекшиеся от нашей непорочной христианской веры по возвращении в империю предаются церкви [церковному суду (?)].
7. Если кто-либо взял коня для использования до определенного места и увел его дальше этого места или послал и случилось бы коню претерпеть урон или погибнуть, то взыскать надо с пользовавшегося конем, и да отдаст он возмещение хозяину коня.
8. Заперший чужой скот, или загубивший животных голодом, или как-либо иначе их убивший присуждается к штрафу в двойном размере.
9. Если бараны или быки подерутся между собой и если напавший первым будет убит, то не привлекается к ответственности владелец убитого. Если же тот, на которого напали, убит, то хозяин убившего привлекается к ответственности и или отдаст такое же животное, как то, которое было убито, владельцу убитого, или отдаст возмещение пострадавшему.
10. Ворующий в лагере или в походе, если это оружие, да будет высечен; если украдет коня1, да будет у него отсечена рука.
11. Ворующий в другом месте государства в первый раз, если это сделал свободный человек и состоятельный, вместе с украденной вещью возвратит владельцу двойную ее стоимость. Если же он неимущий, да будет высечен и изгнан. Во второй раз — да будет отсечена рука его.
12. Владелец раба, совершившего кражу, если захочет сохранить своего раба, пусть даст возмещение того, что было украдено. Если же не захочет получить своего раба, то пусть отдаст его в полную собственность тому, кто подвергся краже.
13. Угоняющий каким бы то ни было способом чужое стадо, если он делает это впервые, то будет высечен; если же вторично — то будет выслан за границы; в третий раз — да будет отсечена рука его. И конечно, он обязан украденное им отдать собственнику.
14. Те, кто обирает трупы в могилах, подлежат отсечению руки.
15. Вошедший в алтарь днем или ночью и похитивший что-либо из священной утвари да будет ослеплен. Если же не в алтаре, а в нефе что-либо украдет, да будет высечен2 как нечестивый, и, наголо остриженный, да будет изгнан.
1 Буквально — бессловесное животное.
2 Буквально — отодран.
16. Укравший свободного человека и продавший да подвергнется отсечению руки.
17. Обольстивший, и спрятавший, и [укравший]1 чужого раба, кроме возвращения этого раба его владельцу, отдаст ему еще и другого или вместо него цену его.
18. Подделывающие монеты подлежат отсечению руки.
19. Имеющий жену и развратничающий да получит для назидания 12 ударов, будь то богатый или бедный.
20. Не имеющий жены и занимающийся развратом получит шесть ударов.
21. Если человек, имеющий жену, вступит в связь со своей рабыней и будет уличен в этом деле, то местному архонту надлежит забрать ее и продать за пределы провинции, а стоимость ее передать в ведомство казны.
22. Если кто-либо вступил в связь с чужой рабыней, то, если он принадлежит к числу лиц сановных, уплатит за свою ошибку владельцу рабыни 36 номизм; если же он простой человек, да будет высечен и в меру своего состояния заплатит соответственно сумме в 36 номизм.
23. Если кто-либо вступит в связь с монахиней, то как оскорбивший церковь божью подвергнется отсечению носа, так как своим развратом удалил монахиню от церкви. То же наказание применяется по отношению к монахине.
24. Тот, кто похитил монахиню или светскую девушку из какого бы то ни было места, если он обесчестил ее, подвергнется отсечению носа. Те же, кто содействовал этому похищению, подлежат изгнанию.
25. Если человек вздумал вступить в брак с той, которая стала его крестницей при святом и спасительном крещении, или вступил с ней без брака в телесную связь, то, после того как они будут разлучены друг с другом, оба будут преданы наказанию за прелюбодеяние, т. е. подвергнутся отсечению носа.
26. Если будет обнаружено, что кто-либо сделал что-либо подобное со своей крестницей, состоящей в браке, то и он и она присуждаются к отсечению носа и подлежат сильному наказанию плетьми.
27. Если кто-либо вступил в связь с замужней женщиной, то и он и она подвергнутся отрезанию носа, потому что из-за такой связи происходит развод и разорение детей и так как при этом
В вариантах — укрывший.
не соблюдается заповедь Господня, которая гласит, что Господь соединил их, [т. е. состоящих в браке], во едином теле. После же отрезания носа совершившая прелюбодеяние возьмет свои вещи, которые она принесла мужу, [и ничего больше]. Совершивший же прелюбодеяние не разлучается со своей женой, хотя у него и отрезан нос. И расследование дела о прелюбодеянии должно быть проведено с большой тщательностью, и судьи должны рассмотреть, что из себя представляют обвинители в этом процессе. И если обвиняют ее собственный отец, или муж, или мать, или брат, или дядя, то основание иска является более достойным доверия. Если же обвинителями являются чужие, должно быть установлено по правилам, каково поведение этих лиц, и это должно быть подтверждено в отношении их, и у них должны быть затребованы доказательства по делу. И если они докажут факт наличия связи, то да будет отрезан нос и у развратника и у развратницы. Если же не докажут, но сделали обвинение из вражды, то подлежат как клеветники такой же каре.
28. Тот, кто знает о прелюбодеянии своей жены и допускает это, да будет высечен и изгнан. Лица, совершившие прелюбодеяние, как он, так и она, подвергнутся отрезанию носа.
29. Если вступивший в связь с девушкой с согласия ее, но без ведома ее родителей, в дальнейшем об этом узнавших, намеревается взять ее в жены и того же хотят родители девушки, то пусть заключат соглашение. Если же одна из сторон не захочет, то, если соблазнитель принадлежит к числу состоятельных [эв-поров], пусть заплатит девушке, им соблазненной, литу золота. Если же он среднего благосостояния [из эндеестеров], то пусть отдаст ей половину своего состояния. Если же он совсем беден и неимущ, то да будет он высечен, острижен и выслан.
30. Изнасиловавший девушку и обесчестивший ее подлежит отсечению носа.
31. Обесчестивший несовершеннолетнюю, т. е. в возрасте до 13 лет, подлежит обрезанию носа и отдаст половину своего состояния потерпевшей.
32. Обесчестивший чужую невесту, если это сделано и с ее согласия, подлежит обрезанию носа.
33. Виновные в кровосмешении — родители с детьми, или дети с родителями, или братья с сестрами — подлежат казни мечом. Виновные в том же, если они являются другими родственниками, т. е. отец, вступающий в связь с женой своего
сына, или сын с женой своего отца, т. е. с мачехой, или отчим с падчерицей, или брат с женой брата, или дядя с племянницей, или племянник с теткой, наказываются обрезанием носа. Равным образом и тот, кто заведомо вступает в связь с двумя сестрами [или двоюродными сестрами].
34. Тот, кто заведомо вступает в связь с чужими женщинами, приходящимися друг другу матерью и дочерью, подлежит наказанию — обрезанию носа. Тем же наказывается и та, которая сознательно участвовала в этом.
35. Двоеженец наказывается плетьми, а вторая жена его изгоняется вместе с родившимися от нее детьми.
36. Если жена вступила в связь, и забеременела, и принимает меры против своей беременности, чтобы вытравить плод, да будет она высечена и изгнана.
37. Если со времени настоящего закона вступят в брак двоюродные братья, или сестры, или хотя бы только их дети, или же отец и сын с матерью и дочерью, или два брата с двумя сестрами, то, помимо того что они будут разлучены друг с другом, они подлежат наказанию плетьми.
38. Мужеложество и участники его активные и пассивные караются мечом; если же будет обнаружено, что в качестве пассивной стороны в нем участвуют малолетние в возрасте до 12 лет, то это им прощается, так как они из-за малолетства не знали, что с ними делали.
39. Скотоложество карается оскоплением.
40. Бросающие огонь в чужой лес или вырубающие деревья присуждаются к штрафу в двойном размере.
41. Те, кто из какой-либо вражды или [с целью] ограбления имущества устраивают в городе пожар, предаются огню. Те же, кто вне городской территории со злым умыслом поджигают селения, или поля, или постройки на полях, предаются казни мечом. Если же кто-либо, намереваясь выжечь солому или терновник на своем возделанном участке, заложил туда огонь, а огонь распространился дальше и сжег чужие возделанные участки или чужой виноградник, то судье надлежит заняться этим делом, и если огонь распространился по неопытности или беспечности, то виновный возместит ущерб потерпевшему. Ибо если он развел огонь в такой день, когда был сильный ветер, или же не предохранил огонь от дальнейшего распространения, то осуждается как неосмотрительный и беспечный. Если же он все
предусмотрел, но неожиданно поднялся сильный ветер, и поэтому огонь распространился дальше, то не осуждается. И если от происшедшего воспламенился чей-либо дом, и сгорели некоторые из принадлежащих ему вещей, и огонь разошелся так, что загорелись какие-либо из окружающих строений, то не будет привлечен к ответственности, если этот пожар произошел непреднамеренно.
42. Уличенный, будь то свободный или раб, в том, что он дал под каким-либо предлогом питье кому-либо, будь то жена мужу, или муж жене, или слуги хозяину, и затем по этой причине на выпившего напала болезнь и он ослабел и умер, подлежит казни мечом.
43. Колдуны и знахари, которые к вреду людей общаются с демонами, подлежат казни мечом.
44. Изготовители амулетов, как полагают, для помощи людям, в действительности же из собственного корыстолюбия, присуждаются к конфискации имущества и изгнанию.
45. Совершивший предумышленное убийство, независимо от возраста, карается мечом.
46. Поразивший кого-либо мечом, если он убил, подлежит казни мечом. Если же раненный им человек не умер, то ранивший присуждается к отсечению руки, потому что вообще осмелился нанести удар мечом.
47. Если в результате происшедшей схватки случилась смерть, то пусть судьи рассудят и обследуют оружие, которым была причинена смерть. И если они обнаружат, что убийство было осуществлено тяжелыми дубинами, или большими камнями, или ударами ноги, виновный подлежит отсечению руки. Если же какими-либо более легкими орудиями, то виновный да будет наказан плетьми и изгнанием.
48. Ударивший во время драки рукой и убивший наказывается плетьми и изгнанием как совершивший убийство непреднамеренно.
49. Если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца. Если же владелец раба неумеренно его истязал, или отравил его ядом, или его сжег, то подлежит наказанию за убийство.
50. Разбойничающий, и устраивающий засады, и убивающий в том месте, где захвачен, да будет распят на фурке.
51. Клеветники подлежат тому же наказанию, какое надлежит за то, в чем они ложно обвинили.
52. Манихеи и монтанисты караются мечом.
[53. Перебежчики, т. е. те, кто присоединяется к врагам, караются мечом.]
Титул XVIII. [О дележе добычи]
Те, кто воюет с врагами, должны остерегаться всех дурных речей и дел, и направлять свои мысли и молитвы к одному только Богу, и вести войну продуманно. Помощь Божья ведь дается тому, кто обращает к ней за советом свое сердце. Ибо победу на войне дает не многочисленность войсковых сил, а сила, исходящая от Бога. Когда Бог даст победу, то шестую часть добычи должно посвятить казне, а остальную долю разделить равными частями между войском, поровну между великим и малым, ибо достаточно хватает архонтам доходов от получаемого ими жалования. Если же среди архонтов найдутся такие, которые сражались мужественно, находящийся там стратиг предоставит им из упомянутой шестой части, предназначенной фиску, и воздаст им должное, как положено. И пропорционально полученному на войне да будет таковой же, в соответствии с записанным, и доля тех, кто следует с обозом.
Земледельческий закон
Публикуется по: Византийский земледельческий закон / Под ред. И. П. Медведева. Л., 1984. С. 97-104, 108-109
1. Земледельцу, возделывающему свое поле, надлежит быть справедливым и не переступать межи соседа; если же кто-либо переступит и умалит ближайшую к нему долю, то, если переступивший границу земледелец сделает это во время пахоты, он лишается своей пашни, если же он совершит такой переход во время сева, то лишается и посева, и своего труда, и урожая.
2. Если какой-либо земледелец, придя без ведома хозяина земли, станет распахивать или засевать [его землю], да не получит он ни за труд по распашке, ни урожай за посев, ни потраченное зерно.
3. Если договорятся друг с другом два земледельца в присутствии двух или трех свидетелей обменяться землями, причем
договорятся окончательно, да останется их обмен законным, прочным и непоколебимым.
4. Если два земледельца договорятся обменяться землями ко времени сева и одна сторона отступится, то, если зерно будет засеяно, пусть не расторгают договора; если же не засеяно, пусть расторгнут. Если отступившийся еще не приступил к пахоте, в то время как другой уже вспахал, пусть распашет и отступившийся.
5. Если два земледельца обменяются землями либо на время, либо навсегда и обнаружится, что одна доля меньше другой, то, если о том не договаривались, пусть отдаст имеющий большее взамен соответствующее количество земли имеющему меньшее; если же так договорились, пусть взамен ничего не отдают.
6. Если земледелец, имея тяжбу о поле, придет против воли сеятеля и самовольно пожнет, то, если имел право, да не получит ничего из этого; если же он обратился в суд без всякого на то основания, пусть отдаст в двойном количестве сжатый урожай.
7. Если два села спорят о границе или о поле, пусть рассмотрят судьи и признают законное право за державшим большее количество лет; если же есть старая граница, пусть будет старое держание непоколебимо.
8. Если произведенный в подлежащих распределению по жребию местах раздел обидел некоторых, пусть позволено будет им ликвидировать произведенный обмер.
9. Если земледелец-мортит1, сжав без ведома земледателя, свяжет свои снопы, как вор будет лишен всего своего приплода.
10. Доля мортита — девять снопов, доля же земледателя — один сноп; тот, кто вознамерится делить иначе, да будет проклят богом.
11. Если кто-либо возьмет землю от земледельца, по бедности не имеющего возможности произвести посев, и, заключив договор, договорится только вспахать и поделить между собой, пусть соблюдает соглашение; если же согласятся и на посев, то пусть действуют по соглашению.
12. Если земледелец, взяв землю с целью засеять исполу, к требуемому времени не распашет, но для виду разбросает зерно, да не получит ничего из приплода, потому что, обманув, насмеялся над хозяином земли.
1 От морта — десятина. Мортит — арендатор, выплачивающий хозяину земли арендную плату в размере десятой части.
13. Если земледелец возьмет у какого-либо обедневшего1 земледельца виноградник для обработки исполу и не подрежет его, как должно, не окопает и не обнесет частоколом, пусть ничего не получает из плодов.
14. Если взявший поле исполу у захудавшего земледельца, находящегося в отсутствии, передумав, не возделает поля, пусть отдаст в двойном количестве плоды.
15. Если взявший испольщину до начала работы, передумав, заявит хозяину поля, что не в состоянии [возделать поле], и хозяин поля не озаботится этим, испольщик да будет безвинен.
16. Если земледелец, взявший на себя возделывание виноградника или земли, договорившись с их хозяином и получив задаток, приступит к работе, но, отступившись, оставит его, пусть отдаст достойную цену поля, а поле пусть имеет хозяин его.
17. Если земледелец станет производить работы в заросшей кустарником земле другого земледельца, то три года будет пользоваться ее плодами и отдаст ее снова хозяину ее.
18. Если не имеющий средств для обработки своего поля земледелец убежит и уйдет в чужие края, то пусть ответственные перед казной за подати собирают с него плоды, и да не будет позволено возвращающемуся назад земледельцу взыскивать с них что бы то ни было.
19. Если земледелец, убежав со своего поля, станет платить ежегодно казенные экстраординарные налоги, то пусть собирающие плоды и пользующиеся его полем понесут ответственность в двойном размере.
202. Кто рубит чужой лес без ведома хозяина его и обрабатывает вырубленное место и сеет на поле, тот пусть не получает ничего из урожая.
21. Если земледелец построит дом или насадит виноградник на брошенном чужом месте и затем придут хозяева этого места, то они не имеют права ни дом разрушать, ни виноградник вырывать; они вправе получить взамен участок, какой пожелают. Если же построивший на чужом месте отказывается дать в об-
1 В греческом тексте употреблен термин «агор», который точнее было бы перевести как «неимущий».
2 Статьи с 20-й по 28-ю Земледельческого закона публикуются по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1949. Т. I.
мен участок, то хозяин места имеет право виноград вытащить и дом разрушить.
22. Если земледелец украдет плуг, или мотыгу, или сошник и через некоторое время будет изобличен, то пусть он даст за это орудие дневной заработок — 12 фоллов1...
23. Если пастух рогатого скота возьмет с утра от земледельца корову или вола и смешает животное со всем стадом и случится этому животному быть разорванным волками, то пусть он покажет труп хозяину его, а сам пусть не будет в ответе за гибель.
24. Если пастух, взяв корову или вола, потеряет его и в тот же самый день, в который животное погибло, не сообщит хозяину животного, что, мол, я видел животное до такого-то места, а что с ним случилось, не знаю, пусть возместит убыток; если же он сообщит, то пусть не подвергнется взысканию.
25. Если пастух уйдет с утра, взяв от земледельца корову или вола, а животное, отбившись от стада, войдет в смоковницу или в виноградник и произведет потраву, то пастух пусть не лишится своей заработной платы, но пусть возместит всю потраву.
26. Если пастух возьмет от земледельца вола или корову и животное пропадет без вести, то пусть пастух именем Господа Бога поклянется, что он против животного не злоумышлял и не прича-стен к гибели его; и тогда пусть он не подвергнется взысканию.
27. Если пастух с утра возьмет у земледельца вола или корову не изувеченными, но здоровыми и случится, что животное сломает ногу или ослепнет, то пусть поклянется пастух, что он не злоумышлял против него, и тогда он не подвергнется взысканию.
28. Если пастух, поклявшись в том, что он не погубил животное, или не сломал ему ногу, или не ослепил его, затем будет уличен при двух или трех свидетелях в том, что сделал это, то пусть ему будет урезан язык и пусть он возместит убыток хозяину животного.
29. Если пастух находящейся в его руках палкой убьет, поранит вола или ослепит его, да будет виновен и понесет наказание; если же [сделает это] камнем, пусть будет невиновен.
30. Если кто-либо обрежет колокольчик у быка или овцы и будет опознан, пусть будет высечен как вор; если же скотина потеряется, то пусть совершивший кражу колокольчика отдаст ее.
31. Если дерево находится на участке возделанной земли и если соседний участок — сад и на сад падает тень от соседнего
1 12 фоллов равны одному кератию.
дерева, то пусть обрубит его ветви хозяин его, если же нет сада, пусть не обрубает.
32. Если дерево будет взращено кем-либо на неразделенной земле и затем по совершении раздела достанется в долю другому, пусть не имеет права на дерево никто, кроме одного только взрастившего его; если же возопит хозяин участка, что я-де терплю ущерб от дерева, пусть отдаст вместо этого дерева другое взрастившему, и получит это.
ЗЗ1. Если окажется, что сторож огорода ворует на том месте, которое взялся стеречь, то пусть он будет лишен своей заработной платы и сильно бит.
34. Если окажется, что наемный пастух выдаивает мелкий скот тайком от хозяина своего и [молоко] продает, то пусть он будет лишен своей заработной платы и бит.
35. Если окажется, что кто-нибудь крадет чужой хворост, то должен отдать его в двойном количестве.
39. Если кто, рубя дерево в роще, не обратит внимания, но дерево упадет и убьет вола, или осла, или другое какое животное, то пусть виновный даст животное за животное.
42. Если кто захочет украсть вола из стада, и от этого стадо будет угнано и станет жертвой диких зверей, то виновник должен быть ослеплен.
44. Если кто, найдя в лесу вола, заколет его и возьмет его мясо, то пусть отсекут ему руку.
45. Если раб заколет в лесу вола, или осла, или барана, то хозяин раба возместит животное.
46. Если раб, желая украсть ночью, угонит из хлева скот и животные погибнут или будут съедены зверями, то пусть он будет повешен как убийца.
47. Если чей-нибудь раб часто крадет скот ночью или производит угон стада, то с хозяина его, как осведомленного в его виновности, будут взысканы убытки за погибших животных, а сам раб пусть будет повешен.
53. Если кто при первом или втором случае потравы убьет животное, а не передаст его хозяину его, чтобы получить возмещение за потраву, пусть возместит хозяину убитое животное.
55. Если кто, убив пастушью собаку, не признается в этом, но произойдет нападение зверей на хлев, а затем будет обнару-
1 Статьи с 33-й по 91-ю Земледельческого закона публикуются по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1949. Т. I. С. 178-185.
жен убивший собаку, то пусть он возместит гибель всего стада вместе с ценою собаки.
56. Если кто подожжет собственный лес или поле и случится огню переброситься и сжечь дом или несжатые поля, то поджегший не подлежит суду, если сделал это не на большом ветру.
57. Кто жжет чужую гору или рубит чужие деревья, тот присуждается к уплате убытка вдвойне, причем у него заклеймена будет и рука.
61. Приходящие в чужие виноградники и насаждения смоквы ради еды пусть будут без вины, а если ради кражи, то пусть лишатся верхней одежды и будут биты.
66. Разрушающим чужие дома самовольно или уничтожающим ограду под предлогом, что они поставили свою ограду или построят свой дом, пусть будут отрублены руки.
67. Если окажется, что взявшие земельный участок за проценты по истечении семи лет пользуются доходом с него, то пусть судья разочтет сумму дохода за семь лет и выше и пусть половину дохода зачтет в погашение долга.
68. Крадущие хлеб в амбаре на первый раз пусть получат 100 ударов и пусть возместят убыток хозяину; если попадутся во второй раз, то будут биты и вдвойне возвратят украденное; если же и в третий раз, то будут ослеплены.
71. Держащие неверную меру хлеба и вина и не следующие старому преданию, но из корыстолюбия пользующиеся неверными мерами вопреки установленным пусть будут жестоко биты как нечестивые.
76. Убивающий отравой пастушью собаку пусть получит 100 ударов и отдаст двойную цену хозяину собаки; если произошла и гибель стада, то убивший пусть возместит весь убыток как виновный в прекращении сторожевой службы собаки. Следует собрать сведения и о собаке, и если это была зверобойная собака, то пусть будет так, как мы сказали выше; если же простая и каких много, то убивший ее будет бит и уплатит одну только цену ее.
81. Если кто, судясь с кем-нибудь, самовольно вырубит виноградник или другое какое-нибудь дерево, пусть ему будет отрублена рука.
82. Если кто, живя в селении, разведает общее, [публичное, никому не принадлежащее место], подходящее для мельничного устройства, и первый займет его, а затем по окончании этого устройства сельский сход запротестует против хозяина устрой
ства за то, что он первый занял и присвоил себе общее место, то пусть сделают весь причитающийся с них взнос по расходу на устройство и пусть будут совладельцами мельницы вместе с первым устроителем.
83. Если кто после раздела земли селения найдет в своем участке место, подходящее для устройства мельницы, и проявит заботу об этом, то земледельцы прочих участков не имеют права говорить что-нибудь по поводу этой мельницы.
85. Если владельцы поля не желают, чтобы вода проходила через их поля, то имеют право запретить проход.
87. Взяв себе упавший с дерева на мою землю плод, иску не подлежу.
88. Падающие с деревьев плоды считаются частью поля.
89. Переносимое на чужую землю мое дерево не выходит из моей власти до тех пор, пока не пустит там корни.
91. Пасущий на чужой земле скот, не имея на то права, подвергается взысканию убытка в двойном размере.
Воинский закон
Публикуется по: Кучма В. В. К вопросу о связи трех
памятников византийского военного права // Византийский временник. М., 1971. Т. 32. С. 278—280
1. Тот, кто осмелится организовать заговор, или [тайное] сообщество, или бунт против своего архонта1 под каким-либо предлогом, будет подвергнут отсечению головы, в особенности предводители заговора или бунта.
2. Если стратиот, не послушавшись своего пентарха, воспротивится ему, пусть он будет наказан. Также и пентарх, если не послушается своего декарха, равным образом и декарх — своего гекатонтарха2. Если же кто-либо из тагмы3 осмелится воспротивиться старшему архонту — или комиту, или трибуну4, или другому кому-либо подобному, пусть он будет присужден к высшей мере наказания.
1 Любой начальствующий.
2 Закон перечисляет командиров небольших подразделений — условно «пятерок», «десяток» и «сотен».
3 Здесь: любое подразделение.
4 Комиты и трибуны — командиры частей в византийской армии. Трибун возглавлял арифму или нумер, в котором было от 200 до 500 стратиотов (в полном составе).
3. Если какой-нибудь стратиот, услышав распоряжение своего декарха, не исполнит его, йусть он будет наказан. Если же он, не зная распоряжения, совершит ошибку, пусть будет наказан декарх, так как он не научил его заранее.
4. Если по отношению к стратиоту было со стороны кого-либо совершено беззаконие, пусть он обратится к архонту таг-мы. Если же беззаконие совершено со стороны архонта его таг-мы, пусть он обратится к вышестоящему архонту.
5. Если стратиот осмелится бродяжничать сверх времени коммеата1, он изгоняется с военной службы и как сельский житель передается [гражданской] администрации.
6. Если кто-либо во время войны осмелится освободить стра-тиота посредством коммеата, пусть [стратиот] уплатит пеню 30 номисм; если же во время зимовки — пусть стратиот получит коммеат за 2 или 3 мины2; в мирное время стратиоту пусть предоставляется коммеат в пределах епархии.
7. Если кого-либо уличат в желании передаться врагам, того следует наказать высшей мерой наказания, [причем] не только его самого, но и единомышленников, и умолчавших.
8. Если кто-либо нанесет ущерб стратиоту или соплателыци-ку, пусть в двойном размере возместит пострадавшему его имущество; если же архонт или стратиот нанесет ущерб стратиоту или соплателыцику во время зимовки, или похода, или в лагере и надлежащим образом его не компенсирует, пусть возместит пострадавшему его имущество в двойном размере.
9. Если кто-либо, кому была поручена охрана города или кастрона3или же не поручена [специально], сдаст его или, не желая защищать, даже если есть [для этого] возможность, уйдет оттуда вопреки воле своего архонта, в особенности [если он стремится к этому] вопреки необходимости, пусть он будет присужден к смерти через отсечение головы...
11. Если стратиот во время битвы или сражения покинет свой строй или банду4 и выбежит раньше с [того] места, в котором он
4 Первоначально — воинский знак или флаг. Затем так стали именовать и сами отряды войска, а впоследствии, с X в., и территориальные единицы — укрепленные районы.
был размещен, и будет снимать доспехи с мертвого врага, убитого другим, или опрометчиво устремится в преследование других врагов, такого мы повелеваем наказать смертной казнью как ослабляющего строй и тем самым причиняющего ущерб своим товарищам и все, что им взято, как и следует, изъять и передать казне тагмы. Если же учитывать снисхождение, то пусть он будет или побит ропалами1, или лишен военной службы.
12. Если во время генерального сражения или битвы произойдет обращение в бегство без какой-либо разумной и видимой причины, мы повелеваем стратиотов той тагмы, которая первой обратилась в бегство и отступила из строя или из своей меры, выстроенной для сражения, рассчитать по 10 и как ослабивших строй и явившихся виновниками обращения в бегство всей меры [каждого десятого] предать смерти стратиотам других тагм. Если же окажется, что некоторые из них, как случается, будут ранены в этой стычке, таковым мы повелеваем быть свободными от этого обвинения.
13. Если знамя будет захвачено врагами без какого-либо разумного и видимого основания, мы повелеваем наказать тех, кому была поручена его охрана, и оказавшихся поблизости архонтов, командующих ими или схолами, в которых они [знамена] были. Если же случится, что некоторые из них, сражаясь, были ранены, пусть они останутся свободными от такого наказания.
14. Если случится бегство меры2 или строя, когда имеется фоссат3, и бегущие устремились не к дифензорам4, и не искали убежища в этом фоссате, но, презревшие, ушли в другое место, мы повелеваем осмелившихся это сделать наказать как презревших своих товарищей и явившихся виновниками смятения.
15. Если стратиот во время сражения бросит свое оружие, мы повелеваем наказать его как обнажившего самого себя и вооружившего врагов.
16. Если экзархи5 или кто-нибудь другой под предлогом военного похода будут облагать контрибуцией земельные участки, пусть они будут наказаны двойной суммой.
1 Деревянные дубины.
2 Воинская часть.
3 Укрепленный военный лагерь.
4 Стратиоты, составлявшие костяк подразделения и обязанные сохранять боевой порядок и соблюдать строй.
5 Наместник, ведавший военной и гражданской администрацией в провинции.
17. Экзархи, [организаторы] беспорядков или подбивающие народ против службы родине либо подлежат отсечению головы, либо, будучи подвергнуты телесным наказаниям, — изгнанию.
18. Если кто-либо одними только речами внес беспорядок в воинскую службу и многие согласятся с ним, пусть они, сильно высеченные, будут изгнаны с военной службы. Если же [кто-либо] разжигает и побуждает к грубому нарушению дисциплины стратиотов, пусть он будет наказан отсечением головы.
19. Если стратиот воспротивится воле своего архонта, его следует высечь. Если он лишь задержал жезл [архонта], пусть будет изгнан с военной службы; если же преднамеренно сломал его [жезл] или поднял на него [архонта] руку, наказывается высшей мерой наказания.
20. Если стратиоты бросили своего экзарха или позволили врагам захватить его и, будучи способными его охранять, не защитили его и он погибнет, они наказываются смертной казнью через отсечение головы.
21. Выделенный для охраны дворца и утративший по своей вине бдительность и бодрствование подлежит высшей мере наказания или — заслуживающий снисхождения — изгнанию.
22. Ушедший к варварам как перебежчик или прибывший к ним под предлогом посольства и продающий обработанное или необработанное вооружение или какое-либо оружие пусть будет наказан высшей мерой наказания...
24. Если лазутчики ромейского войска донесут врагам о секретных замыслах ромеев, они будут наказаны отсечением головы; равным образом [наказываются] и нарушающие мир.
25. Если стратиот, занимавшийся во время сражения делом, запрещенным ему его архонтом, не исполнит данное ему поручение, пусть он получит высшую меру наказания, даже если он прекрасно исполнил бы дело. Или если, сговорившись с врагами, он, блуждая, отойдет от фоссата и первым из строя обратится в бегство на глазах у стратиотов и, пораженный врагом, или потеряет свое вооружение, или продаст, — пусть он будет присужден к отсечению головы; с учетом же снисхождения — высеченный, пусть он сменит военную службу.
26. Стратиот, преднамеренно ранивший камнем своего товарища по оружию или самого себя, высеченный, подлежит лишению военной службы, если раненный им не избежит страдания, или болезни, или смерти. Если же он ранит мечом или самого
себя, или другого, он присуждается к смертной казни как самоубийца или совершивший преступление.
27. Совершивший воровство стратиот пусть будет изгнан с военной службы после того, как он доставит в то же самое место двойное количество [по сравнению с украденным].
28. Стратиот, присужденный к отсечению головы, или изгнанию, или к какому-нибудь другому публичному наказанию и каким-либо образом избежавший его, не может никогда исполнять военную службу. Изгнанные с военной службы с позором по какой-нибудь причине не могут ни служить в войске, ни заниматься [чем-нибудь подобным], ни иметь когда-нибудь почести.
29. Стратиоты пусть не занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни государственной деятельностью, если они изгнаны с военной службы и [лишены] преимуществ стратиотов...
31. Провинившийся перед императором умерщвляется, и [его имущество] конфискуется.
32. Стратиот, задумавший бежать к варварам и задержанный, наказывается отсечением головы.
33. Бежавший к варварам и возвратившийся пусть будет подвергнут пыткам.
34. Если подлежащий высылке и сосланный стратиот, избежавший наказания, продолжает опять исполнять военную службу, пусть он будет предан смертной казни. Тот, кто изгнан на непродолжительное время, если он добровольно несет военную службу с тем, чтобы провести время изгнания, ссылается на остров на постоянное местожительство, если только причина его изгнания не заключается в том, что [изгнание] порождено пренебрежением к воинской службе, например в прелюбодеянии или в другом публичном обвинении.
35. Стратиот, который сослан на постоянное местожительство по публичному обвинению, например в прелюбодеянии или других [проступках], порожденных пренебрежением к военной службе, и [за это] подлежащий ссылке, если он опять продолжает исполнять военную службу, [присущую] военнообязанным, пусть будет присужден к отсечению головы. Подвергнутый же изгнанию на непродолжительное время из-за незначительного проступка и добровольно исполняющий военную службу, с тем чтобы провести срок изгнания, ссылается на остров. Ибо такие не являются надежными, даже если они желают нести военную службу.
36. Избегающий нести военную службу в качестве стратиота пусть будет наказан сурово, ибо уклонение от военной обязанности есть преступление. Призванные на военную службу и избегающие ее обращаются в рабство как предатели свободы родины.
37. Если кто-либо отвлекает своего сына во время войны от военной службы или сделает его непригодным, так что он окажется неспособным к службе в армии, тот подлежит изгнанию, и часть его имущества конфискуется.
39. Стратиотам, оступившимся и провинившимся из-за вина, или [другого] крепкого напитка, или другого наслаждения, наказание через отсечение головы смягчается; к ним, подвергнутым телесным наказаниям, применяется перемещение их по военной службе.
40. Если стратиоты, охраняющие заключенных, по нерадивости их упустят, они подвергаются телесным наказаниям или лишаются военной службы — в зависимости от значения заключенного; если они освободят их из сострадания — лишь изгоняются со службы, если же из коварных целей — наказываются отсечением головы или понижаются на последнюю ступень воинской службы.
41. Стратиот, склонный к прелюбодеянию, лишается военной службы, и [его имущество] конфискуется.