Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 9 Наступил брак Агнца



 

До сих пор мы пытались следовать внутренней динамике апостольского свидетельства, чтобы понять осознание, родившееся благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса, то есть понять тот образ мышления, который я назвал «эсхатологическим». Мир, в котором мы живем, полон насилия и противоречий; мы участвуем в этом, как и все остальные. То, что питает и делает возможной жизнь посреди этого мира, превосходит всякое воображение. Я попытался определить, что имеет в виду апостольское свидетельство, когда призывает нас обратиться к вещам небесным. Несколько позже мы еще вернемся к этому. Остается, однако, элемент, который до сих пор не настолько внимательно рассматривался, но являющийся, тем не менее, самым важным: небеса. Мы уже видели описание небес согласно их, так сказать, активной роли: речь шла о создании историй, которые пребудут вечно, историй, порожденных надеждой; это истории людей, которые надеются постигнуть в них самих себя еще до того, как все будет окончательно явлено. Но это — лишь одна сторона дела, и возможно, не самая главная. Апостольское свидетельство дает нам серию подсказок насчет того, что можно назвать «принимаемой» частью небес, то есть той частью, которая «должна быть признанной». Именно это является наиболее интересным.

Любовь в том, что не мы возлюбили Бога, но что Он возлюбил нас и послал Сына Своего как умилостивление за грехи наши (1 Ин4:10).

Имея это в виду, мы рассмотрим некоторые из намеков на «воспринимаемый» опыт небес; цель этих намеков состоит в том, чтобы дать нам способность проявить наше собственное творческое участие.

 

Репутация и стыд

 

Когда свидетельство апостолов говорит о небесах, о явлении Бога, или о пришествии Сына, всегда добавляется одно слово: «слава». Это слово употребляется во фразах вроде «Да примет ее Бог в свою славу», то есть эта фраза является синонимом «Да покоится она в мире». Я бы хотел немного сосредоточиться на слове «слава», потому что оно намного интереснее и информативнее, чем кажется с первого взгляда. Наше слово «слава» является переводом греческого слова докса, базовое значение которого — мнение или репутация.

Рассмотрим сейчас два различных варианта перевода нескольких стихов из Евангелия от Иоанна:

Славы от людейЯ не принимаю, ноЯ знаю вас,что любви Божией вы не имеете в себе.Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня; если другой придет во имя свое, того вы примете. Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от единого Бога, не ищете? (Ин5:41-44).

Здесь я несколько изменил текст английского перевода «Авторизованной версии» (я заменил слово «похвала» словом «слава»). Вышесказанное можно перефразировать следующим образом.

Моя репутация не зависит от других людей, но я знаю, что в глубине души вы не любите Бога. Я знаю это потому, что хотя я пришел как личный представитель Бога, вы не обращаете на меня внимания. Если бы пришел кто-то другой, не имеющий никакого авторитета, кроме своего собственного, то у вас не возникло бы проблем с тем, чтобы принять сказанное им. Как вы можете верить в Единого Бога, если так сильно зависите от вашей репутации, основанной на взаимном подражании, и пренебрегаете той репутацией, которую может дать один только Бог?

Мы ничего не теряем в этом парафразе, но в нем нам становится понятнее логика Иисуса. Он принимает как очевидность, что мы, человеческие существа, полностью зависим от кого-то другого, передающего нам понятие о ценностях. В основе нашего поведения лежит глубокая потребность в признании со стороны кого-то другого, и эта потребность мотивирует наши действия. Мы нуждаемся в том, чтобы нас кто-то заметил и сказал: «Я тебя заметил, и мне нравится то, что ты делаешь». Проблема, поднятая Иисусом перед своими слушателями, — тот же самый вопрос, который мы уже встречали в других обстоятельствах: кто этот «другой», чьего признания я жду? Кто должен сказать мне: «Ты мне нравишься»?

Я считаю, что здесь есть две альтернативы. В первом случае я могу полностью зависеть от тех, кто подобен мне, и в таком случае моя доброта, мое стремление вести себя хорошо, образ жизни, который я веду, — все будет отражением этих людей. Мне придется делать все возможное, чтобы вести себя так, как они хотели бы, чтобы я себя вел; я должен общаться с теми же, с кем они общаются, и должен прогонять тех, кого они прогоняют. Иначе я сам рискую быть изгнанным из их общества. И дело не только в этих факторах, которые могут показаться чем-то поверхностным, подобным маленьким играм лицемерия, которые нам всем иногда приходится вести, чтобы занимать какое-то положение в кругу себе подобных. Дело еще и в том, что, даже если я не осознаю этого, все мое «Я» представляет собой не что иное, как конструкцию, поромеденную трудной игрой поддержания репутации. Под ним нет никакого другого «Я», скрытого в глубине — существует только лишь то «Я», которое приобретается посредством некоторых действий по завоеванию и сохранению репутации. Мое «Я» и мои отношения с «другим» — это одно и то же.

Однако существует иная альтернатива — получить свое «Я» от Бога, и здесь встает проблема: у Бога ужасная репутация. Можно выразить это другими словами: репутация Бога — то же самое, что и репутация жертвы. Об этом и говорил Иисус: чтобы заслужить свою репутацию, вам нужно, чтобы вас заметили и узнали, но если это признание Бога, то вы должныбыть готовы утратить свою репутацию, достигнутую вами в глазах общественного мнения. Вы должны быть готовы потерять уважение тех, кого почитают опорой общества, кто определяет общественную мораль и нравы, а затем вам нужно будет обрести свою репутацию, оказавшись среди тех, кого ни во что не ставят. Это примерно то, что Павел говорит коринфянам:

Но безумное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, инемощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, ибезродное мира и уничиженное избрал Бог, и не-сущее, чтобы упразднить сущее (1 Кор 1:27-28).

Здесь термин «слава», или репутация, и «стыд» появляются в апостольском свидетельстве, и эти понятия соседствуют друг с другом. Давайте приведем несколько примеров: в притче Луки о свадебном пире те, кто занимает более высокое положение, повергаются в стыд, а те, кто сидит на менее почетных местах, публично получают признание со стороны хозяина, который говорит:

«Друг, передвинься повыше» (Лк 14:10).

В столь отличном от текста Луки Первом Послании Петра читаем:

Пусть никто из вас не страдает, как убийца, или вор, или делающий злое, или как вмешивающийся в чужие дела. Если же как христианин, да не стыдится, но да прославляет Бога за это имя (1 Петр 4:15-16).

Этот стыд, ставший результатом построения истории жертвы, является способом, посредством которого мы устанавливаем репутацию Бога. Нельзя выразить этого более ясно, чем сделано в следующих строках Евангелия, передающих, вне сомнений, подлинные слова Иисуса (мы находим эти слова в разных местах в несколько различающихся вариантах):

Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с ангелами святыми (Мк 8:38, параллельные места Л к 9:26, Мф 10:33, Лк 12:9).

Таким образом, здесь мы видим, что дело не только в том, как мы прославляем Бога, проявляя готовность участвовать в построении истории отверженного и подражая тому, кто был причислен к преступникам. Важно еще и то, что, говоря о небесах, Иисус особенно часто подчеркивает необходимость принятия славы, или репутации, исходящей от Бога. Небеса дадут изобилие славной репутации; тот, кто построил свою жизнь, не стыдясь гибкого подражания Сыну, заслужит высочайшую похвалу.

Если мы вернемся к отрывку из Иоанна, с которого начали, то теперь уже ясно увидим, что такое слава: порядок этого мира имеет собственную славу, которая зависит от взаимного конкурентного подражания, и эта слава достигается и удерживается с трудом. Включение в принятый миропорядок не дает нам вести себя солидарно с теми, кто обладает дурной репутацией, так как в этом случае мы потеряем собственную. Но те, чье сознание сосредоточено на вещах небесных, получившие собственное «Я» в результате неконкурентного подражания жизни Иисуса, принимают свою репутацию от Бога-Отца, а не от своих современников. Они учатся, хотя порой и с большим трудом, не придавать большого значения тому, что о них подумают люди, и какую репутацию им припишут: благодаря этому они обретают свободу, позволяющую связать себя с людьми, не имеющими хорошей репутации, подобными тому человеку, которого причислили к преступникам.

Если им удастся не постыдиться презирающего их мира, то тогда, при финальном откровении Сына человеческого, явившегося со своими ангелами, будет с высочайшей ясностью показано, кем на самом деле является Бог. Когда откроется, что воскресшая жертва была центральной осью всех жизненных историй, пока еще находящихся в стадии строительства, то те, кто не беспокоился о потере своей репутации, получат репутацию вечную: посреди великого множества людей они услышат то, что хочет услышать любой маленький ребенок от своих родителей: «Это правильно, малыш, это то, что я хотел; мне нравится, что ты сделал».

В древностиэто было всем хорошо понятно: например, св. Августин определил славу как «Clara cum laude notitia»[42]то есть публичное признание с похвалой. И этоследует понимать не просто как публичное признание заслуг, как если бы Бог был школьной директрисой, выдающей награды в конце срока обучения. Скорее следует говорить оприветствии, полном мира и любви, о признании со стороны «Другого», который пересоздал мое «Я», реконструировал меня. Насколько мое земное «Я» основывалось на репутации, получаемой от других, подобных мне и при этом враждующих со мной, настолько мое истинное «Я» приобретается от миролюбивого Другого. Эта новая полученная мною идентичность остается даже после многих ложных шагов и ошибок, допущенных в процессе моих попыток стать частью небесной контристории жертвы, посреди мира, полного сплетен и ссор.

Однако сказанного выше недостаточно; нам надо достичь более глубокого и тонкого понимания репутации и славы, чем мы получим, если остановим наше исследование прямо сейчас. Я описывал ситуацию, стараясь верно следовать апостольскому свидетельству, но при этом не было принято в расчет одно из направлений развития, которому подверглось представление о репутации благодаря влиянию постепенно углублявшегося осознания того, что жертва может быть невиновной. Разрешите мне объяснить. То, что я говорил выше, можно понять таким образом, что хорошая репутация в этом мире является следствием извращенного порядка вещей, а тот, кто понял все лицемерие, присущее данному порядку, может без труда отказаться от своей хорошей репутации в глазах мира, и приобрести плохую репутацию, соблазняющую людей. Будучи изгнанным стражами общественной морали, этот индивид получает роскошь осознания, что он является жертвой, и тем самым зарабатывает себе иную славу.

Я говорю о стратегии самоканонизации жертвы: мы можем на примере нашего общества проследить, как она работает. Один из способов «почувствовать себя особенным» — вжиться в роль того, кто обладает дурной репутацией. Мы видим это на примере формирования религиозных сект, которые сами создают барьеры между собой и остальным обществом, идут «против общества», хотят стать «особенными», и этим провоцируют неприязнь со стороны общества. Такое неприятие заставляет членов сект чувствовать особенную близость к Господу, потому что они после всего произошедшего подверглись гонению за свою христианскую веру, и это дает им основание чувствовать свою подлинность. Причем нам даже не надо выходить за пределы Католической церкви, чтобы обнаружить работу сходных механизмов. Определенные группы в самой церкви, не лишенные известного влияния, идут именно таким путем. Желая быть непохожими на других, они провоцируют отторжение, которое подтверждает их мнение о себе, состоящее в том, что они особенно необходимы церкви и привержены ей: при этом происходит самоканонизация самозваной жертвы. Неприятие они толкуют в том духе, что их преследуют как непонятых пророков и мучеников.

Существует распространенное мнение, что тот же самый механизм срабатывает в так называемых «меньшинствах». Именно это произошло, например, в среде гей-групп во время начала эмансипации, которая традиционно связывается с событиями, произошедшими в 1969 году, когда группы сексуальных меньшинств оказали сопротивление нарядам полиции, нагрянувшим в Стоунуолл бар[43]. Упомянутый механизм работал таким образом: акцентировалось все то, что казалось наиболее вызывающим и шокирующим в жизни геев; в результате была достигнута консолидация статуса жертвы посредством приобретения плохой репутации. Это — самоканонизация самозваных жертв. Слава Богу, здесь не былокак в самокритике по поводу данной тенденции изнутри самой гей-культуры, тенденции, исходящей от тех людей, которые хотели» чтобы о них думали просто как о людях. В этом случае слово «мы» употреблялось миролюбиво, вотличие от конфронтирующего «мы», противопоставляющего «нас» лицемерным и жестоким противникам, угнетающим «им»[44]. Тот же самый процесс может быть обнаружен почти во всех социальных группах, требующих для себя прав, и, вероятно, в большей или меньшей степени, все мы подвержены таким тенденциям.

Итак, во всех вышеупомянутых случаях мы обнаруживаем тот же механизм: с одной стороны, мы имеем самоканонизацию тех, кто цепляется за «положительную» репутацию, и делает все возможное, даже ценой насилия, чтобы замять те небольшие промахи и скандалы, которые могли бы привести к утрате их репутации. С другой стороны, у нас есть зеркальное отражение этих людей, их двойник-противник: здесь присутствует самоканонизация похваляющегося тем, что его считают «отверженным» и «проклятым»; такие люди отказываются от любой попытки принять во внимание тот факт, что на самом деле они ничем не отличаются от остальных. Я надеюсь, что здесь очевидна работа того же механизма: путем конкурирующего подражания мы обретаем свою славу и репутацию от «другого», подобного нам — может быть даже ценой провокации и насильственного создания врага.

Факты таковы: нет никакой разницы между самооправданием, утверждающим — «я хороший», и самоуничижением, говорящим — «я порочный». Обе крайности являются двумя полюсами одного и того же типа желания, и, можно добавить, двумя точками выбора, которые обычно появляются в жизни одного и того же человека. С этим утверждением мы возвращаемся к нашему разговору о надежде. Слава и репутация, которые исходят от Бога, могут быть получены, но не присвоены. Слава Отца, которая открывается с пришествием Сыначеловеческого вместе с ангелами, будет получена теми, кто как раз не одержим заботой о своей репутации, своей славе. Вопрос о «хорошей» или «плохой» репутации не имеет большого значения, поскольку человеческая доброта и человеческое зло представляют собой социальные конструкции, насквозь пронизанные конкурирующими желаниями — желаниями, формирующими идентичность человека согласно социальному «другому». Слава небес, принятие которой творит заново, не достигается лишь благодаря приобретению репутации отверженного в этом мире, но дается тому, кто безразличен к своей репутации и славе, полученным здесь, кто остается свободным, независимым от того, что думают о нем люди, возрастая в своей солидарности с той реальностью, которой еще нет. Утрата репутации — это действительно начало жизни в согласии с Евангелием, но эта утрата присуща тому, кто не слишком заботится о ней, а не тому, кто сосредотачивается на самоканонизации, добиваясь для себя роли «изгнанника». Небесная репутация и слава даются тем, кто действительно не осознает, почему ему это дано, тому, кто считает себя «рабом нестоящим» (Лк 17:10).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.